С. Новопашина, О. Мирошниченко, 22.05.2014 0

Реализация компетентностного подхода — основная составляющая эстетически развитой творческой личности


В последнее время начальное и среднее профессиональное образование находится в центре пристального внимания со стороны руководства страны, работодателей, средств массовой информации, поскольку развивающиеся предприятия начали испытывать настоящий «кадровый голод».


Обсудить статью Опубликовать свой материал

В период реформирования и модернизации российского образования, интеграции российской системы профессионального образования в общеевропейское образовательное пространство принципиально меняются цели среднего профессионального образования. Важное значение имеет связь профессиональных и социальных компетенций. Социально-профессиональная компетентность проявляется в действиях, поступках и профессиональных качествах человека. Современные условия требуют, чтобы специалист обладал не только высоким уровнем знаний, но и был готов к осуществлению самостоятельных профессиональных действий, особое внимание уделяется вопросам необходимости усиления эстетической, творческой и духовно-личностной направленности воспитательного процесса.

В словаре «Психология», редакторами которого являются известные ученые А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, утверждается, что творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общеисторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности.

Если согласиться с этой точкой зрения, то определяя творческие способности как способность к развитию, необходимо учесть, что в художественном творчестве изобразительные и эстетические задачи, проблемы, концепции не всегда формулировались столь же четко, как и в научной деятельности. Критерии оценки творческих способностей наблюдаются в форме смены художественных стилей и эстетических программ.

Эстетические воззрения эпохи Возрождения отличались от эстетики Средневековья; программы романтизма отличались от эстетики классицизма; программы кубистов и футуристов — от импрессионистских задач. Решение задач, поставленных художнику его временем, поднимает творца на тот уровень, который может зафиксировать и закрепить результаты его творчества. Наиболее сильным и значительным для своего времени творцом оказывается часто тот, кто лучше чувствует и решает актуальные задачи своей эпохи. «Я хочу выразить мир таким, каким я его мыслю», — эти слова Пикассо, одного из гениальных художников, свидетельствуют о его стремлении поведать миру о тех открытиях, которые были сделаны им.

Проблема воспитания «человека творческого» не нова. Воспитание свободной, творческой личности является целью современной образовательно-личностной парадигмы, пришедшей в конце XX века на смену классической. Основная тенденция современной педагогической науки — ее обращение к мировоззренческим основаниям, продолжение гуманистической традиции, которая является важнейшей задачей, поставленной процессами социального развития. Ведущими отечественными специалистами в области эстетического воспитания личности разработан комплекс критериев оценки эстетической воспитанности и творческого развития современного молодого человека. Б.Т. Лихачев, писал, что эстетическая воспитанность человека основывается на «органическом единстве развитых природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетической образованности».

В начале XXI века актуальность аспектов воспитания «человека творческого» возросла еще больше, стала еще более значимой в наши дни, когда прослеживается духовное обнищание основной массы населения страны. Большинство людей России озабочены вопросами выживания в условиях продолжающегося экономического и социального кризиса, в условиях резкого спада интереса молодежи к образованию и творческому развитию.

Значимость эстетического воспитания в настоящее время явно недооценивается, и повсеместно возникают ситуации, когда в сфере образования предметы, связанные с искусством трактуются как второстепенные. О неиспользуемых возможностях живой творческой деятельности пишет в своей статье «Когда наша школа научится учитывать уроки жизни?», доктор педагогических наук, профессор Н.М. Конышева. Она отмечает, что в мировых прогрессивных системах образования предметы эстетического направления традиционно занимают более фундаментальное положение, чем у нас, и это оправдывается высокими результатами и высоким мировым рейтингом таких систем. В течение столетий в самых элитных школах Европы обучение предметам искусства широко используется как средство развития творческой, инициативной личности. В системе отечественного образования в этом деле есть свои положительные традиции, вспомнить и возродить которые сегодня необходимо [5].

Показателями эстетической воспитанности, по Б.Т. Лихачеву, являются художественный вкус, способность к глубокому переживанию эстетических чувств, эстетическое суждение, художественно-эстетическое творчество. Б.Т. Лихачев отмечал, что единственно революционная сила — это сила совместного творчества. Тем самым уделяя ведущее место деятельности творческих коллективов и объединений в творческом развитии личности.

В истории России есть масса примеров новаторской деятельности таких творческих содружеств: «Товарищество Передвижников», которое, порвав с идеалистической эстетикой «академизма» обратились к правдивому изображению жизни и истории народа. Картины Передвижников отличались психологизмом, мастерством социального обобщения. Композиторы «Могучей кучки» боролись за укрепление творческого национального стиля в музыке. Их деятельность стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.

Современная концепция художественного образования определяет творческий процесс как «процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества; способ развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства». На современном этапе развития общества подчеркивается необходимость реализации нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности, широкого внедрения художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала молодежи.

Особую роль в эстетическом воспитательном процессе может играть обоснованный Б.Т. Лихачевым принцип «эстетизации» жизни молодежи. Принцип формирования эстетического отношения к действительности, развития высокого художественно-эстетического вкуса, творческих способностей молодых людей. Предметы гуманитарного цикла подчеркивают эстетическую картину человеческих отношений. Художественно-эстетический цикл вводит молодежь в мир искусства. Предметы утилитарно-практического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда, человеческого тела, обучают навыкам сохранения и развития этой красоты. Совершенно очевидно, что для этого должны быть созданы соответствующие условия, сама жизнь подсказывает нам, что назрела необходимость пересмотра места предметов художественно-эстетического цикла, основанных на живой творческой деятельности, которые заслуживают более широкого внедрения во все сферы жизни подрастающего поколения.

Большие возможности в развитии творческих способностей открываются перед молодежью в работе общественных объединений, в формировании инициативных групп, готовых к сотрудничеству с несовершеннолетними детьми, участие в художественной самодеятельности; в организации производительного и общественно-полезного труда, в формировании адекватной линии поведения, взаимодействия с другими людьми, группой коллективом. Сущностная специфика современных творчески-развивающих технологий заключается не в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих навыков и умений, а в развитии творческой индивидуальности, творчески-познавательной активности и интеллектуально-нравственной свободы личности. Они заключаются в умении предложить молодому поколению способы познания самого себя и окружающей действительности, способы выстраивания и реализации перспективных линий саморазвития и умение руководствоваться в своем поведении ценностями бытия, культуры и социального взаимодействия.

Формирование творческой личности, а в идеале творческого коллектива — это процесс становления личностной позиции, целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию искусства как особой модели мировоззрения, как способа познания мира и себя в этом мире. Одновременно с этим вырабатывается умение творчески работать, отстаивать свои интересы, коммуникативные навыки, способность к критическому, аналитическому мышлению, рациональной и ответственной дискуссии, стремление вносить элементы прекрасного во все стороны бытия. Важно пробудить стремление утверждать эстетические идеалы в молодежной среде.

В понимании критериев эстетически-творческих качеств появился новый аспект: главное не столько освоение знаний и умений, сколько развитие личности, формирование ее ключевых компетенций, которые должны стать обязательной составляющей эстетически развитой и творческой личности. Востребован индивид, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом, умеющий находить творческие решения в нестандартных ситуациях, способный на сотрудничество.

Эти вопросы могут быть решены более эффективно, если взять на вооружение интеграционные процессы, происходящие в современной системе профессиональной подготовки специалистов, ориентированных на работу с молодежью. Созрела необходимость модернизации профильной подготовки с привлечением ведущих специалистов в области эстетического воспитания, специалистов государственных учреждений и общественных организаций, занимающихся решением проблем молодежи и молодежных объединений.

Сегодня очевидно, что образовательные учреждения и молодежные организации должны взять на себя миссию воспитания человека культуры и через человека культуры — «сохранение, возрождение и развитие культуры как среды, растящей и питающей личность» [П. Флоренский]. Образовательные учреждения и молодежные объединения должны наполниться культурными смыслами. «Культурные смыслы — это и есть человеческие смыслы». [Е.В. Бондаревская]. Тем самым становится возможным решение глобальной социокультурной проблемы — воспитание жизнеустойчивой личности молодого человека, способного к творческому самоопределению и самореализации в новой, изменяющейся действительности, способного к созиданию, образованию и творчеству.

Литература:

  1. Аношкина В.А. Инновационно-личностно-ориентированные образовательные технологии как средство решения современных социокультурных проблем – Ростов н/Д., 2001
  2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика личности, - Ростов н/Д, 1999
  3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей – М., 2002
  4. Князева Н.Б. Культурология образования. – М., 2000
  5. Конышева Н.М. Когда наша школа научится учитывать уроки жизни? – Начальная школа. 2009, №1
  6. Лихачев Б.Т. Критерии эстетического отношения школьников к деятельности и искусству Сов. Педагогика. 1983, №6
  7. Сентюрин Ю.П. СПО в России: законодательное регулирование и перспективы. М.2009

Об авторах:

  • Мирошниченко Ольга Валентиновна, преподаватель французского и немецкого языков Азовского филиала ГБОУ СПО РО Донского педагогического колледжа.
  • Новопашина Светлана Ивановна, преподаватель изобразительного искусства Азовского филиала ГБОУ СПО РО Донского педагогического колледжа.

Фото: Екатерина Пашкова.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?