Педагогический дизайн — принципы и модели
Все более популярный в последнее время педагогический дизайн – это новый инструмент в системе образования. Он рассчитан на актуальные тенденции – усложнение программ, нелинейность образовательного процесса. Применение методики помогает рационально и эффективно распределять время и ресурсы.
Инструменты современного педагогического дизайна разработчики учебных материалов задействуют на первой – проектной стадии. Это позволяет создавать «открытую архитектуру» учебного процесса, совершенствовать обучающую среду на основе обратной связи и результатов каждой итерации процесса обучения.
Принципы педагогического дизайна
Основная задача при разработке учебных материалов и курсов – создать такой формат передачи знаний, который был бы удобен и понятен ученику или слушателю.
Принципы педагогического дизайна – это основополагающие правила, которые помогают достичь этой цели максимально эффективно. К таким принципам относятся:
- Акцент на чёткость подачи информации и удобство восприятия.
- Привлечение внимания к возможностям использования знаний на практике.
- Мотивация, пробуждение заинтересованности в предмете – важнейшие элементы процесса педагогического дизайна.
- Осознанное обучение – с предоставлением подробной информации о целях и задачах курса. Ученики должны точно знать ответ на вопрос – для чего им это нужно.
- Установить связь между началом и завершением образовательного процесса – уровень ожиданий должен соответствовать полученным результатам.
- Правильная подача нового материала – выделение самой важной информации, чтобы она действительно запомнилась. Использование технологий удержания внимания на важнейших моментах.
- Работа с мнемотехниками, обучение навыкам долгосрочного запоминания материала после первого знакомства с ним.
- Практическое использование – с минимальным разрывом во времени между получением новых знаний и их отработкой в реальных условиях. Сюда входят различные опыты, эксперименты, лабораторные занятия.
- Обратная связь с целевой аудиторией. На каждом этапе составления и отладки курса необходимо двустороннее взаимодействие, чтобы понимать, каковы ожидании учеников, в какой форме они бы хотели видеть материал, каких знаний не хватает, что препятствует их усвоению.
- Оценка эффективности педагогического дизайна – этап анализа результатов обучения с точки зрения выполнения сложных задач. Новые знания должны быть интегрированы с другой информацией, опытом и навыками учеников для творческого использования в профессии.
Модели педагогического дизайна
Моделирование обеспечивает качество процесса обучения и разумное использование ресурсов. Под моделями педагогического дизайна подразумевают схематическое описание образовательных продуктов.
ADDIE
Самая распространённая модель (Analyze/Design/Develop/Implement/Evaluate). Это процессно-ориентированная модель, которая помогает создавать эффективные программы и курсы, в том числе интерактивные.
Каждому действию соответствует своя программа задач и шкала оценки эффективности.
- Анализ – состоит из нескольких процессов: выявление потребностей аудитории, исследование задач, предполагаемых результатов, изучение аудитории.
- Дизайн – проектирование концепции программы, постановка задач, выбор рабочей методики.
- Разработка – формирование массива обучающих материалов в разных видах и форматах: тексты, фильмы, презентации и другие.
- Реализация – проведение всевозможных занятий (лекции практической направленности, тренинги, онлайн-курсы).
- Оценка – определение сильных и слабых сторон методики, анализ результатов каждого из слушателей.
Все этапы ADDIE реализуются последовательно. Следующая модель устроена по иному принципу.
Модель SAM
Расшифровывается как Successive Approximation Model. Основным принципом работы с этой моделью является аппроксимация, упрощение объектов. Заменяя сложные понятия и явления их более простыми и доступными информационными аналогами, появляется возможность более доходчиво объяснять студентам наиболее трудные моменты курса. В результате применения данной модели знания усваиваются более эффективно.
В SAM предусмотрена постоянная обратная связь на каждом этапе. Анализ информации о том, как обучающиеся воспринимают информацию, позволяет в несколько циклов дорабатывать и совершенствовать курс в нужном направлении.
Модель SAM хорошо подходит для создания продуктов, соответствующих интересам аудитории. Чаще всего таким способом проектируют практические курсы, содержащие необходимый минимум знаний для успешного применения на практике. С каждым последующим использованием учебные материалы становятся всё более адаптированными к потребностям аудитории, это главный плюс модели.
Модель ALD
Фокусируется на конкретных задачах, быстрых и гибких методиках проектирования учебных материалов. Модель популярна для построения систем онлайн-обучения и построена на следующих моментах:
- диалоговая подача конкретной, тщательно отобранной и полезной информации;
- систематическое повторение ключевых моментов для лучшего запоминания;
- применение шаблонов для ускорения усвоения;
- внимание к мотивации и заинтересованности аудитории;
- привлечение экспертов;
- фокус непосредственно на обучении, а не на планировании.
Обязательной составляющей становится оценка потребностей ученика на каждом из этапов обучения.
Backward Design
Уникальность модели состоит в другом уровне педагогического дизайна, в проектировании от конца к началу. Сначала дизайнер курса определяет его ожидаемые результаты на основе потребностей целевой аудитории, после чего продвигается в обратном направлении, чтобы смоделировать цели и обучающие стратегии, помогающие в достижении намеченных результатов.
Процесс моделирования состоит из трёх этапов:
- Определение результатов (знаний, компетенций, практических навыков, которые необходимо приобрести на «выходе»).
- Разработка оценок – критериев достижения целей педагогического дизайна.
- Планирование и разработка стратегий, помогающих в достижении целей.
Модель Backward Design эффективна тем, что помогает фокусироваться на результате, не отклоняясь на второстепенные вещи.
Dick and Carey
Построена на основе системного подхода и учитывает совокупность факторов при планировании и разработке учебного продукта.
К основным этапам относятся:
- постановка целей;
- анализ аудитории;
- разработка стратегии и структуры;
- создание обучающих материалов;
- анализ эффективности и улучшение курса.
Здесь прослеживается широкий спектр анализа с учётом контекста обучения и нескольких критериев эффективности.
Заключение
Предлагаемые средства педагогического дизайна имеют свою сферу применения и ориентированы на конкретную образовательную нишу. Разнообразие доступных моделей помогает выстраивать обучение в соответствии с потребностями аудитории. Так, ADDIE позволяет создавать эффективные фундаментальные курсы. SAM ускоряет и упрощает процесс разработки, делает его более гибким. ALD нацелена на разработку курсов по специальным областям знаний.



