Страница 1 из 212»
Модератор форума: lyumer, Екатерина_Пашкова, Linda1190 
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей начальных классов » Русский язык » Фонетика в начальной школе (Звуковые схемы и фонетические разборы)
Фонетика в начальной школе
chaikaДата: Суббота, 01.11.2014, 14:41 | Сообщение # 1

Лариса
Ранг: Магистр (?)
Группа: Я - учитель
Должность: учитель
Сообщений:
498
Награды: 9
Статус: Offline
Коллеги, хотелось бы узнать ваше мнение по поводу фонетических разборов в начальной школе. Недавно в комментариях к одному интерактивному пособию возникло обсуждение по поводу звуковых схем в 1 классе. Много читаю материалов разных лет, написанных практикующими учителями. Мнения расходятся, кто-то утверждает, что позвуковой разбор слов помогает осознанно усваивать правила орфографии и внимательнее относиться к строению слов, кто-то наоборот считает это лишним и даже вредным, так как это часто как раз приводит к ошибочным написаниям, построенным именно на пристальном внимании к звучанию слова, особенно у дисграфиков - появляются "йожики", например. Тем более, что в некоторых программах кроме схем вводятся и транскрипции, а диграфикам, как утверждают специалисты, вообще нельзя показывать не орфографическое написание слов. Говорят, что раньше десятки лет назад вообще такого не было (хотя у нас в 80-х годах уже было, мы составляли схемы в 1 классе), и дети гораздо грамотнее были.
Вот теперь и задумываюсь: нужно ли подробно разбирать слова, как предписывают авторы "Азбук" и "Букварей", или стоит пройтись поверхностно, чтобы было представление о том, что это есть и как это делать, но не углубляться?


Сообщение отредактировал chaika - Суббота, 01.11.2014, 14:42
Спасибо
Ek_OvДата: Суббота, 01.11.2014, 19:44 | Сообщение # 2

Ek
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
154
Награды: 4
Статус: Offline
chaika, я не учитель, но дочь дислексик.
Диктанты и тд. пишет на удивление без ошибок cool .
Фонетический разбор слова делали с первого класса. Вообще сначала я старалась на разбор давать только слова, где звуки совпадают с буквами, максимум надо мягкость обозначить.
Опять-таки первые разборы были с цветными кружочками, потом транскрипция столбиком с характеристикой каждого звука.
Конкретно [й] в ё обозначали [j], чтобы "йолка" не появилась. Один раз в первом классе попробовали разобрать слово с "жи", затем два месяца исправлялись angry .

Если все-таки надо было разбирать слова с несовпадающими звуками и буквами, то выбирала максимально несовпадающие, которые дочка пишет правильно "играться" - "играца" и тд.
Ну и разбор только столбиком, с характеристикой каждого звука; никаких транскрипций в строчку.
-------
Сейчас третий класс, любые слова разбирает без последствий для письма, но транскрипцию в строчку не рискую давать.
Спасибо
chaikaДата: Суббота, 01.11.2014, 22:22 | Сообщение # 3

Лариса
Ранг: Магистр (?)
Группа: Я - учитель
Должность: учитель
Сообщений:
498
Награды: 9
Статус: Offline
Ek_Ov, в УМК "Перспективная начальная школа" дают транскрипцию в строчку, но думаю, вы правы, лучше в столбик записывать, тогда образ неправильно написанного слово не запечатлится.
Но вообще меня интересует, а нужно ли это вообще в начальной школе?
Спасибо
Ek_OvДата: Суббота, 01.11.2014, 23:16 | Сообщение # 4

Ek
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
154
Награды: 4
Статус: Offline
Цитата chaika ()
Но вообще меня интересует, а нужно ли это вообще в начальной школе?
Мы учимся сами, я ориентируюсь на тесты МЦКО.
Там транскрипций нет, но есть задания такого типа:

Найди ряд, в котором все слова начинаются с согласного звука. Отметь ответ

Отметь слова, в которых третий по счёту звук – это твёрдый согласный

Выбери два правильных утверждения о звуковом составе слова ёжик. Отметь ответы.
В слове ёжик:
 первый гласный безударный
 первый звук мягкий согласный
 два слога
 4 звука, 4 буквы

И т.д.
--------
Поэтому вообще от фонетики не уйти. А вот транскрипция строчкой - я противник biggrin .
Я кстати, тоже в 80-е училась, мы писали фонетический разбор столбиком в средней школе, в началке не было.
Вопрос, на самом деле, для родителей актуальный; на детских площадках постоянно обсуждала с родителями: кто пишет транскрипцию в строчку, того йожыки до старших классов преследуют (исключение по моим знакомым - если дети научились бегло читать еще до школы, их транскрипция в строчку не портит).
--------
А нужно это или нет - не могу сказать, я же не учитель...
Спасибо
lanbrenДата: Воскресенье, 02.11.2014, 02:11 | Сообщение # 5

Irina Balaeva
Ранг: Доцент (?)
Группа: Активисты
Российская Федерация
Чугуевка

Должность: Начальные классы
Сообщений:
2095
Награды: 68
Статус: Offline
Цитата Ek_Ov ()
А вот транскрипция строчкой - я противник

И я противник! Очень рьяный противник, но требуют. Буду на МО добиваться отмены этого безобразия. Никогда не записывали так транскрипцию, никогда не было йожиков. В этом году стали записывать, и появился этот загадочный зверёк. Я в панике! Хорошую тему вы подняли, коллеги и родители.
У меня есть ещё один вопрос к знатокам современного русского языка. В учебнике русского языка для 3-го класса Канакиной недавно встретили слово ручьи (стр. 68). Там написано, что буква и образует два звука: [й, и]. Это как?
Спасибо
Ek_OvДата: Воскресенье, 02.11.2014, 10:31 | Сообщение # 6

Ek
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
154
Награды: 4
Статус: Offline
Цитата lanbren ()
Там написано, что буква и образует два звука: [й, и]. Это как?
Наш школьный учебник тоже Канакина. Полезла в Викисловарь. Там все-таки два звука: [rʊˈtɕji] .

Вот здесь, например, пишут
Цитата
Еще интересное про отношения «ь» и гласных: если после мягкого знака в слове стоит буква «и», она произносится как два звука: ручьи [руч’й’и]

Но, при том, что мы с дочкой по Закожурниковой занимаемся, в советских учебниках русского ошибки были, например, в первом классе написано, что слова переносятся по слогам, а в русском нет такого правила. И в советское время не было biggrin .
Ручьи я тоже учила, что один звук. Двадцать раз произнесла, [й] слышится...
---------
Конкретно фонетического разбора пока в ЕГЭ нет, что радует.
Спасибо
chaikaДата: Воскресенье, 02.11.2014, 18:59 | Сообщение # 7

Лариса
Ранг: Магистр (?)
Группа: Я - учитель
Должность: учитель
Сообщений:
498
Награды: 9
Статус: Offline
Я все же в слове "ручьи" слышу звук [й] :))) Получается два звука. К тому же мы и учим правило разделительного мягкого знака через призвук [й], тут как бы и нет противоречия. Но именно из-за этого у детей появляются часто записи типа "ручьй", вроде малюсенький хвостик, а детей путает...
Спасибо
Alesya-dvДата: Воскресенье, 02.11.2014, 20:50 | Сообщение # 8

Алеся Двуреченская
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Санкт-Петербург

Сообщений:
2495
Награды: 22
Статус: Offline
Воробьи, ручьи и т.д. Действительно буква и обозначает два звука. Только зачем это в началке....
Спасибо
lanbrenДата: Понедельник, 03.11.2014, 05:17 | Сообщение # 9

Irina Balaeva
Ранг: Доцент (?)
Группа: Активисты
Российская Федерация
Чугуевка

Должность: Начальные классы
Сообщений:
2095
Награды: 68
Статус: Offline
Цитата Ek_Ov ()
Двадцать раз произнесла, [й] слышится...

Да, слышится, но
Цитата Alesya-dv ()
Только зачем это в началке....

Вот в чём вопрос! Взрослые без дара к русскому языку путаются, а малышам сам бог велел.
Спасибо
chaikaДата: Понедельник, 03.11.2014, 11:00 | Сообщение # 10

Лариса
Ранг: Магистр (?)
Группа: Я - учитель
Должность: учитель
Сообщений:
498
Награды: 9
Статус: Offline
Получается, что фонетика нужна только на добуквенном этапе, для выделения звуков, умения дифференцировать звуки, на слух определять их мягкость-твердость, глухость-звонкость, а подробное деление слов на звуки только сбивает детей.
Спасибо
Alesya-dvДата: Понедельник, 03.11.2014, 15:29 | Сообщение # 11

Алеся Двуреченская
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Санкт-Петербург

Сообщений:
2495
Награды: 22
Статус: Offline
Цитата chaika ()
подробное деление слов на звуки только сбивает детей.

У моих детей проблемы с фонематическим слухом. В первом классе задания "где мы в слове слышим звук (к)" вызывали огромные трудности. Без ленты букв нам не справиться с фонетическими заданиями. Транскрипция вообще жуть-с ней одна путаница. Долбим без конца, что звуки мы слышим и произносим, и тут запись-как слово произносится....
Спасибо
Sunny1809Дата: Среда, 04.02.2015, 11:22 | Сообщение # 12

Людмила Дементьева
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Москва

Должность: учитель начальных классов
Сообщений:
10
Награды: 1
Статус: Offline
До 4 класса всегда перед глазами висит лента букв, которая помогает при фонетическом разборе слов, трудности испытывают мои первоклассники если есть буквы ё, е, ю, я в начале слова и после гласных
Спасибо
Муля8101Дата: Пятница, 03.07.2015, 12:20 | Сообщение # 13

Елена Семенова
Ранг: Первоклашка (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Комсомольск-на-Амуре

Должность: учитель начальных классов
Сообщений:
47
Награды: 0
Статус: Offline
Фонетический разбор слов, конечно, трудный. Много времени надо уделить, чтобы дети поняли и научились. Но мои ученики как-то это усваивают...
Спасибо
Татьяна1011Дата: Пятница, 03.07.2015, 16:56 | Сообщение # 14

Татьяна Векшина
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
347
Награды: 5
Статус: Offline
Цитата Муля8101 ()
Фонетический разбор слов, конечно, трудный. Много времени надо уделить, чтобы дети поняли и научились. Но мои ученики как-то это усваивают...

Полностью согласна. мои тоже усваивают. только для этого много сил учителю тратить приходится. Я считаю, что, если учитель сам знает фонетику, то он сможет объяснить её детям. Мне повезло, наверное, у нас в институте был очень сильный преподаватель фонетики. Мы рыдали. но сейчас проблем с фонетикой нет в моем классе нет. Я занимаюсь дополнительно с детьми и проблема с фонетикой есть практически у всех. И в 1 классе, и в 4. Для того, что бы научить их правильно делать фонетический разбор, мне нужен примерно месяц. При этом дети понимают, что они делаю. Мы не делаем фонетический анализ все занятие. Я раньше злилась, что очередной ребенок фонетику не знает. Сейчас мне просто за детей обидно. Получается, что я за месяц могу научить тому, чему из учитель не мог научить как минимум за год. А, может быть, он просто не хотел учить.
Спасибо
lanbrenДата: Пятница, 03.07.2015, 17:24 | Сообщение # 15

Irina Balaeva
Ранг: Доцент (?)
Группа: Активисты
Российская Федерация
Чугуевка

Должность: Начальные классы
Сообщений:
2095
Награды: 68
Статус: Offline
Цитата Татьяна1011 ()
Мне повезло, наверное, у нас в институте был очень сильный преподаватель фонетики.

Не последнюю роль играет и чутьё, т.е. способности к языку.
Спасибо
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей начальных классов » Русский язык » Фонетика в начальной школе (Звуковые схемы и фонетические разборы)
Страница 1 из 212»
Поиск:



Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?


Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса.
Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе не сайте, поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.
Отправить