Педагогический дизайн — принципы и модели
Все более популярный в последнее время педагогический дизайн – это новый инструмент в системе образования. Он рассчитан на актуальные тенденции – усложнение программ, нелинейность образовательного процесса. Применение методики помогает рационально и эффективно распределять время и ресурсы.
Инструменты современного педагогического дизайна разработчики учебных материалов задействуют на первой – проектной стадии. Это позволяет создавать «открытую архитектуру» учебного процесса, совершенствовать обучающую среду на основе обратной связи и результатов каждой итерации процесса обучения.
Принципы педагогического дизайна
Основная задача при разработке учебных материалов и курсов – создать такой формат передачи знаний, который был бы удобен и понятен ученику или слушателю.
Принципы педагогического дизайна – это основополагающие правила, которые помогают достичь этой цели максимально эффективно. К таким принципам относятся:
- Акцент на чёткость подачи информации и удобство восприятия.
- Привлечение внимания к возможностям использования знаний на практике.
- Мотивация, пробуждение заинтересованности в предмете – важнейшие элементы процесса педагогического дизайна.
- Осознанное обучение – с предоставлением подробной информации о целях и задачах курса. Ученики должны точно знать ответ на вопрос – для чего им это нужно.
- Установить связь между началом и завершением образовательного процесса – уровень ожиданий должен соответствовать полученным результатам.
- Правильная подача нового материала – выделение самой важной информации, чтобы она действительно запомнилась. Использование технологий удержания внимания на важнейших моментах.
- Работа с мнемотехниками, обучение навыкам долгосрочного запоминания материала после первого знакомства с ним.
- Практическое использование – с минимальным разрывом во времени между получением новых знаний и их отработкой в реальных условиях. Сюда входят различные опыты, эксперименты, лабораторные занятия.
- Обратная связь с целевой аудиторией. На каждом этапе составления и отладки курса необходимо двустороннее взаимодействие, чтобы понимать, каковы ожидании учеников, в какой форме они бы хотели видеть материал, каких знаний не хватает, что препятствует их усвоению.
- Оценка эффективности педагогического дизайна – этап анализа результатов обучения с точки зрения выполнения сложных задач. Новые знания должны быть интегрированы с другой информацией, опытом и навыками учеников для творческого использования в профессии.
Модели педагогического дизайна
Моделирование обеспечивает качество процесса обучения и разумное использование ресурсов. Под моделями педагогического дизайна подразумевают схематическое описание образовательных продуктов.
ADDIE
Самая распространённая модель (Analyze/Design/Develop/Implement/Evaluate). Это процессно-ориентированная модель, которая помогает создавать эффективные программы и курсы, в том числе интерактивные.
Каждому действию соответствует своя программа задач и шкала оценки эффективности.
- Анализ – состоит из нескольких процессов: выявление потребностей аудитории, исследование задач, предполагаемых результатов, изучение аудитории.
- Дизайн – проектирование концепции программы, постановка задач, выбор рабочей методики.
- Разработка – формирование массива обучающих материалов в разных видах и форматах: тексты, фильмы, презентации и другие.
- Реализация – проведение всевозможных занятий (лекции практической направленности, тренинги, онлайн-курсы).
- Оценка – определение сильных и слабых сторон методики, анализ результатов каждого из слушателей.
Все этапы ADDIE реализуются последовательно. Следующая модель устроена по иному принципу.
Модель SAM
Расшифровывается как Successive Approximation Model. Основным принципом работы с этой моделью является аппроксимация, упрощение объектов. Заменяя сложные понятия и явления их более простыми и доступными информационными аналогами, появляется возможность более доходчиво объяснять студентам наиболее трудные моменты курса. В результате применения данной модели знания усваиваются более эффективно.
В SAM предусмотрена постоянная обратная связь на каждом этапе. Анализ информации о том, как обучающиеся воспринимают информацию, позволяет в несколько циклов дорабатывать и совершенствовать курс в нужном направлении.
Модель SAM хорошо подходит для создания продуктов, соответствующих интересам аудитории. Чаще всего таким способом проектируют практические курсы, содержащие необходимый минимум знаний для успешного применения на практике. С каждым последующим использованием учебные материалы становятся всё более адаптированными к потребностям аудитории, это главный плюс модели.
Модель ALD
Фокусируется на конкретных задачах, быстрых и гибких методиках проектирования учебных материалов. Модель популярна для построения систем онлайн-обучения и построена на следующих моментах:
- диалоговая подача конкретной, тщательно отобранной и полезной информации;
- систематическое повторение ключевых моментов для лучшего запоминания;
- применение шаблонов для ускорения усвоения;
- внимание к мотивации и заинтересованности аудитории;
- привлечение экспертов;
- фокус непосредственно на обучении, а не на планировании.
Обязательной составляющей становится оценка потребностей ученика на каждом из этапов обучения.
Backward Design
Уникальность модели состоит в другом уровне педагогического дизайна, в проектировании от конца к началу. Сначала дизайнер курса определяет его ожидаемые результаты на основе потребностей целевой аудитории, после чего продвигается в обратном направлении, чтобы смоделировать цели и обучающие стратегии, помогающие в достижении намеченных результатов.
Процесс моделирования состоит из трёх этапов:
- Определение результатов (знаний, компетенций, практических навыков, которые необходимо приобрести на «выходе»).
- Разработка оценок – критериев достижения целей педагогического дизайна.
- Планирование и разработка стратегий, помогающих в достижении целей.
Модель Backward Design эффективна тем, что помогает фокусироваться на результате, не отклоняясь на второстепенные вещи.
Dick and Carey
Построена на основе системного подхода и учитывает совокупность факторов при планировании и разработке учебного продукта.
К основным этапам относятся:
- постановка целей;
- анализ аудитории;
- разработка стратегии и структуры;
- создание обучающих материалов;
- анализ эффективности и улучшение курса.
Здесь прослеживается широкий спектр анализа с учётом контекста обучения и нескольких критериев эффективности.
Заключение
Предлагаемые средства педагогического дизайна имеют свою сферу применения и ориентированы на конкретную образовательную нишу. Разнообразие доступных моделей помогает выстраивать обучение в соответствии с потребностями аудитории. Так, ADDIE позволяет создавать эффективные фундаментальные курсы. SAM ускоряет и упрощает процесс разработки, делает его более гибким. ALD нацелена на разработку курсов по специальным областям знаний.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.