«Не имею никакого морального права нарушать закон», — интервью с Татьяной Шилиной, организатором онлайн-обучения школьников
— Татьяна, Вы работаете учителем истории и обществознания в школе. Как вам пришла идея разработать дистанционный курс для учеников? Вы обучаете в нем своих учеников или учеников «со стороны»?
— Я в профессии более двадцати лет, и за это время преподавала не только в школе, но и в ССУЗе, и в ВУЗе. Больше пятнадцати лет проработала в старших классах. С 2007 г. совмещаю работу учителя и репетитора, занимающегося подготовкой ребят к ЕГЭ/ОГЭ по предмету.
В моей практике не было еще такого случая, чтобы ученик, занимающийся у меня в классе, изъявил желание прийти ко мне на репетиторство, да и я их не зову. Думаю, что это служит доказательством того факта, что подготовка к экзаменам в тех классах, в которых я преподаю, проходит результативно и во время школьных занятий.
— Как давно Вы открыли этот курс? Легко ли было решиться на это? Что подтолкнуло Вас к этому шагу?
— Идея разработать свой дистанционной курс складывалась поэтапно. В 2013 г. я познакомилась с методикой проведения вебинаров и попробовала перенести часть уроков в виртуальную среду. Получилось. Но мне стало понятно, что одной беседы в виртуальном классе мало, нужно пространство, в котором будут размещены обучающие материалы, видеотека занятий, материал для отработки практических навыков и умений и другие, необходимые для обучения, материалы.
Татьяна Шилина
— Где Вы нашли своих первых учеников? Из каких они регионов?
— Первая моя группа — это ребята-слушатели курсов подготовки к ЕГЭ в Санкт-Петербурге, для которых я проводила вебинары. Это первый формат дистанционного обучения, который я использовала.
На следующий учебный год я осознала, что могу работать самостоятельно. Поскольку все годы моей профессиональной деятельности были совмещены с репетиторством, вопрос о том, каким образом мне набирать ребят, не стоял. В том городе, где я живу, мое имя как репетитора известно. Трудность состояла в том, чтобы убедить моих учеников в результативности дистанционного обучения. Скажу честно, это было нелегко. Интернет для многих учеников и их родителей рассматривается как пространство для развлечения, но никак не эффективный ресурс для такого серьезного дела как подготовка к ЕГЭ.
— Как проходят Ваши занятия? Какие инструменты Вы используете?
— Участники курса два раза в неделю приходят на занятия в виртуальный класс, где занятия проходят в синхронном режиме, а также имеют доступ к учебному порталу, созданному в системе дистанционного обучения Moodle. Это пространство открыто для обучающихся в режиме 7/24/365, другими словами, ребята могут воспользоваться материалами в любое удобное для них время. На учебном портале расположены видеозаписи занятий, авторские презентации к темам курса, электронный учебник, ссылки на проверенный преподавателем дополнительный обучающий материал, а также доступ к уже пройденным ими тестам и заданиям.
— Что дает ученикам просмотр уже решенных тестов?
— Позволяет более глубоко проработать допущенных ошибок.
— Как сейчас, через несколько лет использования дистанционного обучения, Вы оцениваете работу через СДО (систему дистанционного обучения) и обычные очные занятия репетитор-ученик?
— Работа на платформе имеет свои преимущества. В первую, очередь это доступность. Ученик работает в СДО в удобное для него время с любого устройства. К тому же СДО дает возможность обучаться людям с особенностями здоровья.
Второе — многократность. Ученик может обращаться к ресурсам курса столько раз, сколько ему потребуется. Замечу, что я использую разнообразные ресурсы: глоссарий, Вики, файлы и папки, гиперссылки, задания и тесты. Два последних составляют основной инструмент для создания материалов промежуточной аттестации.
СДО дает возможность не только разнообразить виды заданий, но и создать их вариативность в зависимости от сложности. Ребята имеют доступ к оценочной ведомости, а я периодически публикую рейтинг групп. Все это дает возможность каждому ученику объективно взглянуть на уровень собственной подготовки, вовремя корректировать собственную познавательную деятельность.
Скриншот системы дистанционного курса
— На вебинаре Вы сказали, что у Вас группы небольшого размера. Сколько человек обучается в группе и сколько групп у Вас бывает всего? Какое количество учеников Вы считаете оптимальным для регулярных онлайн-занятий?
— Я работаю с мини-группами от 5 до 10 человек. Курс разработан в модели смешанного обучения, одной из особенностей которой является большой объем самостоятельной работы со стороны ученика при постоянном сопровождении его со стороны учителя. В связи с этим, у меня как преподавателя стоит вопрос качественной проверки ответов, анализа допущенных ошибок, разработки стратегии корректировки знаний, умений и навыков для каждого слушателя.
— А как проходят Ваши онлайн родительские собрания? Много ли приходит родителей? Какие вопросы они задают? Вы считаете, что такие собрания необходимы?
— Мои родительские собрания проходят раз в четверть, так же, в виртуальной среде. Посещение родителей 100%. Как и при традиционном обучении, родителей интересует успехи/неудачи собственного ребенка. Обсуждение строится исключительно по вопросам обучения ребят. На первом собрании демонстрирую родителям демоверсию КИМов ЕГЭ. Комментирую тот объем знаний, умений и навыков, которые проверяются на экзамене. На следующих собраниях рассказываю родителям о нашей текущей деятельности на курсе, а ближе к экзаменам прошу родителей уделить особое внимание психологическому комфорту собственной дочери или сына.
— Многие классные руководители жалуются, что родители не ходят на собрания в школе, а потом звонят, пишут через мессенджеры и соцсети. Может быть, нам в стране пора перейти на онлайн-собрания, а не собирать родителей в школе? Вам известен опыт таких собраний?
— К сожалению, я не знакома с опытом проведения онлайн-собраний, но, думаю, что дело не в среде, в котором оно проходит. Важно, чтобы родители получали ту информацию, в которой они заинтересованы, а в традиционной системе образования много отвлекающих от образовательного процесса факторов.
— Давайте поговорим об организации курса. В качестве платформы Вы используете Moodle, учебный материал как историк пишете сами, подбираете ссылки на интересные ресурсы и видео. В принципе, опытному учителю будет не сложно перенести свои наработки в онлайн. Или я ошибаюсь? Какие особенности организации онлайн и дистанционного обучения будут новыми для того, кто привык работать с доской и мелом? Сложно ли начать работать дистанционно?
— Мне сложно однозначно ответить на Ваш вопрос. С одной стороны, все то что Вы перечислили требует времени и серьезных трудозатрат от педагога. Ошибочно думать, что можно взять материалы, с успехом используемые в традиционном обучении и без изменения перенести их в виртуальную среду. Практика показывает — не работает! Но и отказываться от методов и приемов традиционного обучения нельзя. Модель смешанного обучения позволяет соединить лучшее в очном образовании с теми ресурсами, методами и приемами, которые появились благодаря развитию виртуальной среды обучения.
По вопросу организации дистанционного обучения мой рассказ может растянуться на десятки страниц. Могу предложить коллегам собраться на обучающем курсе, который планирую провести в августе 2017 года. Если читатели заинтересованы в нем, пишите в комментариях к статье или мне лично на почту: shili-tatyana2009@yandex.ru
— Спасибо! Но мне кажется, что вопрос финансовый, материальный не менее сложный, чем методический, а для профессиональных педагогов (а не бизнесменов), может, и практически не решаемый (у страха глаза велики!). В 2015 году Вы зарегистрировались как индивидуальный предприниматель, открыли расчетный счет в банке. А значит, платите налоги, взносы в Пенсионный фонд и фонд медицинского страхования, сдаете декларацию и т.д. Обязательно ли регистрироваться как ИП? Сложно ли в этом всем разобраться?
— Вопрос открытия ИП для меня принципиальный. Я учу ребят праву, создаю в их сознании модель правого государства. Следовательно, не имею никакого морального права нарушать закон. Кстати, с 2017 г. в России объявлены двухгодовые налоговые каникулы для репетиторов, открывших ИП в это время.
— Ну хорошо: ИП открыли, счет открыли, установили стоимость занятий, купили оборудование, подобрали материалы. А где искать учеников? Сложно ли это?
— Бесспорно, сложно. Нужно помимо своей педагогической деятельности помнить о самопиаре и правилах маркетинга. Этому тоже нужно учиться.
— У нас привыкли говорить «Ну ты же учитель», как ты можешь просить оплату, ты должен нести «разумное, доброе, вечное», а не говорить об оплате. Что Вы посоветуете учителям, начинающим зарабатывать вне школы, отвечать себе и другим на подобные высказывания?
— В императорской России образование всегда было платным. Так устроен человек: он не ценит то, что далось ему без труда и без денег. Сегодня рыночные отношения прочно вошли в нашу жизнь. Настоящий учитель и при платных уроках продолжает сеять разумное, доброе и вечное.
— Как вы думаете, какова школа будущего? Она электронная, цифровая, дистанционная или же традиционная, такая, какой мы ее привыкли видеть? Какой Вы бы пожелали быть школе в России (обычной рядовой школе в спальном районе)?
— Сегодня уже обозначился переход к новым формам обучения, которые развиваются с необычайной скоростью. По прогнозам, ко второй половине XXI века более 80% российского образования будет перенесено в онлайн среду. Я говорю в целом об образовании, не только о школьном.
Желаю школе стать интересной для ребят во всех планах, на первый из которых все же поставлю качество образования. Пожелаю школе идти в ногу со временем, не переставая ценить быстро бегущие годы Детства.
— Спасибо за интервью. Было приятно побеседовать с Вами.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.