Елена Сафонова, 02.04.2023 0

ЕГЭ по русскому языку: проект изменений


На сайте ФИПИ размещен проект изменений в ЕГЭ по русскому языку. Что же нас ждет?

 

 


Обсудить статью Опубликовать свой материал


Задания 1-3

В целом новшеств не так уж много. 

Во-первых, они касаются первых трёх заданий (по «маленькому» тексту). Напомним, что поиск в этом направлении начат чуть раньше, когда задание по содержанию текста было заменено на анализ его типа и стиля. Это же задание сохраняется и в 2023 году, но теперь оно будет не первым, а третьим. Смысл его тот же: приведены различные характеристики лексической и грамматической организации текста, которые могут подсказать, в каком стиле (научном, публицистическом, художественном и т.д.) он создан. Это особенности, реально представленные в приведенном материале или мнимые; необходимо определить, какие характеристики верны (соответствуют стилистическому оформлению фрагмента и содержат правильный вывод).

Задание 1 теперь соответствует прежнему заданию 2. Необходимо самостоятельно подобрать слово, которое должно стоять на месте пропуска в указанном предложении, причем морфологические характеристики этого слова заданы (например, «определительное местоимение»). В такой форме задание существует уже некоторое время и представляет сложность для значительной части выпускников (прежде надо было выбрать подходящее слово из списка).

Задание 2 является новым. Если в прошлом году выпускник должен был определить по словарной статье, в каком значении в тексте употреблено многозначное слово (было одно слово и фрагмент словарной статьи, толкующей несколько его значений), то теперь в тексте выделено пять многозначных слов и приведено пять фрагментов словарных статей, в каждом одно толкование.

Необходимо выбрать среди них неизвестное количество (больше одного) толкований, соответствующих значениям указанных слов в тексте. Практика покажет, насколько это задание будет сложным; похоже, что оно вызовет затруднения и потребует больше времени и усилий.

Задание 9

Задание 9 возвращается к форме, в которой оно уже существовало какое-то время тому назад (правда, с имеющимися сейчас усложнениями). Если в прошлом году экзаменуемый видел несколько строк слов без пропущенных букв и должен был определить, в каких рядах корень пишется в соответствии с заданным правилом (безударная проверяемая гласная, безударная непроверяемая, корень с чередованием), что, кстати, оказалось непросто, то теперь надо вставить буквы в слова на те же правила и отметить ряды, в которых буквы одни и те же. Количество рядов, соответствующих заданной характеристике, как мы уже привыкли, неизвестно, но больше одного.

Система оценивания

Изменения затронули и систему оценивания, что не может не огорчать. Это касается количества баллов, которые можно получить за «дорогие» задания – 8 и 26. Едва ли теперь кто-то будет стремиться выполнить 8 задание (синтаксические ошибки), которое требует внимания и немалого времени. Раньше за каждый из 5 правильных ответов можно было получить балл и таким образом заработать сразу 5 баллов. 

Теперь 

  • безошибочно выполненное задание «стоит» три балла;
  • ответ с 1 или 2 ошибками принесет экзаменуемому 2 балла;
  • результат, содержащий 3 или 4 ошибки – 1 балл. 

Смысл изменения непонятен, так как проверяется владение пятью разными группами грамматических правил. Особая оценка знаний в каждом из них выглядела логично.

Максимальное количество баллов за задание 26 (средства выразительности) теперь не 4, а тоже 3:

  • именно 3 получит выпускник, выполнив задание безошибочно;
  • одна ошибка снизит результат на балл;
  • 2-3 ошибки позволят получить 1 балл. 

Напомним, что ответы на эти задания представляют собой последовательность цифр (номера ответов из списка, включающего более нужных вариантов; например, из 9 предложений в задании 8 надо выбрать 5, содержащих заданные типы нарушений); ошибкой считается любое изменение этой последовательности.

Сколько всего?

Таким образом, теперь за тестовую часть экзаменуемый может получить максимум 30 баллов (по 1 за задания 1-7 и 9-25 и по 3 за 8 и 26 задания), а за сочинение – 24 балла.

Внимание! Изменения в словариках!

Внесены изменения в словарики для подготовки к 4 и 5 заданиям! Из орфоэпического словника убрали теоретическую часть, трудную для усвоения школьниками, более чётко оформили слова для запоминания. Добавлены новые слова и омографы (слова с разным значением, различающиеся ударением: Отзыв - отзЫв). 

Объемнее стал словарик паронимов, в него добавлены новые слова.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?