Святитель Игнатий Брянчанинов в 1865 году написал такие слова: "Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его". При рассмотрении духа нашего времени нельзя не заметить набившие оскомину разговоры о глобализации и толерантности. Кажется, готова почва, даже в деревнях всё реже строят жизнь в соответствии с принципами традиционной народной культуры, а сохранившиеся элементы обряда совершаются без понимания смысла.
Но, между тем, нельзя не отметить и прямо противоположную тенденцию. Наблюдается неподдельный интерес и активное участие людей к возрождающейся, как птица Феникс из пепла, традиции народного искусства, ремёсел, обрядов.
Не всем по вкусу сложившаяся в советское время свадебная церемония, проводимая в отделах ЗАГС, и последующее пьяное застолье, не наполненные сакральным смыслом, потому сопряженные, подчас, с безобразием. Всё чаще горожане играют свадьбы по старинным русским обрядам. Это только те, кому посчастливилось случаем узнать о существовании коллективов, занимающихся собиранием обрядовых, духовных, бытовых образцов фольклора. Эти коллективы дают им вторую жизнь, представляя на выставках, фестивалях и знакомя тем самым зрителей с сокровищами народа Русского.
В Санкт-Петербурге существуют такие коллективы, как "Белозерье", "Горница", "Домострой". Многие, кто услышит рассказ о свадьбе, сыгранной в народной традиции, считают, что это именно то, что нужно и им. Русский человек, словно спит, зачарованный. Но вот коснулся души его ключ — код сокрыт в мелодиях и словах — и он просыпается, вспоминает сохранённое в глубинах генетической памяти. Пришлось поверить гению Л.Н. Толстого, под пером которого Наташа Ростова пустилась в русский пляс, когда глаза увидели, как на современной свадьбе молодые люди, воспитанные во времена моды на рэп и прочую афро-американскую и западную культуру, сугубые горожане, под звуки народных инструментов и увлекающий пример «белозерцев» пошли вприсядку, причём без малейшей неловкости, умело и ладно, никогда не ученые тому, как и героиня Толстого. Как без научения, без образца передалось это им через несколько поколений, глухих и равнодушных к народному творчеству, является тайной.
В то время как театральное и эстрадное искусство переживают кризис, истинным источником чистых эмоций, заряда сил, творческого раскрытия личности становятся праздники традиционной культуры
Традиционная культура даёт человеку эмоциональное здоровье и радость. Кто-то спешит залить своё горе «горькой», другие забываются в страстях и наслаждениях, есть и такие, кто ожесточается, становясь социально-опасным, а не только бесполезным. Образ жизни членов фольклорного коллектива "Белозерье" неразрывно связан с живым духом русской культуры. Вот они собрались на Покровскую вечерину. Под пение женщины прядут, потом встречают кавалеров, вместе водят хороводы, заводят игры. Большинство участников в национальных костюмах. Несколько семей пришли с младенцами. И всё действо не для зрителей, а для себя, для исцеления души. После трапезы на пути домой по улицам, набережным и в метро продолжается пение, звучат народные мелодии — здоровье нации.
В то время как театральное и эстрадное искусство переживают кризис, истинным источником чистых эмоций, заряда сил, творческого раскрытия личности становятся праздники традиционной культуры. Незабываемое впечатление оставил о себе фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень» 2009 года. В год 300-летия Полтавской битвы на земле Святого Белогорья собрались тогда не только жители белгородчины, но и гости из Беларуси, Украины и многих городов Центральной и Чернозёмной России. Перечислим только некоторые названия: Могилёвская, Воронежская, Луганская, Курская области, города Гомель, Тамбов, Диканька и многие другие. В трёхчасовой программе концерта каждый коллектив представлял не более одного номера. Получился настоящий праздник национального танца, песни, музыки, костюма. Причём, участников выступления можно было увидеть в костюмах не только на сцене, но и на скамьях среди зрителей, и на лужайке между ярмарочными палатками, так что захотелось сшить нарядный народный убор, чтобы хоть раз в году ощутить свою сопричастность предкам и истории народа.
На холме, у ограды храма, разбиты палатки. Это настоящая ярмарка, яркая, богатая. Глаза разбегаются. Когда видишь изделия прикладного творчества: игрушки, плетёную мебель, посуду, иную утварь, украшения, изготовленные вручную, творчески, с любовью, то душа озаряется радостью, ведь ремесленник вдохнул в них искру жизни, вложил частичку сердца. К тому же надо сказать: тот, кто творит красивое или просто удобное, кто погружён в любимое дело, не растрачивается, не трудится на износ, ибо творческая работа окрыляет.
Одна из участниц фестиваля, Ольга Величко, является руководителем детского кружка по изготовлению традиционной игрушки из лоскута в Новобезгинском Доме культуры Новооскольского района. Она говорит, что это дело и есть детище, как с детьми живыми работаешь, когда крутишь куклу. Наука подтверждает истину этих слов. Санкт-Петербургский учёный-физиолог И.Б. Слезин в докладе на Знаменских чтениях сообщал, что занятия народными ремёслами приводят к излечиванию психических расстройств.
Интересен 20-летний опыт работы Санкт-Петербургского детского этнокультурного центра "Китежград", где занимаются дети от семи до семнадцати лет. Авторская полифоническая программа позволяет осуществлять духовное воспитание детей через развитие творческих способностей в области живописи, керамики, текстиля, художественной обработки природных материалов, фольклора, мифологического театра и графического дизайна в студиях отдела на основе традиционной русской культуры и культуры народов мира. Дети знакомятся с культурой разных народов, что воспитывает в них понимание разнообразия, неповторимости, ценности различных культурных явлений, развивая готовность к взаимопониманию и взаимодействию с людьми разных народов и народностей. Педагоги образцового коллектива "Китежград" так определяют основной метод работы: "Мы используем наиболее эффективный путь передачи культурной информации от старшего поколения к младшему — через ритуал, обряд, театральное действо".
Переступив порог этого удивительного центра, начиная с фойе, ты оказываешься, словно, в волшебной, прекрасной стране детства, в пространстве сказки и культуры, оформленном и созданном руками детей и авторским трудом преподавателей. Это ещё и дом, где есть и кухня, и трапезная, и гостиная зала, и мастерские. На стендах кроме творческих работ — фотографии с фестивалей и совсем уж личные фото и доверительный рассказ о летнем отдыхе. Видя всё это, понимаешь, что "Китежград" — это не только образцовый коллектив, но и семья, объединение сродных душ. Жизнь обучающихся здесь детей полна, целеустремлённа, гармонична. Для тех, у кого теперешнее увлечение станет доминантой жизни, прекрасной перспективой является программа "Декоративно-прикладное искусство" Санкт-Петербургского Государственного Университета, ведь обучение в "Китежграде" является начальной её ступенью.
На праздниках присутствуют родители, и они могут попробовать себя в творчестве, например, при составлении композиции из высушенных растений. Мамы и папы принимают участие в играх, хороводах, которые наполнены образовательно-просветительской информацией. И за трапезой не обходится без научения: бабушкины пироги с капустой сравниваются с гамбургерами не в пользу последних, ставших настоящим бедствием для здоровья американцев.
Белгородскую и Санкт-Петербургскую земли духовно связал святитель Иоасаф, святые мощи которого освящали собою и северную нашу столицу, хотя и находились там в пленении. Кроме того, именно в Петербурге существовало общество имени святителя Иоасафа Белгородского, через членов которого накануне роковых страниц Российской истории: Первой мировой войны и последующих переворотов. Незадолго до этих событий глубоко верующему военному доктору, полковнику О., было явление епископа Иоасафа. Святитель пророчески показал ужасы Первой Мировой войны, а затем предрек: "Покайтесь... Этого еще нет, но скоро будет..." До сведения императора Николая Второго было доведено пророчество свт. Иоасафа о страшных судьбах народа русского. По распоряжению государя было выполнено повеление святителя, явленное в откровении, доставить на фронт образ Песчанской Божией Матери. Но по безверию генералов царской армии не было выполнено условие: отслужить молебен в войсках пред чудотворным образом Спасительницы с прошением к Ней о даровании помощи для победы России. Генералы, надеющиеся только на свое военное искусство, были посрамлены и вместе с собой ввергли в позор и хаос народ и Отечество.
И в настоящие дни петербуржцы чтут память Белгорородского святителя. Восстановлен храм во имя святителя Иоасафа Белгородского в 3-м Парголове. При детской инфекционной больнице, расположенной на Васильевском острове, находится действующая часовня Его имени и общество милосердия свт. Иоасафа. Хочется надеяться, что свт. Иоасаф поможет положить начало установлению культурных связей, обмену опытом и взаимному паломничеству града Святого Петра и земли Святого Белогорья. Белгородцы любят посещать святые места северо-запада, а на свадьбах петербуржцев в исполнении коллектива «Белозерье» звучит многоголосие белгородских обрядовых песен.
Традиционная культура — источник жизни, морального и физического здоровья нации. Тенденция к возрождению исконных кладезей национального культурного богатства вселяет оптимизм и надежду на оздоровление общества и на избавление от страшных примет духа времени.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.