Светлана Макаревич, 23.10.2013 29

Как проверить домашнее задание: 20 интересных способов

Как мотивировать ребенка выполнять домашнее заданее: советы
Роль домашнего задания в процессе школьного обучения сложно переоценить. Будет ли ученик регулярно и качественно его выполнять, во многом зависит от тех способов и форм проверки, которые выбирает учитель. В данной статье мы рассмотрим интересные и оригинальные способы проверки домашнего задания.

Обсудить статью (уже 29 коммент.) Опубликовать свой материал

Эта статья — для учителей. Если вы родитель, читайте статью для вас >>>

Проверка выполнения учениками домашнего задания — важный и неотъемлемый этап любого урока. Если проверочная система не налажена, роль самостоятельной домашней работы ученика практически обесценивается.  

Проверить домашнее задание можно следующими способами:

  • вызвать одного или нескольких учеников к доске и опросить по теме;
  • провести фронтальный опрос в классе (опрос с места);
  • выполнить аналогичное задание;
  • использовать индивидуальные карточки;
  • провести выборочную проверку письменного задания;
  • провести самопроверку или взаимопроверку письменного задания.

Выйти к доске и рассказать выученное правило или переписать из тетради решенный пример – многим ученикам такая проверка кажется очень скучным занятием. Нередко по этой причине у школьника отпадает всякое желание самостоятельно выполнять подготовку дома.

Как же проверить домашнее задание? Секрет заключается в гармоничном сочетании педагогом традиционных и необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у учеников, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу. Предлагаем вниманию педагогов несколько интересных идей.   

Оригинальные способы проверки домашнего задания

  • Дискуссия

Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.

  • Вопрос автору (в форме интервью) 

Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут  наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них - учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по химии можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике – Исааку Нюьтону, по геометрии – Пифагору, по литературе – Федору Михайловичу Достоевскому.  

  • Тематический кроссворд

Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.

  • Неожиданные вопросы

Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.     

  • Рецензия на устный ответ

Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника,  подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений).

  • Взаимная проверка

При проверке письменного домашнего задания по химии, русскому или английскому языку, математике можно предложить  ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.     

  • Краткие письменные ответы

Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний.   

  • Сверка с проектором

Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на экран проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от учителя или одноклассников.  

Рекомендации по организации устного опроса

Проверка домашнего задания путем опроса учащихся – традиционный и наиболее популярный способ. Нередко его используют, чтобы найти пробелы или недостатки в знаниях, забывая о главной задаче опроса – поддержать ученика, оказать помощь, научить. Мы подскажем, как это реализовать на практике.

  • Опрос-светофор

В нашем случае в качестве светофора выступает длинная картонная полоска красного цвета с одной стороны и зеленого – с другой. Обращенная к учителю зеленая сторона свидетельствует о готовности ученика к ответу на поставленный вопрос («Знаю!»), красная – о том, что ученик не готов ответить («Не знаю!»). Если на вопросы базового уровня ученик показывает красную сторону, - это сигнал тревоги для учителя. Это двойка, которую ученик сам себе поставил. Можно задавать и творческие вопросы, при этом красный сигнал означает «Не хочу отвечать!», а зеленый – «Хочу ответить!».

  • Солидарный опрос

Если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного ученика и предлагает ему шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант – ученик сам выбирает того, в чьей помощи он нуждается, а учитель дает тренеру 10-15 минут на подготовку.

  • Взаимный опрос

Педагог дает поручение трем наиболее подготовленным ученикам провести опрос тех, кто подготовился на «5», «4» или «3». Ученик, записавшийся в третью группу и успешно ответивший в ней на вопросы, может еще раз попробовать свои силы.

  • Программируемый опрос

В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Такая форма работы при устном опросе используется редко. И совершенно напрасно. Ведь в столкновении разных мнений учащихся «плавится» непонимание. Учитель может стать на защиту неверного ответа, чтобы дать ребятам возможность поспорить.  

  • Тихий опрос

Учитель негромко беседует с одним или несколькими учениками, а весь класс выполняет другое задание.

  • Опросная цепочка

Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.     

  • Лист «защиты»

Создается для неподготовленных учеников и находится всегда в одном и том же месте. Ученик, который не готов к уроку, вписывает свою фамилию в защитный лист и может быть уверен, что его сегодня не будут спрашивать. Задача учителя – держать ситуацию под контролем.  

Интересная проверка домашнего задания в начальной школе

Для многих педагогов актуальным является вопрос, как избежать однообразия при проверке домашнего задания в начальных классах. Для младших школьников особенно актуальна и эффективна игровая форма проверки усвоенных знаний. Предлагаем несколько практических идей, которые позволят не только выполнить интересную проверку домашнего задания, но и помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся. 

  • Игра «Рисуем ответ»

Учителю необходимо подготовить вопросы по пройденной теме, ответы на которые ребята смогут быстро и просто нарисовать. Дети должны быть предупреждены, что ответы нужно не озвучивать, а изображать на бумаге.   

  • Игра «Похлопаем-потопаем»

Проверяя домашнее задание, педагог задает вопросы и предлагает варианты ответов к ним. В случае правильного ответа задача детей – похлопать в ладоши, если же ответ неверный – потопать ножками. Эта игра – отличная разминка и хороший способ снять напряжение в классе.

  • Командная игра «Что и почему?»

В созданных командах педагогом назначается капитан. Задание для каждой из команд заключается в придумывании вопросов по изученной теме и поочередном ответе на них. Право ответа предоставляет капитан. Важно, чтобы в обсуждении принимали участие все члены команды.        

  • Игра «Семицветик»

Педагогу необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными лепестками по количеству команд. За правильный ответ по пройденной теме команда получает один лепесток. Играют до тех пор, пока и одна из команд не соберет цветок полностью.  

  • Игра «Лови мяч»

Игра проводится в кругу. Учитель задает вопрос и подбрасывает мяч. Ученик, который его поймал, дает ответ.    

Подведем итоги

Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка. Предложенные в данной статье способы проверки самостоятельной домашней работы учеников для достижения результата должны применяться педагогом систематически и комплексно.       

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
29 юляяя • 18:12, 12.08.2017
Спасибо! Очень понравилась идея с листом "защиты" и опросной цепочкой.
[Материал]
avatar
28 elenag4207 • 15:05, 10.04.2017
Спасибо, возьмем на заметку.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
27 ахрип • 10:06, 31.01.2017
отличный материал. спасибо
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
26 svetbalt64 • 16:10, 06.02.2016
Попробую со следующей недели ввести прием "Лист защиты". Считаю, что надо ребенку давать шанс. Вообще, если вижу, что ученик явно не готов к уроку, смягчаю ситуацию фразой: "Сегодня не твой день?". Ученик, естественно соглашается. Я не спрашиваю его, но предупреждаю о том, что на следующих уроках надо быть готовым к опросу. "Лист защиты" тоже поможет снять напряжение, т.к. бывают разные причины того, что не подготовился к уроку .
По типу "Опрос-светофор" применяю прием в работе с картой. У меня есть 3 указки : красный цвет -""SOS!" (нужна помощь! Тогда выходит консультант и тихо объясняет ученику); желтый цвет- "Знаю, но могу ошибиться" (тогда класс помогает). Зеленый цвет-"Я знаю!". Дети не боятся выходить к доске
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
25 zuma1994 • 00:02, 23.01.2016
Большое спасибо за статью! Очень полезный материал.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
24 vyefrem • 15:56, 10.01.2016
В советское время учителя такими приемами не пользовались
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
23 90106 • 21:43, 02.07.2015
Большое спасибо автору! Интересно.
Можно еще разнообразить проверку домашнего задания, если раскрасить картинку. Одним цветом выделяются правильные ответы на вопрос, другим - неправильные. И проверять быстро, и ребятам интересно, и даже можно "выставку" самых аккуратных работ потом сделать:) А мне, как учителю, это сигнал: с кем о чем еще поговорить нужно и кому что еще раз объяснить.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
22 elena57 • 19:05, 02.07.2015
Хорошая статья, понравилась. Буду использовать в работе. Спасибо автору.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
21 физика0553 • 03:04, 05.03.2015
Предложенные способы не помогут учителю у которого 2 урока в неделю. Современный подход к обучению требует интерактивных способов проверки домашнего задания, тогда по времени это займет не более 5 минут
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
20 okuznets2013 • 23:05, 14.02.2015
Спасибо. Многие методы применяю на уроках. Больше понравился метод "Опросная цепочка" такого не слышала. Обязательно попробую. Применяю проверку домашнего задания в физкульт минутках. Задаю вопрос и прошу сделать упражнение тех, кто знает ответ на поставленный вопрос. Проверка домашнего задания на индивидуальных карточках - разработанных учителем тоже эффективна.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
19 natasha_sh81 • 02:12, 14.02.2015
Очень интересная статья, мне кажется особенно это надо применять в начальной школе, чтобы не отбить желание детей учиться и подольше сохранить в их душе праздник
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
18 zvezda-85 • 16:20, 05.02.2015
Спасибо за очень интересную статья, некоторые способы использую на своих уроках, некоторые открылись впервые, обязательно применю на своих уроках!
[Материал]
avatar
17 алимдюл8941 • 15:51, 22.01.2015
Спасибо огромное! Очень полезная статья.
[Материал]
avatar
16 erena79@ • 17:22, 11.01.2015
отличный материал. спасибо.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
15 valtv • 21:12, 28.11.2014
Спасибо авторам статьи за интересные формы проверки домашнего задания, я тоже использую такие на уроках: и фронтальный опрос, и карточки с индивидуальным заданием, и письменные ответы на вопрос, и взаимопроверку, и проецирование правильно выполненного упражнения Но, к сожалению, некоторые дети предпочитают тупо списать из решебника упражнение, и я часто ловлю их на том, что, списывая, они совершенно не задумываются над тем, ЧТО списывают.А русский язык - это письмо и еще раз письмо...
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
14 Wlija • 18:35, 28.11.2014
Спасибо автору за статью! очень интересные способы!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
13 учитель9827 • 18:16, 28.11.2014
Спасибо, это интересно. Не всегда, правда, эффективно, если проводится не в системе. Например, взаимопроверка работ - это трудный вид деятельности. Дети, как правило, испытывают трудности, пропускают ошибки (русский язык), обязательно приходится перепроверять - двойная работа. А вот интервью, рецензия ответа - это здорово.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
11 lorais • 13:42, 28.11.2014
Какое разнообразие!Спасибо!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
10 selin2410 • 16:31, 11.11.2014
Спасибо! Возьму на заметку, мысли интересные.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
9 oleksiy41 • 14:14, 26.09.2014
Обстоятельный материал для учителей любой предметной области. Спасибо! Следует добавить, что желательно начинать выполнять домашнее задание в классе вместе с детьми. С точки зрения информационной ёмкости записи на уроке и дома должны занимать один разворот тетради; задания домой полезно дифференцировать на обязательную часть и по желанию.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
8 Балашова_Евгения • 18:59, 22.08.2014
А КАК БЫТЬ С МАТЕМАТИКОЙ НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ?
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
7 sch770882 • 19:51, 10.08.2014
Некоторые способы проверки "беру себе на заметку". А вот по поводу проверки на проекторе: иногда можно выводить непроверенную работу ученика. Сейчас дети достаточно "продвинутые" и можно попросить скинуть скан или фото своей домашней работы. На уроке вывести на экран и устроить обсуждение на уроке с исправлением ошибок (если таковые имеются). В этом случае лучше даже брать работы несильных учащихся, так как обычно эти ребята допускают стандартные ошибки. Если же у кого-нибудь имеется своё нестандартное решение, он может тоже скинуть свою работу и представить её на суд одноклассников и учителя.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
12 lorais • 13:46, 28.11.2014
Да, хороший способ проверки домашнего задания. Думаю, его можно использовать с согласия самого ученика: не все дети готовы к публичному обсуждению.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
6 ichekmareva • 17:09, 10.08.2014
Очень своевременная и интересная статья. Обязательно позаимствую для себя "Опрос -светофор" и "Опросную цепочку". А вот над листом "защиты" надо хорошенько подумать.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
5 ГюнАй • 23:11, 01.08.2014
Очень информативная статья! Спасибо автору за такую работу))) о некоторых способах проверки домашнего задания узнала впервые
[Материал]
avatar
3 55Таня • 17:40, 11.12.2013
Спасибо, возьму в свой блог и поделюсь с коллегами.
[Материал]
avatar
Здравствуйте! В свой блог можно взять анонс статьи и ссылку на полный текст. Копирование статьи на другие сайты, в т.ч. блоги, запрещено, т.к. является собственностью редакции.
[Материал]
avatar
2 канекорсо • 15:33, 25.10.2013
Спасибо за очень интересную статью!!!Узнала так много нового о способах проверки домашнего задания-оригинальных и нескучных.
[Материал]
avatar
Оказывается, существует так много способов проверки домашнего задания! Спасибо за информацию.
[Материал]