Спасибо, Надежда. С вашего позволения, еще немного продолжу. Жаль, что тема перестала быть популярной, но - ничего, вдруг кому-то да пригодятся мои мысли... Конечно, оценка работы ребенка нужна - о чем речь? Все написанное выше - об отметках; об отметках в том виде, в каком они существуют у нас теперь.
Хочу рассказать о безотметочном приеме, который я в свое время позаимствовала у Шаталова, изменив с учетом реалий начальной школы. Цель приема - научить ребят полюбить решать задачи. Чтобы они ловили от этого кайф, чтобы требовали больше и больше задач для решения. Работает просто безотказно!
Для этого я взяла в раскраске рисунок веселого жонглирующего клоуна, одежда которого состоит из лоскутков. Сделала 3 варианта этого клоуна: из 30, 50 и 70 частей (одна часть - это то, что будет раскрашено одним цветом - лоскуток, пуговица, нос и т.п.) Перед каждым ребенком стоял выбор: какого клоуна выбрать - сколько частей, столько задач выдавалось к клоуну. К каждому клоуну был свой набор задач - тоже откопированный. Каждая частичка клоуна была пронумерована и соответствовала номеру задачи.
О задачах. Задачи составляла сама, по мотивам "неправильной" математики Г.Остера. Само прочтение условий задач вызывало безудержный смех и желание поскорее начать работу. Первые 30 задач (базовые, они были у всех) соответствовали программе; следующие 20 (для более продвинутых детей) были посложнее - больше действий ("когда И.А. ведет урок, 4 девочки сидят под партами, 6 мальчиков ковыряют в носу и смотрят в окно, еще 10 детей играет в крестики-нолики, а 5 девочек вышли в туалет. Сколько детей все-таки слушают учителя, если у нас в классе 27 детей, но двое болеют?"). И последняя двадцатка - где точно голову надо поломать. Причем располагала я эти последние в самых "лакомых" частях: глазки, шарики для жонглирования и т.п.
На решение задач давалось определенное время (не помню уже - не то 2 недели, не то больше), решали дома. У каждого была для них отдельная тетрадка, и после проверки (ставился +, если зачтена) те, что с +, разрешалось закрашивать.
А вот теперь начинается самое интересное. Прием классный, работает, как я уже отметила, великолепно. Но все его достоинства можно свести на нет, и даже навредить детям, если вот сейчас начать сравнивать детей и их раскраски. Итак: "у кого клоун больше раскрашен? Кто лучше всех потрудился на этой неделе? Кто ленился?" - и все! Это получится просто очередная "корзинка с грибочками" (см. мое предыдущее сообщение)
Делалось иначе. Развешивались клоуны, и начиналось их разглядывание: " классно мы потрудились, правда? посмотрите, сколько задач нами решено! Что, легче задачи стало решать? Смотрите, какие цвета Катя подобрала для своего клоуна! А у Андрея так ровно раскрашено - ни один штрих не вылез за границы! Артем меня порадовал - на прошлом смотре у него было решено только 5 задач, а сейчас он решил уже 8!" И вот так, не обходя никого, просматриваем все работы. Если кто ленился ( а таких практически не бывает - слишком уж большой ажиотаж) - заранее беседуем с ребенком, и договариваемся, что его клоуна сегодня показывать не будем. Можете сами проверить, назавтра он принесет те задачи, что поленился решить сегодня, и даже больше!
Конечно, когда первый ребенок сделал всего клоуна - радуемся за него, поздравляем, вывешиваем его клоуна на всеобщее обозрение. И не важно, 30 или 70 задач он сделал: он справился! Он молодец! И на следующий день еще несколько сделают все задачи - их уже от этого не оттащишь...
Поверьте, никакие отметки здесь не нужны. Само сознание, что ты решил столько задач - как оно поддерживает! Смог! Справился! После этого они кричат: еще задач! Больше! Труднее! Заковыристее! И в следующий раз никто (!) не выбрал "слабый" вариант: пыхтели, старались, но делали средний и сильный варианты - они этого ХОТЕЛИ САМИ!!!
После этого я делала и другие подобные работы - рыцарский замок с подъемным мостом - во втором классе; роскошного китайского дракона в третьем (чаще раза в год делать не советую - привыкнут...) Суть оставалась та же: дифференциация по количеству и качеству задач, и выбор был за детьми, сколько задач взять. Никакого сравнения между работами не было, никого не винили, что "ну, что вы хотите, у него же вариант для "троечников"...
И этот принцип работает во всем: не сравнивать, не захваливать одних и не унижать других. Учить преодолевать трудности, а не "двойки". Бороться с ленью, а не с плохими отметками...
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Возможно, мой опыт будет вам полезен. Удачи!