Родительское собрание: подготовка и интерактивные формы проведения

Интересные формы родительских собраний сплачивают класс
Как повысить эффективность проведения родительских собраний? Один из вариантов – превратить родителей из пассивных слушателей в активных участников встречи! Ответ на актуальный для многих педагогов вопрос, как подготовиться и провести  собрание в интерактивной форме, вы найдете в нашем материале. 

Обсудить статью (уже 6 коммент.)
Опубликовать свой материал
Родительское собрание является важнейшей формой взаимодействия классного руководителя с семьей ученика. На собрании родители должны не только знакомиться с особенностями учебно-воспитательного процесса в школе (с методами обучения, учебными программами, внеурочными мероприятиями, кружками и факультативами). Такие встречи должны способствовать психолого-педагогическому просвещению родителей, привлечению их к совместной деятельности с детьми. Безусловно, именно на собрании в ходе коллективного обсуждения должны находиться ответы на организационные вопросы о дисциплине, питании, дежурствах и т.д.

Какие же ассоциации возникают у большинства родителей при упоминании о предстоящем родительском собрании? Отметки за четверть, поведение ребенка на уроках, очередной сбор средств на ремонт класса и… час-полтора потраченного времени. А ведь нередко подобное отношение к этому важному мероприятию формируется по причине неумения или нежелания классного руководителя должным образом подготовиться к проведению родительского собрания, из-за использования однообразных форм и методов взаимодействия с родителями. В нашей статье мы поговорим о том, как исправить эту ситуацию.

Как подготовиться к родительскому собранию

На начальном этапе подготовки педагогу необходимо определиться с тематикой собрания, его целями и задачами, формой проведения, основными этапами и способами взаимодействия с родителями. Далее можно приступать к изучению методической литературы, соответствующей тематике мероприятия. При необходимости на собрание приглашаются гости – представители администрации, педагоги-предметники, психологи, социальные педагоги, инспектор по делам несовершеннолетних, медики-специалисты.
  
Бланк приглашения на родительское собрание с указанием плана мероприятия и перечня вопросов для обсуждения каждая  семья должна получить за неделю до его проведения. Можно провести домашнее анкетирование  родителей и использовать его результаты на собрании. Можно подготовить и раздать родителям оригинальные памятки, содержащие актуальную информацию по теме встречи. Педагогу важно продумать решение еще ряда вопросов организационного характера (встреча родителей, оборудование места для проведения мероприятия, подготовка тематической выставки и т.д.).

5 интерактивных форм проведения родительского собрания

Существуют различные формы проведения родительских собраний. Однако традиционно взаимодействие педагога и родителей на собрании сводится к такой формуле: один говорит – все слушают. В роли лектора может выступать учитель, психолог или врач. Чаще всего мероприятие сводится к докладу классного руководителя об итогах четверти (полугодия, года) и его обсуждению, которое иногда перерастает в дискуссию. В ходе собрания ведется протокол родительского собрания, в котором фиксируются вынесенные решения.    

Эффективность традиционных собраний не всегда высокая. Объясняется это просто. Такая форма встречи, где ведущая роль отводится одному выступающему, по сути, не предоставляет родителям возможность проявить свою активную позицию. Куда более эффективны интерактивные формы проведения родительских собраний: они повышают интерес и инициативность родителей в вопросах обучения и воспитания детей, активизируют их участие в решении проблемных вопросов, способствуют созданию доброжелательной атмосферы и ведению конструктивного диалога. Школьные собрания, организованные в интересной форме, посещаются родителями более охотно, позволяют сформировать дружный родительский коллектив.

Рассмотрим несколько интерактивных форм проведения родительских собраний.
 
  • Родительское собрание-консультация (душевный разговор)
На такое собрание приглашаются родители учащихся из нескольких классов, которых волнуют одни и те же вопросы, объединяют общие интересы. Как преодолеть трудности в воспитании единственного ребенка? Как воспитать в ребенке трудолюбие? Как помочь ребенку, который не хочет учиться? Каковы особенности воспитания талантливых и одаренных детей? Как бороться с вредными привычками? Как бороться с детским воровством? С каждой такой микрогруппой родителей в отдельном кабинете работают соответствующие специалисты. Эта форма работы носит интерактивный характер, проблемные ситуации могут проигрываться по ролям, могут присутствовать элементы тренинга.

Метод работы родителей в небольших группах  (до 6 человек) можно применять и на собрании в одном классе. Становясь членами одной группы, родители смелее высказывают свое личное мнение, активно взаимодействуют друг с другом, делятся ценным опытом в воспитании детей, устанавливают более прочные контакты друг с другом. На таком родительском собрании эффективно обсуждать заранее подготовленные предложения, идеи и родительские инициативы. Но чтобы они появились, необходимо заранее составить план родительского собрания на соответствующую тему.
  • Родительское собрание-конференция
За две недели до проведения собрания родители знакомятся с его темой и получают необходимые методические материалы. А некоторые из них  - и определенное задание (провести тематическое исследование или опрос), выполнение которого на собрании обсуждается с разных позиций. Как вариант - педагог может предложить  одним родителям прокомментировать высказывания по теме собрания, а другим - обсудить ответы, поделиться своими мнениями по этому вопросу. Задача педагога – выступить в роли ведущего, осветить суть темы и направлять диалог в нужное русло.   
  • Родительское собрание в форме ток-шоу (пресс-конференции,  вечера вопросов и ответов)
Чтобы провести пресс-конференцию или ток-шоу по определенной теме, нужно пригласить на собрание соответствующих специалистов, педагогов-предметников. На таком собрании можно услышать ответы на интересующие вопросы, узнать различные точки зрения на одну проблему и обсудить возможные пути ее решения. После собрания родителям должна быть предоставлена возможность получения индивидуальной консультации.
  • Родительское собрание-презентация (мастер-класс)
Многие семьи будут рады презентовать свои традиции, умения, достижения. Родительское собрание может стать прекрасной площадкой для таких презентаций и обмена опытом в вопросах воспитания детей. Данная форма школьного собрания побуждает родителей к анализу собственных достижений и  неудач, соотношению их с теми способами и воспитательными приемами, которые эффективно используют другие родители.  
  • Родительское собрание-игра
Почему бы не провести собрание (или его часть) в форме аукциона? В качестве лотов – полезные советы родителей по теме встречи. Каждая рекомендация оценивается другими родителями с помощью фишек. Советы, получившие максимальное количество фишек, размещаются на стенде, посвященном взаимодействию семьи и школы.
 
Собрания в игровой форме можно проводить совместно с детьми, на таком мероприятии могут презентоваться подготовленные учащимися спектакли, постановки, программы. Игровое взаимодействие родителей и детей в разных видах деятельности дарит ценный опыт партнерских отношений.      
  • Выездное родительское собрание (в форме экскурсии или похода) 

А правильный ли задан курс?

Назовем критерии, по которым можно определить степень эффективности родительских собраний:
  • заметно повышается активность родителей, они начинают открыто интересоваться содержанием образовательного и воспитательного процессов, становятся инициаторами дискуссий и диспутов;
  • родители сами находят ответы на большинство актуальных вопросов, делятся примерами, основанными на личном опыте;
  • увеличивается количество вопросов, которые касаются личности ребенка;
  • родители находят возможность для индивидуальных контактов с педагогом.

Должным образом подготовленное родительское собрание позволяет эффективно объединить возможности школы и семьи в образовании и воспитании детей. Задача педагогов – проводить содержательные и интересные собрания в формах, позволяющих родителям стать активными участниками встречи.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
6 lchekanova73 • 15:39, 03.03.2015
вспоминаю себя, когда я приходила на родительское собрание: 18.00 -вечер, дома не сготовлен ужин, уставшая после работы, приготовиться на завтра в школу(тетради, планы.. т.д) уже не до конференции и мастер классов...
avatar
5 Маринчик3157 • 14:44, 03.02.2015
Именно в активных участников встречи! Хочу поделиться тем, что в середине 80-х,будучи совсем молодой учительнице,я проводила вот такие собрания.Правда,детки были маленькие первоклашки и такое собрание могла помочь родителям в непринуждённой обстановке и сотрудничестве ближе узнать своих детей и друг друга.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 reznik • 18:38, 30.01.2015
Пожалуй, одна из главных трудностей в работе в школе - общение с родителями. И насколько правильно я смогу его выстроить, зависит отчасти и успех ребенка, и мой личный успех.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 Nata817548 • 13:00, 21.01.2015
одительское собрание является важнейшей формой взаимодействия классного руководителя с семьей ученика. На собрании родители должны не только знакомиться с особенностями учебно-воспитательного процесса в школе (с методами обучения, учебными программами, внеурочными мероприятиями, кружками и факультативами).
avatar
2 оксана7438 • 12:36, 19.01.2015
Я САМА РОДИТЕЛЬ И ПРЕКРАСНО ПОНИМАЮ,КАК НЕОБХОДИМО ОБЪЕДИНИТЬ ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ НАШИХ ДЕТЕЙ.МАТЕРИАЛ ДЛЯ СТАТЬИ ПОДОБРАН ОЧЕНЬ ГРАМОТНО.АВТОРУ БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!
avatar
1 vea0603 • 12:34, 14.12.2014
Отличный материал. Хочу поделиться своим опытом. Я в начале каждого года на первом собрании провожу опрос среди родителей о том, какие темы они хотели бы обсудить и каких специалистов школы или других организаций они хотели бы видеть на собраниях. Ну и обязательно, в конце каждого собрания рефлексия, о пользе полученной информации. Всегда провожу коррекцию и учитываю мнение родителей.