Ольга Ивановна Иванова, 12.04.2014 0

Апробация системы работы с одаренными детьми БОУ ДОД г. Омска ЦДТ "Созвездие"


Современному обществу нужны одаренные дети, и задача педагога дополнительного образования рассмотреть и развить способности обучающихся. Индивидуальная форма обучения также предусмотрена в Типовом Положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей. В этой статье рассказывается о построении работы с одаренными детьми в Центре дополнительного образования детей.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях. На данный момент в России работает и реализуется президентская инициатива “Наша новая школа”.

Одним из ценностных приоритетов системы дополнительного образования, согласно концепции модернизации Российской системы образования, является создание образовательных программ нового поколения. Групповые занятия в творческих объединениях не всегда могут предоставить возможность талантливому обучающемуся более широко раскрыть свои способности, продемонстрировать высокие результаты. Содержание образовательной программы нового поколения должно определяться возможностью построения в ее рамках индивидуального маршрута развития для каждого воспитанника.

Работая с детьми, мы пришли к выводу, что у некоторых обучающихся обнаруживаются отличительные способности к той или иной деятельности. Это доказывают результаты диагностик (приложение диагностик по образовательным программам Рувмана М.Ф., Акулинина С.В., Криворученко А.В.) и наблюдение за детьми.

Поднялся вопрос о внедрении методики разработки и использования индивидуальных образовательных маршрутов в систему работы с одаренными детьми БОУ ДОД г. Омска ЦДТ «Созвездие».

Таким образом, использование индивидуальных образовательных маршрутов в нашем учреждении стало одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения обучающегося.

И очень важно, что дополнительное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.

Что такое индивидуальный образовательный маршрут ребенка?

Индивидуальный образовательный маршрут — это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного ребёнка, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Механизм реализации системы работы с талантливыми детьми БОУ ДОД г. Омска ЦДТ «Созвездие»:

Участниками системы работы с одарёнными детьми являются обучающиеся творческих объединений:

  • образцовой вокальной студии «Созвучие»
  • хореографического ансамбля «Непоседы»
  • образцовой детской студии «Д плюс» их родители.

Руководители — педагоги дополнительного образования М.Ф. Рувман, С.В. Акулинин, А.В. Криворученко.

Для подбора материалов и реализации системы привлечены специалисты:

  • педагог-психолог
  • методисты
  • директор, заместители директора
  • педагоги дополнительного образования
  • родители обучающихся ЦДТ.

Организация и функциональное обеспечение

Функции директора — содействие одаренным и талантливым детям в реализации их способностей:

  • обеспечение участия одарённых и талантливых обучающихся Центра в олимпиадах, форумах и иных мероприятиях, а также в профильных лагерях, способствующие выявлению признаков одаренности личности ребёнка, с целью реализации его способностей (при наличии финансовой возможности);
  • создание фонда поощрения и материального стимулирования, одарённых и талантливых детей, педагогов работающих с детьми данной категории (при наличии финансовой возможности).

Функции заместителя директора по учебной работе 

  • совершенствование системы работы с одаренными и талантливыми детьми;
  • разработка и внедрение индивидуальных учебных планов, позволяющих более полно удовлетворять интересы одарённых и талантливых детей;
  • планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными и талантливыми детьми, контроль его выполнения участниками образовательного процесса;
  • определение критериев эффективности работы педагогов с одарёнными детьми (мониторинг, рейтинговая система учреждения);
  • регулирование и коррекция образовательного процесса педагогов, работающих с одарёнными и талантливыми детьми, организация и проведение семинаров по проблеме работы с одарёнными и талантливыми детьми;
  • мониторинг дальнейшей профессиональной деятельности одарённых и талантливых обучающихся ЦДТ.

Функции заместителя директора по воспитательной работе:

  • совершенствование системы работы с одарёнными и талантливыми детьми;
  • создание банка данных одарённых и талантливых детей ЦДТ (банк данных является автоматизированной системой централизованного учета, накопления и фиксации информации по учреждению о победителях призерах, участниках городских, областных, региональных, межрегиональных всероссийских, и международных конкурсов для детей, отличающихся особыми дарованиями, показавшими высокие результаты в спортивной, творческой и социальной деятельности);
  • предоставление информации о Положениях педагогам и обучающимся для участия в мероприятиях, конкурсах различных уровней, создание и пополнение портфолио «Успешный ребёнок ЦДТ»;
  • сбор, систематизация, предоставление информации об индивидуальных достижениях одарённых и талантливых обучающихся ЦДТ для награждения премией Мэра города Омска и Губернатора Омской области с целью поддержки талантливой молодёжи Центра;
  • планирование и проведение творческих мероприятий и конкурсов в учреждение согласно консолидированному плану работы на учебный год;
  • мониторинг дальнейшей профессиональной деятельности одарённых и талантливых обучающихся ЦДТ.

Функции методической службы:

  • сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данному направлению деятельности;
  • помощь в разработке и корректировке индивидуальных учебных планов образовательной программы для работы с одарёнными и талантливыми обучающимися, позволяющие самостоятельно выбирать путь освоения того вида деятельности, который на данный момент им наиболее интересен;
  • подготовка методических рекомендаций по работе с одаренными и талантливыми детьми.

Функции педагога-психолога:

  • знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одарёнными и талантливыми детьми;
  • проведение педагогических семинаров, индивидуальных бесед с приглашением специалистов;
  • составление психологического портрета и общей психологической характеристики каждого одарённого и талантливого ребенка (карта психологического сопровождения)
  • индивидуальная терапия личностных особенностей одаренного и талантливого ребенка на основе результатов диагностики (в случае необходимости);
  • консультирование родителей и педагогов по вопросам психологических особенностей одарённых и талантливых детей.

Функции педагога дополнительного образования:

  • подбор диагностических материалов для выявления творческого потенциала одарённых и талантливых детей;
  • разработка материалов, тестов, творческих заданий повышенного уровня сложности по направлению деятельности творческого объединения (индивидуальный учебный план);
  • сбор и ведение банка данных по индивидуальным достижениям одарённых и талантливых детей;
  • ежемесячный отчет для мониторинга по работе с одарёнными и талантливыми детьми (контроль участия в выставках, конкурсах и т.д.);
  • корректировка индивидуального учебного плана (введение дополнительных тем в разделы индивидуального учебного плана работы),
  • организация индивидуальной работы с детьми данной категории;
  • подготовка к конкурсам, конференциям, выставкам, мастер-классам и т.д.;
  • оформление своего опыта работы в виде творческого отчета для презентации на педсовете;
  • работа с родителями (консультирование родителей по вопросам развития одарённых и талантливых детей);
  • мониторинг дальнейшей профессиональной деятельности одарённого и талантливого обучающегося.

Система реализации работы с одарёнными и талантливыми детьми ЦДТ:

  • 1 этап (диагностический) — ведется работа по выявлению, сопровождению, созданию условий для раскрытия творческих способностей обучающегося (участие в выставках, концертах), разъяснительная, консультативная работа с родителями (привлечение родителей к образовательному процессу), создание портфолио.

На этом этапе работа включает в себя:

  • формирование пакета диагностических методик на выявление потенциальных возможностей детей и выявления разных видов одаренности;
  • анализ информации об одаренных детях, условиях их обучения и развития;
  • наблюдение за детьми в организованной и свободной деятельности, анализ наблюдений других педагогов.

 

  • 2 этап (практический) — работа педагога по разработке и составлению индивидуального учебного плана работы с одарённым обучающимся творческого объединения, создание условий для роста творческих способностей (мероприятия более высокого уровня, возможность участия в проектах, исследованиях), работа с родителями. Мониторинг.

На этом этапе будет:

  • организовано психолого-педагогическое сопровождение одаренных воспитанников и его анализ;
  • спланирована систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми;
  • ребенком составлен и пройден путь по индивидуально образовательному маршруту;
  • организована работа с педагогами разных профилей и родителями одаренных детей;
  • составлено портфолио одаренного ребенка.

 

  • 3 этап (итоговый) — мониторинг итогов работы (итоговая диагностика). Продолжение обучения на более высоком уровне (рекомендации, ходатайства) подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными и талантливыми детьми, обобщение опыта работы, работа с родителями, самоанализ талантливых детей.

Ежегодно в мае месяце (окончание учебного года) на торжественном вручении свидетельств о дополнительном образовании «Ключ к успеху» проводится награждение талантливых и одарённых обучающихся учреждения с вручением грамоты и памятного кубка «Талант года» Центра детского творчества Созвездие» по результатам реализации образовательной программы «Мониторинг» и воспитательной программы «Я расту».

Содержание деятельности, планируемой по окончанию текущего учебного года:

  • корректировка работы с одарёнными и талантливыми обучающимися БОУ ДОД г. Омска ЦДТ «Созвездие»;
  • выдвижение кандидатур одарённых и талантливых детей учреждения на стипендию мэра города Омска, стипендию Губернатора Омской области, а так же для поощрения различной формы от Департамента образования Администрации города Омска (путёвка в загородный лагерь, посещение мероприятий «Талантливые дети — наше будущее», вручение новогодних подарков и т.д.)

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?