03.03.2023 0

Школа будущего – какая она?


Всегда интересно заглянуть в будущее и поразмышлять, как все изменится, каким станет обучение детей. Ведь когда старые подходы перестают работать, на смену им приходят другие. Своим видением поделилась Наталья Локалова – директор городской основной и старшей Ломоносовской школы. Школы, которая создает будущее уже 30 лет!

 

 

 

 


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Школьное образование уже сегодня берет курс на то, чтобы быть более технологичным и интерактивным, ориентироваться на развитие навыков и способностей школьников. Например, критического мышления, коммуникации, коллективной работы, гибкости и обучаемости. Это навыки помогут ученикам адаптироваться к быстро меняющимся требованиям рабочей среды.

Давайте разберемся, какие тренды будут определять школу будущего.

Существовать для счастья учеников, родителей и сотрудников

Школа должна существовать для счастья – это одна из главных идей Ломоносовской школы, и вокруг этого все и должно строиться. Счастье детей – это счастье учиться, общаться, познавать мир, открывать для себя новое, добиваться желаемого. Для педагогов – это счастье работать в дружном коллективе единомышленников, видеть результаты учеников, наблюдать, как они растут не только знающими, смелыми и интеллектуально развитыми, но в первую очередь – людьми. А счастье родителей – видеть, как правильно и гармонично взрослеет их ребенок.

Быть правильно технологичной

Чтобы обеспечить эффективное обучение в будущем, учителям необходимо научиться использовать новые технологии и методы обучения. Виртуальная и дополненная реальность, интерактивные учебники, онлайн-игры, мобильные приложения – все это делает учебный процесс интереснее, вовлекает, помогает осваивать сложные понятия. Даже взрослые быстрее усваивают информацию через игру, а дети – тем более.

Думаю, многие слышали термин «клиповое мышление» – то, как школьники сейчас воспринимают информацию. Быстро, короткими фрагментами. Восприятие информации меняется, значит, учебный процесс нужно адаптировать. Это позволит школе будущего стать эффективнее.

  • ИИ может анализировать данные о прогрессе школьника и предлагать индивидуальные задания и материалы, чтобы помочь улучшить знания и навыки.
  • Виртуальная реальность – дополнение к обычному обучению. Например, в некоторых школах используют VR для изучения истории и географии, создания виртуальных практических заданий и симуляций.
  • Мобильные приложения и интернет-ресурсы делают обучение доступным в любое время и любом месте. Приложения могут использоваться для общения с учителями и одноклассниками, для доступа к ресурсам учебного плана.
  • Онлайн-платформы. Незаменимы для дистанционного обучения, обмена учебными материалами.

Развивать soft skills

Мы не можем знать, какие профессии будут востребованы через 10 лет, и готовить детей к ним, но мы можем подготовить человека, которому будут открыты все дороги. Научить гибкости, критическому мышлению, тайм-менеджменту, умению работать не по готовому шаблону, а подходить ко всему творчески. Развивать саму способность учиться новому. В будущем это позволит школьнику вникнуть в любую специальность, новую задачу на работе, нестандартный проект.

Рутинную и монотонную работу через несколько лет возьмет на себя искусственный интеллект. А вот задачи, где нужен творческий подход, по-прежнему будут решать люди.

Научить адаптироваться к переменам

Lifelong learning, то есть непрерывное обучение, уже стало нашей реальностью. Мир вокруг меняется постоянно, нам приходится подстраиваться, учиться и развиваться всю жизнь. Даже в одной отрасли постоянно происходят изменения – старые навыки и знания устаревают, появляются новые инструменты.

Поэтому задача школы – научить самостоятельной работе, находить суть, структурировать информацию, делать выводы. Позволить совершать ошибки, дать возможность предлагать новые решения. Не просто накапливать знания, а отделять важное от второстепенного.

Развивать компетенции

В ближайшие годы нужны компетенции – в отличие от навыков они более комплексные. Например, необходимо развивать эмоциональный интеллект. Навык гибкости, который учит взаимодействовать с другими людьми, доносить свои мысли, формулировать ожидания. Люди с развитым эмоциональным интеллектом могут со всеми договориться и найти общий язык.

К нам уже пришел, например, такой вид учебной деятельности, как проектная деятельность. Школа будущего будет стремиться учить через опыт, через практику.

Также учителя должны быть готовы к коллективной работе и обмену опытом с другими учителями и экспертами в области образования, чтобы совершенствовать свою практику.

Но важно помнить: компетенции сработают только тогда, когда сформированы фундаментальные школьные знания, умения и навыки. Поэтому важнейшая задача школы – определить их и вооружить ими своих взрослеющих учеников.

В Ломоносовской школе мы используем образовательную технологию «ИнтеллекТ» – это запатентованная методика, разработанная основателем школы Маратом Александровичем Зигановым. Она развивает интеллектуальные способности учеников, снижает утомляемость и помогает усваивать на 25% больше учебного материала.

Развивать индивидуальность

Сейчас школа не всегда учитывает склонности и интересы учеников. В будущем модель обучения станет более гибкой, школьники будут сами проектировать свою образовательную траекторию и скорость ее прохождения. Потому что все дети разные, и единый метод обучения, единый ключик подобрать не получится.

Задача учителя будущего – помогать ученику двигаться в своем темпе. Фиксировать личный прогресс: формулировать учебные цели на год и триместр, планировать, как их достичь, разбирать результаты.

Школьникам важно давать выбор – чтобы часть предметов осталась обязательной, а часть была факультативной. Тогда они смогут сами решать, какие предметы изучать, и это повысит мотивацию. Ученики нашей школы занимаются по индивидуальному учебному плану, а старшая школа мультипрофильная: каждый сам выбирает набор предметов для изучения.

Такой подход дает видимые результаты: 100% выпускников Ломоносовской школы сдают ЕГЭ на высокие баллы и поступают в ведущие вузы России и мира: МГИМО, МГУ, ВШЭ, University of Cambridge, Glion Institute of Higher Education, King's College London.

Быть мультипрофильной и заниматься профориентацией

Дети должны уметь выбирать свою будущую профессию. Да, в 12–15 лет сложно понять, куда двигаться, и будущее довольно туманно. К тому же внутренний голос часто заглушается стереотипами и мнением со стороны. Поэтому важно учить детей прислушиваться к себе. Давать возможность попробовать как можно больше. Ведь как выбирать, если не знаешь, чем на самом деле занимаются маркетологи и аналитики Big Data?

В Ломоносовской школе есть профориентационные курсы, чтобы ученики могли «примерить на себя» разные профессии. К старшим классам им легче сделать свой выбор, они осознанно готовятся к поступлению в университет. Думаю, в будущем, такие курсы появятся во многих школах.

Развивать связи

Развивать не только способности, но и связи. В старшей школе мы стараемся давать учениками возможность их устанавливать, приглашать интересных и успешных людей, сотрудников компаний, чтобы те знакомили ребят со своей работой. Часто просто общение с ними может что-то поменять в сознании ребенка.

Не только учить, но и воспитывать

Образование будущего – это синергия обучения и воспитания. Общие ценности, школьные традиции – то, что объединяет, формирует личность ребенка. Поскольку в школе дети проводят много времени, они так или иначе впитывают от педагогов определенные установки, перенимают картину мира, учатся строить отношения со взрослыми и своими сверстниками. Все, что происходит в школе, влияет на то, каким человеком вырастет школьник.

Все, о чем здесь сказано, 30 лет осуществляется в нашей школе. И мы точно знаем, что так нужно, а главное, возможно делать!

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?