— Петр Александрович, объясните вкратце, что такое “доказательная образовательная политика”?
Это калька с английского evidence based policy. Так за рубежом называются образовательные программы, подобные нашей. Мы готовим специалистов, которые смогут консультировать органы управления образованием всех уровней по вопросам принятия управленческих решений.
До сих в России образовательная политика строилась большей частью на основе интуиции и личного опыта руководителей. Сейчас все чаще возникает потребность в решениях, обоснованных анализом больших массивов разного рода информации. Цель магистерской программы «Доказательная образовательная политика» - обучить специалистов, которые смогут осуществлять анализ информации в области образования.
— Существуют ли в России другие такие программы?
Нет, наша пока что единственная в своем роде. Однако в США и Великобритании подобные программы есть. Поэтому мы использовали зарубежный опыт. Например, советником нашей программы является профессор Стэнфордского университета Мартин Карной.
— А какое направление подготовки будет обозначено в дипломах ваших выпускников?
Они будут специалистами в области государственного и муниципального управления. И это не «запись в дипломе»: в этом году наши магистранты проходили практику в Департаменте стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки России. Среди наших партнеров – Рособрнадзор, в проектах которого тоже активно участвуют магистранты программы «Доказательная образовательная политика».
— Программа существует только год, так что о трудоустройстве говорить рановато, но все же – куда планируют идти ваши выпускники?
Для каждого из них возможны два карьерных трека – прикладной и академический. Расскажу сначала о первом. У наших магистрантов есть возможность познакомиться с ведущими специалистами в области продвижения образовательных программ, образовательного маркетинга, госзакупок. Так, мы сотрудничаем с компанией begin.ru. Ее основатель регулярно проводит у нас мастер-классы. Некоторые из магистрантов пришли к нам, уже имея большой опыт работы. Например, один из наших студентов уже имеет собственный бизнес. Он занимается госзакупками для образовательных организаций. Таким образом, наши учащиеся могут познакомиться с ведущими специалистами-практиками еще в процессе обучения.
Другой возможный путь связан с наукой. Для выпускников программы открыта дорога в аспирантуру Института образования ВШЭ, в первую очередь академическую. Набор аспирантов у нас постоянно расширяется.
— Какие возможности для заработка есть у ваших магистрантов в процессе учебы?
Все поступившие к нам в обязательном порядке работают стажерами-исследователями в центрах Института образования и кроме стипендии получают зарплату в среднем 20 тысяч рублей. Некоторые получают больше – в НИУ ВШЭ заработок зависит от результатов работы.
— Принесет ли работа стажера опыт, полезный с точки зрения будущего трудоустройства?
Разумеется. Перечислю проекты, в которых наши стажеры участвовали в этом году. Во-первых, это разработка профессионального стандарта по направлению «Мехатроника» по заказу Правительства России и вместе с Агентством стратегических инициатив. Во-вторых, наши магистранты участвовали в разработке «дорожных карт» вузов - участников проекта «5:100:2020». В-третьих, учащиеся нашей программы работают с университетским округом ВШЭ, куда входят школы, сотрудничающие с университетом. Заметная часть идей наших магистрантов уже взята в оборот.
— А какие курсы предусмотрены в рамках вашей программы?
На первом году обучения наших студентов ждет несколько крупных курсов. Прежде всего, стоит отметить курс по праву в области образования. Его преподает ведущий специалист в этой области Виталий Матвеев, директор Центра правовых прикладных разработок Института образования ВШЭ. Кроме того, важную роль в обучении играет курс, связанный с экономикой образования. Его читает профессор Института образования Татьяна Абанкина. Наконец, курс, посвященный национальной системе оценке качества образования, ведет профессор Института образования Катерина Поливанова. Разобраться в анализе данных магистрантам поможет заместитель заведующего лабораторией Международной образовательной политики Института образования Андрей Захаров. Тем, кто хочет научиться разбираться в практике работы государственных органов, поможет курс, который веду я вместе с ведущим экспертом Института образования Сергеем Заир-Беком.
— Как вы принимаете на программу?
На основании конкурса портфолио. Больше всего внимания мы обращаем на то, чтобы наши будущие студенты проявляли интерес к исследованиям в области образования.
— Чего бы вы хотели пожелать вашим будущим магистрантам?
Уметь мечтать. И стремиться менять мир.
Беседовала Екатерина Рылько. Фото предоставлено автором
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.