ОГЭ по английскому в 2024 г.: интервью с экспертом ОГЭ о секретах подготовки, изменениях текущего года и самых неприятных ошибках учеников
— С чего началась ваша карьера преподавателя английского языка? Как решили стать учителем?
— Помню, ещё в школе самым любимым предметом был английский язык. И сам предмет нравился, и учительница, Держурина
Елена Николаевна, умела вдохновлять! В 11 классе я выиграла областную олимпиаду "Таланты Земли Нижегородской", правда, по русскому языку, и поступила вне конкурса на филологический факультет ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Я не стала изменять английскому языку и выбрала кафедру Зарубежной лингвистики на факультете.
В университете у нас ежедневно был английский. Впервые задумалась о преподавании на занятиях по методике преподавания английского языка у Кузнецовой Нины Васильевны. А на третьем курсе начала давать частные уроки английского школьникам и дошкольникам. Помню, как каталась через весь город к ученикам — больше даже ради педагогического интереса, чем финансовой выгоды.
— Как давно вы работаете?
Мой педагогический стаж начинается в 2011 году, когда я закончила университет в июле, а уже в сентябре стояла у школьной доски, рассказывая о неправильных глаголах английского языка своим первым ученикам.
— Как давно являетесь экспертом ОГЭ? Что это значит — быть экспертом?
— В 2014 году я прошла трёхмесячное обучение по программе "Профессионально-педагогическая компетентность эксперта государственной (итоговой) аттестации выпускников lX классов в новой форме по английскому языку (части "Письмо" и "Говорение")" и сразу же, в июне, приступила к своим основным обязанностям — оцениванию экзаменационных ответов выпускников 9 классов по английскому языку. Эксперты оценивают только устную и письменную части, а тестовая часть проверяется автоматически.
В 2014 году я успела даже побыть экзаменатором-собеседником на одной из площадок проведения экзамена, сейчас такого формата участия эксперта уже нет. В настоящее время все ответы выпускников 9 классов записываются, и эксперты, собираясь в дни проверки экзамена, прослушивают и оценивают аудиозаписи. Каждая работа проверяется двумя независимыми экспертами, а если в оценивании двоих наблюдается расхождение, то тогда работа идёт на третью проверку.
Ежегодно экзамен по английскому немного меняется, и каждый эксперт должен пройти обязательное повышение квалификации прежде чем быть допущенным к проверке экзаменационных работ в летний период.
— Расскажите, пожалуйста, в целом как проходит ОГЭ по английскому? Как я поняла, преподавателя-собеседника больше нет, а что есть вместо него?
— Экзаменационная работа состоит из двух частей: письменной, которая включает в себя задания по аудированию, чтению, письменной речи, а также задания на контроль лексико-грамматических навыков обучающихся, и устной, которая содержит задания по говорению. Соответственно, экзамен ребята сдают в два дня.
Сначала — письменную часть. Она состоит не только из заданий с кратким ответом, но и задания с развёрнутым ответом — написание личного электронного письма в ответ на электронное письмо-стимул. Ученики должны выполнить все задания этой части за 2 часа.
В другой день выпускники сдают устную часть, которая состоит из 3-х заданий: чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера, участие в телефонном опросе, в котором необходимо ответить на 6 вопросов электронного ассистента и создание тематического монологического высказывания на основе плана. На каждого сдающего отводится 15 минут. Экзамен проходит на компьютере в специальном ПО, ответы выпускников записываются, зашифровываются и передаются на проверку.
— Насколько сложный экзамен по английскому? Можно ли к нему подготовиться самостоятельно? Или нужны репетиторы?
— Во-первых, давайте вспомним, что ОГЭ по иностранным языкам является экзаменом по выбору с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения участниками ОГЭ федерального государственного стандарта основного общего образования. Уровень сложности заданий определяется уровнями сложности языкового материала и проверяемых умений, а также типом задания.
В экзаменационную работу включены задания базового и повышенного уровня. Задания обоих уровней не превышают требований уровня А2 (по международной шкале).
Обычно экзамен по английскому языку выбирают школьники, которые априори уверены в своих знаниях по предмету, и для них сам предмет — несложный.
Я считаю, что можно подготовиться самостоятельно, но эта подготовка должна быть планомерна и начинаться не в сентябре выпускного класса, а гораздо раньше, в 7-8 классах. Знаю, что школы организуют дополнительные занятия по подготовке к ОГЭ.
Кроме этого, в современных учебниках много заданий экзаменационного формата. Есть многочисленные пособия по подготовке, а также сам сайт ФИПИ предлагает банк заданий для подготовки к экзамену. На этом же сайте в свободном доступе каждый учитель или ученик может ознакомиться с методическими рекомендациями по проверке устной и письменной части экзамена.
— Какие самые "неприятные" ошибки допускают ребята на экзамене?
— Не отвечают на поставленные вопросы! Сейчас поясню, что я имею в виду.
В одном из критериев оценивания в устной и письменной части (решение коммуникативной задачи) оценивается, дан ответ на вопрос или нет, полностью или нет. Например, если вопрос звучит: "Какие твои самые любимые школьные предметы?", то ученик должен назвать как минимум два предмета. Ведь вопрос звучит "предметы". Так же и с вопросом-хвостиком, "andwhy?" ("почему").
Школьники отвечают на вопрос, но частенько забывают обьяснить, почему, теряя драгоценные баллы.
— Какими секретами подготовки к ОГЭ можете поделиться?
— Как я уже упоминала ранее, экзамен — это задания определенного формата. Можно знать английский, но без знания формата экзамена, высокий балл не получить.
Поэтому никаких секретов — а лишь практика, практика и ничего, кроме практики!
Открываем сайт ФИПИ и вперёд! Иногда, кстати, задания из банка ФИПИ попадаются на экзамене.
— Есть ли отличия ОГЭ по английскому в 2023-2024 учебном году от заданий предыдущего года? Какие именно?
— К счастью, в этом году какие-либо изменения структуры и содержания КИМ ОГЭ 2023 г. по сравнению с 2022 г. отсутствуют.
Однако уточнены критерии и дополнительная схема оценивания выполнения задания 35. В методических рекомендациях для экспертов указано, что "в электронном сообщении эксплицитное выражение благодарности за полученное от друга письмо необязательно, достаточно выразить положительные эмоции по этому поводу. Однако верным является и включение двух элементов вежливости: благодарности за полученное письмо и выражения положительных эмоций от его получения. Таким образом, достаточно любого одного элемента, но наличие двух не является ошибкой".
— Как много ваших учеников сдают экзамен по английскому? Какие баллы они набирают?
— Чаще всего учащиеся школ с углубленным изучением языка выбирают сдавать ОГЭ по английскому. Это хороший способ проверить свои силы перед сдачей ЕГЭ в 11 классе. В 2016-2017 учебном году, когда я работала в одной из таких школ, 10 моих учащихся сдавали ОГЭ по английскому языку, из 10 сдающих (38% от общего числа учащихся 9 классов ) - 6 человек получили отметку "4", и 4 человека - отметку "5". Средний балл - 56, что составляет 80% от общего количества баллов (70).
Сейчас я работаю в общеобразовательной школе и количество учеников, сдающих ОГЭ по языку, гораздо меньше. Обычно все подтверждают свой средний балл.
— Есть практика, когда сами учителя сдают экзамены, например, ЕГЭ. Сдавали ли вы такой экзамен? Что думаете о такой практике?
— Это очень хорошая практика, которая помогает учителю почувствовать себя на месте ученика. Я, к сожалению, пока не сдавала ЕГЭ. Однако ежегодно участвую в олимпиаде для учителей английского языка "Профи", в которой несколько раз занимала призовые места (2016, 2020 гг.).
— Спасибо за ваши ответы. Давайте пожелаем всем выпускникам отличных успехов на экзамене!
Справка об эксперте
Сорокина Алла Николаевна, учитель английского языка в ГБОУ средней школе №376 Московского района Санкт-Петербурга, высшая квалификационная категория, сертификат TESOL.
Эксперт государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов по английскому языку в новой форме в 2014-2021 гг. Многократный участник конкурсов профессионального мастерства и олимпиадах: дипломант районного конкурса «Педагогические надежды 2012»; дипломант районного конкурса «Педагогические надежды 2013»; лауреат II конференции молодых специалистов «Надежда педагогического сообщества 2013»; призёр международной олимпиады учителей английского языка «Профи 2016»; лауреат районного конкурса педагогических достижений в номинации «Учитель года 2018»; призёр международной олимпиады учителей английского языка «Профи 2020». ТОП-100 учителей по итогам Международной олимпиады для учителей английского языка «Профи – 2020». Полуфиналист проекта «ТОПБЛОГ-2022» в номинации «Про образование».
Эксперт XX Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования «Моя страна — моя Россия», 2023 г.
Автор блога во Вконтакте «СорокиНАучит» (@sorokinauchit).
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.