Растет число студентов педагогических образовательных программ — НИИ ВШЭ
Общее количество студентов всех уровней образования с 2013 года увеличилось более, чем на 12 000 человек.
Данные приема на направления подготовки УГСН «Образование и педагогическая деятельность»
Что касается контрольных цифр приема, то за 3 года для бакалавриата они почти не изменились и составляют 44 тысячи мест, а вот для магистратуры их объем вырос в 5 раз и на 2017 год составил почти 38 тысяч.
Эксперты проанализировали формы обучения и выяснили, что количество поступающих почти одинаково — на очную форму обучения в 2016 году поступили 45 тысяч человек, а на заочную – 44 тысячи (рис. 2).
Данные приема на различные формы обучения
Заочная форма обучения характеризуется большей долей «внебюджетников» на сегодняшний день, хотя в 2013 году их было гораздо больше (на 42%). Абитуриентов, поступающих на условиях полной компенсации затрат, меньше, чем поступающих на «бюджет», хотя «внебюджетный» прием за последнее время здесь значительно увеличился — почти в 2 раза с 2013 по 2016 годы (19% и 31% соответственно) (рис. 3).
Доля «внебюджетников» различных форм обучения
Анализируемая УГСН состоит из пяти направлений подготовки бакалавров, в ходе анализа было выявлено, что наибольшей популярностью пользуется «Педагогическое образование». Заочная форма обучения преобладает для направлений: «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование» и «Педагогическое образование», а для программы «Педагогическое образование», имеющей несколько профилей подготовки, преобладает очная форма (рис. 4).
Прием на различные уровни подготовки
Проанализировав выпускников УГСН, эксперты пришли к выводу, что ежегодно вузы выпускают на рынок труда около 100 тысяч человек. По сравнению с периодом десятилетней давности, аналитики отмечают, что в общей доле выпускников педагогов стало меньше — в 2005 году они составляли 11% от общего количества, а в 2015 — уже 8% (рис. 5). Эксперты объясняют это общедемографическими тенденциями и снижением общего количества поступающих в вузы.
Доля выпускников по УГСН
Анализируя данные показатели, необходимо учитывать спрос выпускников на рынке труда. Важным является соотношение общего количества выпускников по анализируемой УГСН и общего количества учителей в стране (ситуация по отдельным регионам имеет свою специфику). Процент молодых учителей имеет тенденцию к сокращению, что неизменно приводит к увеличению доли педагогов в возрасте от 50 до 59 лет.
На рисунках ниже можно увидеть, что количество обучающихся в школах после 2009 года постепенно выросло, а число педагогов осталось почти неизменным. Возраст учителей немного вырос по сравнению с предыдущими периодами, и доля молодых педагогов снижается (рис. А, Б, В, Г).
Проведенный анализ дает картину тенденций рынка: структура рынка кадров в сфере педагогики будет меняться в сторону магистерского образования. Нельзя говорить о том, что спрос и предложение на рынке сбалансированы, но дает возможность понять, что данная проблема должна быть обсуждаемой как на региональном, так и на федеральном уровнях.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.