Татьяна Цветкова: «Любую точку кризиса можно превратить в точку роста»
—Татьяна Владиславовна, ваше издательство одним из первых стало выпускать литературу, ориентированную на педагогов дошкольного образования. Как вообще вы, педагог, ведущий научную и образовательную деятельность, приняли решение издавать книги?
— Все началось с любви... В 1992 году я познакомилась со своим будущим мужем и впоследствии соучредителем компании. Он — инженер, хорошо разбирающийся в компьютерах. Я — аспирантка Института теории и истории педагогики Российской академии образования, «корпящая» над диссертацией. Из-за любого замечания мне приходилось переписывать текст на печатной машинке. «Что же ты мучаешься, — удивился он, — а если использовать компьютер?». И в скором времени «сотворил» переносной компьютер, на котором и была набрана моя диссертация.
Когда я принесла для предзащиты отпечатанный на матричном (!) принтере текст, мой научный руководитель удивилась: «А это что такое?». (Тогда это было в новинку.) После моих объяснений она сказала: «Пойдем!» и потащила меня в кабинет директора. Он, недавно вернувшийся из Америки, приказал все научные труды института набирать на компьютере.
И закипела работа. Были установлены нужные программы, куплен лазерный принтер. Постепенно в научных кругах пошел слух, что молодые ребята набирают, верстают и вычитывают тексты в два раза дешевле, чем по Москве. Нас завалили работой.
Где-то через год пришел первый автор — Леонид Борисович Яковер — и заказал нам макет. Напечатал книгу за свой счет. Продал. Затем пришел еще. Решили с ним напечатать тираж вместе. И... «прогорели». Вложили в него все, что заработали, отдали на реализацию в фирму (своей тогда еще не было), а «партнер» скрылся и ничего не заплатил.
Так жизнь заставила открыть свою фирму. Тогда я стала догадываться, что любую точку кризиса можно превратить в точку роста. Сейчас это — один из моих жизненных принципов.
— Какая книга была первой в вашем издательстве?
— «Лекции по истории отечественной педагогики», написанная моими наставниками Ф.А. Фрадкиным и М.Г. Плоховой в соавторстве с Е.Г. Осовским. Это был знак уважения и благодарности по отношению к ним.
Постепенно к нам стали подтягиваться авторы. В первый год мы издали пять книг, затем 10, 20 и т.д. К первой сотне изданий в год мы пришли лет через семь. Сейчас издательство выпускает только новинок более 200 наименований в год.
— Расскажите, пожалуйста, поподробнее о специализации издательства.
— Было время, когда я, выступая на конференциях, говорила, что издательство стоит на трех китах: образовательные книги, журналы для дошкольного образования и наглядные пособия. Сегодня этот перечень расширился. Мы активно издаем и продвигаем детские книги, ведем образовательную работу для педагогов, специалистов и руководителей детских садов и школ, для родителей, оказываем услуги в интернет-пространстве.
Ну а книги — это первое и по-прежнему основное направление работы. Трудно найти в России детский сад без наших книг. Это программы «Истоки», «Детский сад — Дом радости», книги по всем образовательным областям и коррекционной работе авторов К.Ю. Белой, О.В. Дыбиной, Е.В. Колесниковой, А.А. Майера, Н.В. Микляевой, О.П. Радыновой, О.С. Ушаковой и многих других.
В 2002 году увидел свет наш первый журнал «Управление ДОУ», затем, в 2004 г. — журнал «Логопед». Сегодня у нас десять периодических изданий: шесть журналов и четыре приложения к ним.
Неожиданным подарком судьбы стало в 2004 году новое направление работы: издание открыток и наглядных пособий. Поначалу с трудом пробивающийся проект стал сегодня востребованным, со своим узнаваемым лицом.
В 2010 году мы стали соучредителем издательства «Карапуз», после чего детские и развивающие книги попали в зону нашего внимания и ответственности. В последние годы в «Карапузе» появилось много интересных проектов: мастерилок, раскрасок, ширмочек, наборов картинок.
Татьяна Цветкова (в красном), Екатерина Пашкова (pedsovet.su) (в желтом) и другие участники семинара летом 2018 г., Москва
— Изменились ли с течением времени интересы потребителей педагогической литературы?
— Мы начинали как педагогическое издательство по многим образовательным линиям. Постепенно от некоторых пришлось отказаться. В прошлом остались серии для абитуриентов, по психологии, разным предметам средней школы. Дольше всех держалась серия «Воспитание в школе», которую мы долгие годы издавали с коллективом авторов под руководством Е.Н. Степанова.
Сейчас от былых времен осталась серия книг по русскому языку А.Б. Малюшкина.
Нас сегодня в основном воспринимают как издательство дошкольной литературы.
— Вы поддерживаете несколько авторских коллективов образовательных программ: продвигаете «Истоки», «На крыльях детства» и программы по отдельным образовательным областям. Авторы не ревнуют вас друг к другу?
— Это у них надо спросить. Авторы издательства — образованные, интеллигентные и воспитанные люди, ученые и педагоги с большой буквы. Раз в год мы собираем авторов примерных и парциальных программ, методических пособий на Всероссийском семинаре в Поведниках. Там они могут пообщаться, послушать друг друга, обменяться мнениями. Это всегда доброжелательное и уважительное общение, взаимообогащающее и позитивное. Я бесконечно уважаю своих авторов и горжусь, что мне выпала честь работать с ними.
— Как полагаете, могут ли издательства влиять на образовательную политику?
— Могут и влияют. Только не все и не всегда. Если говорить не о деятельности министерств и ведомств, а о реальной жизни детских садов, роль издательских групп огромна. Сегодня мы лидеры в продвижении научной мысли и передового педагогического опыта. Издательство — это культурный (а мы еще и Творческий) центр, приемник и передатчик разума и чувств, источник притяжения и объединения. Это большая ответственность. Здесь важно сохранить баланс между необходимостью сеять разумное, доброе, вечное, с одной стороны, и получать прибыль — с другой.
— Каково ваше отношение к таким новомодным девайсам, как электронные книги?
— Положительное. Все, что дает возможность получать знания, расширяет возможности для нахождения необходимой информации, — все это рассматриваю как дополнительные средства для личностного роста. Только все должно быть в меру. Почему так против электронных средств современные педагоги и родители? Потому что нет границ, нет выверенных методик, нет осознанности. Вот, например, молоток — вещь полезная, а дай его ребенку без присмотра. Что будет? Так и здесь.
Если вы спросите меня, заменит ли электронная книга бумажную, думаю, нет. Или, по крайней мере, не так скоро. Лично я предпочитаю бумажную книгу.
— В последние несколько лет вы активно развиваете направление образовательных услуг: семинары, консультации, вебинары…
— Да! Вот совсем недавно открыли Центр образования «СФЕРА», предлагающий онлайн и очные программы профессиональной подготовки работников всех уровней образования: курсы повышения квалификации для руководителей, воспитателей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, психологов и методистов.
Не забываем и про родителей. После долгих сомнений я решилась открыть свой канал на YouTube и снимать видео-уроки для родителей, которые также привлекают внимание педагогов детского сада и школы.
— У вас в холдинге большой коллектив? Как удается держать под контролем все процессы и мотивировать на успехи каждое подразделение?
— Главное, что мы — команда. Большинство сотрудников работают много лет, есть понимание миссии издательства, осознанности, зачем и как работать. Мы крепнем и растем, открываем новые направления и департаменты.
А еще мы все время в поиске эффективных решений, приглашаем для оптимизации нашей работы бизнес-тренера, аудиторов, консультантов. Многие руководители отделов прошли тренинги повышения профессионального и личностного роста.
— Как опытный управленец поделитесь с руководителями детских образовательных учреждений секретами успеха.
— Эти «секреты» всем известны: сильный дух, любовь к своему делу, постоянно познающий разум. И труд, труд и труд...
Свои семинары я обычно начинаю с рассказа о нравственных и мировоззренческих основах любой деятельности. Это целеполагание, осознанность, природосообразность, системность, творческое развитие, персональная ответственность и патриотизм. Это не просто где-то узнанные и скомпилированные знания, а единство моего жизненного опыта и процесса познания. На этих основаниях выстраивается работа издательства и моя личная жизнь.
У меня есть семинар «Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС ДО», где я подробно раскрываю принцип системности. Поначалу сомневалась, как примут слушатели? Нужно ли им это? Но опыт показал востребованность этих знаний. Очень важно порой подняться над тем, чем владеешь, выстроить все в систему, найти сильные и слабые стороны, осознать многие процессы, а потом двигаться дальше. На семинарах я даю и конкретные знания, но главное — фундаментальное понимание процессов жизни и образования. Буду рада видеть на своих семинарах и ваших читателей.
— Что Вы пожелаете читателям?
— Пожелаю творческого роста во всех сторонах развития личности: тела, чувств, разума и духа. В принятой мной универсальной системе развития личности сформулированы цели этих направлений: здоровье, любовь, развитый интеллект, счастье. Разве это не главное? Ради этого и надо работать!
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.