Шесть секретов подготовки домашнего задания, которое будут делать ученики

Домашнее задание: радость творчества или мучение ребенка?
Современные политики и журналисты давно поговаривают об отмене домашних заданий в школе: в первом классе уже отменили, до средней  школы пока «добираются». Но мы-то с вами знаем, что без отработки изученного материала, без самостоятельной работы ученика не будет прогресса, не будет результата. Как  же быть, как сделать так, чтобы ученики сами хотели выполнять задания?

Обсудить статью (уже 14 коммент.)
Опубликовать свой материал

Для начала давайте разберемся, какую причину называют противники домашних заданий? Много задают, справиться со всеми заданиями невозможно. Да, такая проблема, действительно, существует: если каждый учитель будет неумеренно задавать домашнее задание, то дети просто перестанут его делать. Так и происходит в старшей школе: выполняют задания единицы, среди них половина «ГДЗ-шники» и те, кто занимается с репетиторами. Вот "некоторые" и решили ввести "инновацию": отменить домашние задания вовсе, по всем предметам, во всех классах. Вместо того, чтобы сделать задания интересными…

Как задавать домашнее задания? Шесть принципов хорошего домашнего задания

  • Домашнее задание должно быть интересным. Конечно, невозможно, да и не нужно все задания сводить к юмору и интересным историям, но избежать явной банальщины и серости учебников просто необходимо.
  • Задания должны затрагивать эмоции учеников. Об эмоциях при составлении домашнего задания обычно не говорят. То, что приятно, тот вопрос, который «раздражает», потому что хочется найти ответ – вот, что будет работать всегда. Дети по природе своей любознательны, ищите такие вопросы, которые будут не давать покоя день, два, неделю, но в итоге ученик узнает ответ сам или на уроке. Такие вопросы не рождаются по заказу тогда, когда вы готовите урок, поэтому заведите тетрадочку, в которой вы будете записывать их, и не скупитесь – дарите эти идеи коллегам на педагогических сайтах, форумах, в личном блоге. Что вам будет интереснее прочитать: новость о повышении зарплаты учителям или о повышении зарплаты полицейским? Уверена, что учителям, потому это тема вам близка, она «ваша». Так и с учениками – старайтесь приблизить задания к вашим ученикам. Например, одна из учительниц географии нашего сайта при объяснении новой темы «Города» ученикам из ближнего зарубежья дает в примеры не Москву и не Владимир, а Баку и Ереван – этим детям не просто приятно услышать родное слово на уроке, они с удовольствием выполняют такие задания.

А также:

  • Задания должны быть дозированными. Да, их не должно быть много, и не должно быть мало – вы должны найти свою «золотую середину». Постоянные сложные и объемные задания  приведут к тому, что на предмет «забьют», слишком легкие задания станут казаться нормой, и ученики начнут лениться. Чередуйте большие и маленькие задания, давайте детям отдохнуть. В понедельник, день врабатывания и взрослых, и детей, заданий лучше дать меньше, на выходные – творческие задания. Конечно, если у вас всего 1-2 часа в неделю, вам труднее, но уверена, что сможете найти решение.
  • Домашние задания должны быть разноуровневыми. Да, среди ваших учеников есть «середнячки», а есть и увлеченные предметом, и, что греха таить, те, кому ваш предмет не интересен вообще. Проще всего с середнячками. Но как быть с одаренными? Им нужны отдельные задания, дополнительные, специально для них – пусть не каждый урок, но хотя бы иногда, им нужна эта дополнительная пища для ума, они должны знать, что вы их цените и считаете их уровень знаний высоким. Ну и для "лентяев" и просто незаинтересованных – давайте им минимум, то, с чем трудно не справиться, что-то очень легкое, но по теме урока. Кто знает, может быть, ситуация успеха окрылит их, и они полюбят ваш предмет.
  • Домашнее задание должно быть оправданным. Не нужно задавать задание ради задания, поставьте хотя бы небольшую цель для каждого задания и упражнения (как вариант, отработку тех или иных УУД, универсальных учебных действий), а потом сами или вместе с учениками посмотрите результат – достигнута цель или нет, каковы проценты достижения цели. Сообщите об этом ученикам (см. следующий пункт).
  • Ученик должен иметь «обратную связь». Если связи нет, то есть задания не разбираются и не обсуждаются на уроке, то ученик никогда не узнает, достиг ли он цели, шагнул ли он вперед к новым знаниям. Ученик потратил свое время на задание, найдите и вы несколько минут, чтобы обсудить его работу. Помните: ученику не достаточно простой оценки в тетради, ему нужно слово, устное или письменное, а лучше – индивидуальное, находите возможность лично сказать какие-то слова каждому ученику – хотя бы раз в месяц или в четверть. Чтобы процесс проверки домашнего задания был интересным, подготовьте шаблон в Excel с круговой диаграммой и прямо на уроке попросите детей поднять руки, кто справился с заданием, посчитайте и введите число в таблицу, на доске появится диаграмма, по которой можно понять, как дети справились с заданием. И так для каждого задания. Такой мини–интерактив будет приятным дополнением к уроку, можно делать его время от времени, а можно устраивать соревнования: по рядам (какой ряд лучше справился), по алфавиту (кто лучше справился, у кого фамилия на гласную или на согласную букву). А если у вас есть система интерактивного голосования с пультами, то вообще замечательно – такие срезы можно делать постоянно, по любому вопросу. И не забывайте хвалить учеников: и лично, и класс в целом.

Чеклист хорошего домашнего задания

  • "Интересность"
  • Эмоциональность
  • Дозированность
  • Многоуровневость
  • Оправданность
  • Результативность

После подготовки текста домашнего задания проверьте, все ли принципы соблюдены, можно поставить галочки напротив этих пунктов, можно вычеркнуть. Возможно, какие-то задания стоит переформулировать или заменить на другие. Не бойтесь перемен, сделайте разные задания по одной теме в разных классах одной параллели, а потом проведите свое мини-исследование и "работу над ошибками": какие задания были легкими / сложными, какие понравились / не понравились и т.п. Можно и диаграммки нарисовать - со временем вы поймете, какие задания более эффективны и какие вам удаются лучше всего.  Если ранее вы не использовали эти принципы при подготовке домашнего задания, то начните хотя бы с 1-2 пунктов и посмотрите результат, уверена, что он будет положительным.

А каким, на ваш взгляд, должно быть хорошее домашнее задание? Как составлять домашнее задание? Жду ваши комментарии.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
14 svetbalt64 • 14:54, 20.02.2016
Понравился прием "Шаблон в Excel, а также мини–интерактив по алфавиту. Обязательно воспользуюсь на уроках. Эти приемы повысят мотивацию детей. Спасибо!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
13 Nata817548 • 12:58, 21.01.2015
Да, такая проблема, действительно, существует: если каждый учитель будет неумеренно задавать домашнее задание, то дети просто перестанут его делать.
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
12 lahama • 23:12, 08.12.2014
Домашнее задание - необходимость в закреплении, повторении, отработке знаний. Основная проблема в том, что большинство сборников, задачников и учебников имеют решебники, которые не только НЕ помогают ученикам, а ставят учителя в такое положение, что приходится готовить индивидуальные, разноуровненые, дифференцированные задания, чтобы получить хоть какой-то положительный эфект.... печально, нагрузка постоянно возрастает.
avatar
11 anaikinagg • 16:29, 21.07.2014
Здравствуйте. Я домашние задания стараюсь не задавать на выходные, тогда понедельник получается более-менее разгруженным(не надо проверять тетради) или учащиеся выполняют домашние задания на определённом сайте, а я потом просматриваю ответы и выставляю оценки
avatar
10 радугаdon • 23:04, 26.05.2014
Я тоже считаю, что отменять домашнее задание нерационально, но учитель должен четко представлять ожидаемый результат. Я преподаю химию. Предмет интересный, но не простой. Необходимая работа, направленная на понимание материала в основном должна быть выполнена в классе. Домашнее задание может способствовать отработке навыков, закреплению изученного материала или носить творческий характер и вызывать интерес к изучению предмета, давать представление о практической значимости изучаемого материала. Кроме обычных заданий я использую домашний эксперимент, компетентностно-ориентированные задания (КОЗы).
avatar
9 anna_strelets • 20:04, 01.05.2014
спасибо! очень помогло!
avatar
6 ilmira9320 • 15:01, 23.10.2013
Спасибо за статью. Интересная и актуальная, особенно в нынешнее время, когда современным детям совсем не до домашнего задания. Новые идеи для нас нужны сейчас, как никогда. Спасибо Вам.
avatar
7 Генеральдовна • 00:20, 24.10.2013
Спасибо большое! Рада была помочь!
avatar
5 Старикова Екатерина Валентиновна • 19:34, 16.10.2013
Спасибо за информацию. Обязательно буду применять в практике.
avatar
8 Генеральдовна • 00:20, 24.10.2013
Екатерина, мне очень приятно!
avatar
2 Наталья • 09:51, 13.10.2013
Спасибо за полезную статью. Домашнее задание - это большая проблема сегодняшней ежедневной работы современного учителя, так как чаще всего ученики не выполняют домашнее задание. Причин тому множество, но Ваша статья помогает обдумать возможности улучшения работы в данном направлении.
avatar
3 Генеральдовна • 17:50, 13.10.2013
Наталья, спасибо! Удачи!
avatar
1 Лена2 • 21:12, 11.10.2013
Спасибо за публикацию. Мне как молодому специалисту такие советы очень нужны! Спасибо, что делитесь опытом!
avatar
4 Генеральдовна • 17:50, 13.10.2013
Рада помочь!