Страница 1 из 11
Модератор форума: lyumer, Екатерина_Пашкова, Linda1190 
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей начальных классов » Математика » Устный счет
Устный счет
Татьяна1011Дата: Понедельник, 08.12.2014, 21:51 | Сообщение # 1

Татьяна Векшина
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
347
Награды: 5
Статус: Offline
Здравствуйте. Я каждый урок провожу устный счет по 10 минут. раз в неделю- математический диктант. Тут ко мне на урок пришла завуч и сказала, что устный счет занимает слишком много времени. У нас он занял 12 минут. Они сказала, что устный счет не должен превышать 5 минут (2 года назад она говорила про 10 минут) и что, если в 5 минут не укладываемся, то надо использовать математические тренажеры или проводить математические диктанты. Тренажеры я использую, но в качестве дополнительного задания ребенку, который быстрее других выполнил задание. Подскажите права ли завуч и как часто вы используете тренажеры или даете математические диктанты?
Спасибо
chaikaДата: Понедельник, 08.12.2014, 22:29 | Сообщение # 2

Лариса
Ранг: Магистр (?)
Группа: Я - учитель
Должность: учитель
Сообщений:
498
Награды: 9
Статус: Offline
По-моему, личное дело учителя - сколько и что будет занимать времени у него на уроке. Устный счет ничуть не менее важен, чем решение текстовых задач. Завуч может только рекомендовать, нет документов, регламентирующих этапы урока. Вы ставите цель урока - вот ее вы и должны достигнуть, а как - ваше личное дело.
Спасибо
Sunny1809Дата: Вторник, 03.02.2015, 13:56 | Сообщение # 3

Людмила Дементьева
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Москва

Должность: учитель начальных классов
Сообщений:
10
Награды: 1
Статус: Offline
Я создаю проблемную ситуацию на уроке и учу детей находить выход, включая и устный счёт.
Спасибо
МиклухоДата: Среда, 04.02.2015, 17:08 | Сообщение # 4

Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
3432
Награды: 95
Статус: Offline
Цитата chaika ()
Устный счет ничуть не менее важен, чем решение текстовых задач.

Решение текстовых задач переполнено устным счётом. Например:
Задача для 5 класса 1950 год. (Березанская)
№2322.
За деньги, вырученные от продажи 18,5 кг свёклы и 20,5 кг моркови, купили ботинки стоимостью 43,95 руб. и 2 куска тесьмы, общая длина которых равнялась 39,5 м. 1 кг свёклы стоил 4,4 рубля, а цена 1 кг моркови составляла 37,5% цены 1 кг свёклы. Узнать сколько стоила та и другая купленная тесьма в отдельности, если один метр одной тесьмы, стоил на 30 коп. дороже одного метра другой тесьмы, которой было куплено на 12 метров больше, чем первой.


Пятиклассники пятидесятых (и шестидесятых) решали такие задачи без уравнений, по действиям. Большинство вычислений делалось "в уме". Предполагаю, что последнее может сильно удивить молодые поколения.

Решение пятиклассника пятидесятых выглядело примерно так:

1. Сколько денег выручили за свёклу?
18,5 * 4,4 = 81,4 (руб)

2. Сколько стоил 1 кг моркови?
4,4 : 100 * 37,5 = 1,65 (руб)

3. Сколько денег выручили за морковь?
1,65 * 20,5 = 33,825 (руб)

4. Сколько денег выручили за все овощи?
81,4 + 33,825 = 115,225 (руб)

5. Сколько стоили два куска тесьмы?
115,225 - 43,95 = 71,275 (руб)

6. Сколько метров купили первой тесьмы?
(39,5 - 12) : 2 = 13,75 (м)

7. Сколько метров купили второй тесьмы?
13,75 + 12 = 25,75 (м)

8. Сколько денег "переплатили" за первую тесьму?
13,75 * 0,3 = 4,125 (руб)

9. Сколько денег нужно за 39,5 м второй тесьмы?
71,275 - 4,125 = 67,15 (руб)

10. Сколько стоил 1 метр второй тесьмы?
67,15 : 39,5 = 1,7 (руб)

11. Сколько стоил 1 метр первой тесьмы?
1,7 + 0,3 = 2 (руб)

12. Сколько стоила первая тесьма?
13,75 * 2 = 27,5 (руб)

13. Сколько стоила вторая тесьма?
25,75 * 1,7 = 43,775 (руб)

Ответ: стоимость первой тесьмы составила 27,5 рублей, вторая стоила 43,775 рубля.

Этот пятиклассник совместил по 2 действия во 2-ом и 6-ом вопросах. Всего в задаче 15 действий.

Добавлено (04.02.2015, 17:08)
---------------------------------------------
Как Вы думаете, сколько действий ( из этих 15) делали в уме тогдашние пятиклассники?

Сообщение отредактировал Миклухо - Среда, 04.02.2015, 17:07
Спасибо
lyuda9184Дата: Вторник, 10.02.2015, 09:03 | Сообщение # 5

Людмила Гусева
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Российская Федерация
Саратов

Сообщений:
1
Награды: 0
Статус: Offline
Считаю, что устный счет должен быть связан с темой урока продолжительностью не более 5-7 минут и не перегружен заданиями разного вида.
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Вторник, 10.02.2015, 09:29 | Сообщение # 6

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Цитата lyuda9184 ()
Считаю, что устный счет должен быть связан с темой урока продолжительностью не более 5-7 минут и не перегружен заданиями разного вида.

А не стоит ли специально в тему каждого урока включать устный счёт? При любой теме.
Спасибо
МиклухоДата: Вторник, 10.02.2015, 17:54 | Сообщение # 7

Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
3432
Награды: 95
Статус: Offline
Цитата Александр_Игрицкий ()
А не стоит ли специально в тему каждого урока включать устный счёт?

Лучше, если будет "сплошной" устный счёт. smile

Расшифрую вычисления пятиклассников пятидесятых ( то, что оставалось за кадром, в уме):

18,5 * 4,4 = 81,4 (руб)
18,5 * 4,4 = 37 * 2,2 = 74 * 1,1 = 74 + 7,4 = 81,4 - приём доступный хорошисту.

4,4 : 100 * 37,5 = 1,65 (руб)
4,4 : 100 * 37,5 = 2,2 * 75 : 100 = 1,1 * 150 : 100 = 1,5 * 1,1 = 1,5 + 0,15 = 1,65 - приём доступный хорошисту.

1,65 * 20,5 = 33,825 (руб)
1,65 * 20,5 = 1,65 * 20 + 1,65 * 0,5 = 33 + 0,825 = 33,825 - приём доступный отличнику.

81,4 + 33,825 = 115,225 (руб)
81,4 + 33,825 = (81 + 33) + (0,4 + 0,825) = 114 + 1,225 = 115,225 - приём доступный троечнику.

115,225 - 43,95 = 71,275 (руб)
115,225 - 43,95 = 115,225 - 40 + 0,05 = 75,225 + 0,05 = 75,275 - приём доступный троечнику.

(39,5 - 12) : 2 = 13,75 (м) - мог сделать и второгодник.

13,75 + 12 = 25,75 (м) - мог сделать и второгодник.

13,75 * 0,3 = 4,125 (руб)
13,75 * 0,3 = 13,75 * 0,2 + 13,75 * 0,1 = 2,75 + 1,375 = 4,125 - приём доступный отличнику.

71,275 - 4,125 = 67,15 (руб)
71,275 - 4,125 = (71 -4) + (0,275 - 0,125) = 67 + 0,15 = 67,15 - приём доступный троечнику.

67,15 : 39,5 = 1,7 (руб)
67,15 : 39,5 = 68 : 40 = 1,7 - догадаться мог очень редкий ученик -- будущий призёр областной олимпиады.
Замена возможна поскольку 0,85/0,5=1,7

1,7 + 0,3 = 2 (руб) - мог сделать и второгодник.

13,75 * 2 = 27,5 (руб) - мог сделать и второгодник.

25,75 * 1,7 = 43,775 (руб)
71,275 - 27,5 =(70 - 27) + ( 1,275 - 0,5) = 43 + 0,775 = 43,775 - будущие призёры районной олимпиады.
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Вторник, 10.02.2015, 18:34 | Сообщение # 8

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Цитата Миклухо ()
Лучше, если будет "сплошной" устный счёт.

Николай!
Именно на такую реакцию я и надеялся.
Согласен.
Прекрасные упражнения для ума!
Спасибо
Татьяна5071Дата: Понедельник, 15.06.2015, 20:13 | Сообщение # 9

Татьяна Афанасьева
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Москва

Должность: домохозяйка, занимаюсь воспита
Сообщений:
8
Награды: 0
Статус: Offline
Цитата Миклухо ()
Решение текстовых задач переполнено устным счётом. Например:
Задача для 5 класса 1950 год. (Березанская)
№2322.
За деньги, вырученные от продажи 18,5 кг свёклы и 20,5 кг моркови, купили ботинки стоимостью 43,95 руб. и 2 куска тесьмы, общая длина которых равнялась 39,5 м. 1 кг свёклы стоил 4,4 рубля, а цена 1 кг моркови составляла 37,5% цены 1 кг свёклы. Узнать сколько стоила та и другая купленная тесьма в отдельности, если один метр одной тесьмы, стоил на 30 коп. дороже одного метра другой тесьмы, которой было куплено на 12 метров больше, чем первой.

Пятиклассники пятидесятых (и шестидесятых) решали такие задачи без уравнений, по действиям. Большинство вычислений делалось "в уме". Предполагаю, что последнее может сильно удивить молодые поколения.

Решение пятиклассника пятидесятых выглядело примерно так:

1. Сколько денег выручили за свёклу?
18,5 * 4,4 = 81,4 (руб)

2. Сколько стоил 1 кг моркови?
4,4 : 100 * 37,5 = 1,65 (руб)

3. Сколько денег выручили за морковь?
1,65 * 20,5 = 33,825 (руб)

4. Сколько денег выручили за все овощи?
81,4 + 33,825 = 115,225 (руб)

5. Сколько стоили два куска тесьмы?
115,225 - 43,95 = 71,275 (руб)

6. Сколько метров купили первой тесьмы?
(39,5 - 12) : 2 = 13,75 (м)

7. Сколько метров купили второй тесьмы?
13,75 + 12 = 25,75 (м)

8. Сколько денег "переплатили" за первую тесьму?
13,75 * 0,3 = 4,125 (руб)

9. Сколько денег нужно за 39,5 м второй тесьмы?
71,275 - 4,125 = 67,15 (руб)

10. Сколько стоил 1 метр второй тесьмы?
67,15 : 39,5 = 1,7 (руб)

11. Сколько стоил 1 метр первой тесьмы?
1,7 + 0,3 = 2 (руб)

12. Сколько стоила первая тесьма?
13,75 * 2 = 27,5 (руб)

13. Сколько стоила вторая тесьма?
25,75 * 1,7 = 43,775 (руб)

Ответ: стоимость первой тесьмы составила 27,5 рублей, вторая стоила 43,775 рубля.

Этот пятиклассник совместил по 2 действия во 2-ом и 6-ом вопросах. Всего в задаче 15 действий.
Добавлено (04.02.2015, 17:08)
---------------------------------------------
Как Вы думаете, сколько действий ( из этих 15) делали в уме тогдашние пятиклассники?


Не думаю, что все пятиклашки пятидесятых все эти действия могли делать в уме... что-то тут не то...

Добавлено (15.06.2015, 20:13)
---------------------------------------------

Цитата Миклухо ()
18,5 * 4,4 = 81,4 (руб)
18,5 * 4,4 = 37 * 2,2 = 74 * 1,1 = 74 + 7,4 = 81,4 - приём доступный хорошисту.

4,4 : 100 * 37,5 = 1,65 (руб)
4,4 : 100 * 37,5 = 2,2 * 75 : 100 = 1,1 * 150 : 100 = 1,5 * 1,1 = 1,5 + 0,15 = 1,65 - приём доступный хорошисту.

1,65 * 20,5 = 33,825 (руб)
1,65 * 20,5 = 1,65 * 20 + 1,65 * 0,5 = 33 + 0,825 = 33,825 - приём доступный отличнику.

81,4 + 33,825 = 115,225 (руб)
81,4 + 33,825 = (81 + 33) + (0,4 + 0,825) = 114 + 1,225 = 115,225 - приём доступный троечнику.

115,225 - 43,95 = 71,275 (руб)
115,225 - 43,95 = 115,225 - 40 + 0,05 = 75,225 + 0,05 = 75,275 - приём доступный троечнику.

(39,5 - 12) : 2 = 13,75 (м) - мог сделать и второгодник.

13,75 + 12 = 25,75 (м) - мог сделать и второгодник.

13,75 * 0,3 = 4,125 (руб)
13,75 * 0,3 = 13,75 * 0,2 + 13,75 * 0,1 = 2,75 + 1,375 = 4,125 - приём доступный отличнику.

71,275 - 4,125 = 67,15 (руб)
71,275 - 4,125 = (71 -4) + (0,275 - 0,125) = 67 + 0,15 = 67,15 - приём доступный троечнику.

67,15 : 39,5 = 1,7 (руб)
67,15 : 39,5 = 68 : 40 = 1,7 - догадаться мог очень редкий ученик -- будущий призёр областной олимпиады.
Замена возможна поскольку 0,85/0,5=1,7

1,7 + 0,3 = 2 (руб) - мог сделать и второгодник.

13,75 * 2 = 27,5 (руб) - мог сделать и второгодник.

25,75 * 1,7 = 43,775 (руб)
71,275 - 27,5 =(70 - 27) + ( 1,275 - 0,5) = 43 + 0,775 = 43,775 - будущие призёры районной олимпиады.

Цитата Миклухо ()
18,5 * 4,4 = 81,4 (руб)
18,5 * 4,4 = 37 * 2,2 = 74 * 1,1 = 74 + 7,4 = 81,4 - приём доступный хорошисту.

4,4 : 100 * 37,5 = 1,65 (руб)
4,4 : 100 * 37,5 = 2,2 * 75 : 100 = 1,1 * 150 : 100 = 1,5 * 1,1 = 1,5 + 0,15 = 1,65 - приём доступный хорошисту.

1,65 * 20,5 = 33,825 (руб)
1,65 * 20,5 = 1,65 * 20 + 1,65 * 0,5 = 33 + 0,825 = 33,825 - приём доступный отличнику.

81,4 + 33,825 = 115,225 (руб)
81,4 + 33,825 = (81 + 33) + (0,4 + 0,825) = 114 + 1,225 = 115,225 - приём доступный троечнику.

115,225 - 43,95 = 71,275 (руб)
115,225 - 43,95 = 115,225 - 40 + 0,05 = 75,225 + 0,05 = 75,275 - приём доступный троечнику.

(39,5 - 12) : 2 = 13,75 (м) - мог сделать и второгодник.

13,75 + 12 = 25,75 (м) - мог сделать и второгодник.

13,75 * 0,3 = 4,125 (руб)
13,75 * 0,3 = 13,75 * 0,2 + 13,75 * 0,1 = 2,75 + 1,375 = 4,125 - приём доступный отличнику.

71,275 - 4,125 = 67,15 (руб)
71,275 - 4,125 = (71 -4) + (0,275 - 0,125) = 67 + 0,15 = 67,15 - приём доступный троечнику.

67,15 : 39,5 = 1,7 (руб)
67,15 : 39,5 = 68 : 40 = 1,7 - догадаться мог очень редкий ученик -- будущий призёр областной олимпиады.
Замена возможна поскольку 0,85/0,5=1,7

1,7 + 0,3 = 2 (руб) - мог сделать и второгодник.

13,75 * 2 = 27,5 (руб) - мог сделать и второгодник.

25,75 * 1,7 = 43,775 (руб)
71,275 - 27,5 =(70 - 27) + ( 1,275 - 0,5) = 43 + 0,775 = 43,775 - будущие призёры районной олимпиады.


Счет отличный... но у меня два вопоса к математикам...
Зная сколько времени уходит на изучение таблицы умножения ( до отличного знания), рассчитайте, сколько времени потребуется научить ребенка так считать..
И второй вопрос, а сколько учителей математики сегодня способны так считать?
Спасибо
Galina9050Дата: Среда, 23.11.2016, 19:22 | Сообщение # 10

Галина Вельдяскина
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Российская Федерация
Лямбирь

Сообщений:
2
Награды: 0
Статус: Offline
Считаю, что устный счёт это не случайный этап урока, он находится в методической связи с основной темой и носит проблемный характер.
Спасибо
Татьяна1011Дата: Пятница, 25.11.2016, 00:34 | Сообщение # 11

Татьяна Векшина
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
347
Награды: 5
Статус: Offline
Наш завуч говорит,что на устный счёт должно уходить 10-12 минут. Ещё говорит, что там обязательно должно быть разночтение, задачи и задача на логику.
Спасибо
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей начальных классов » Математика » Устный счет
Страница 1 из 11
Поиск:



Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?


Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса.
Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе не сайте, поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.
Отправить