Якимова Елизавета Юрьевна, 21.02.2013 0

Нижегородские традиции узорного ткачества


Педагогическая значимость обращения к народной культуре для формирования основ проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии средствами народного декоративно-прикладного искусства, создание условий для воспитания положительного, эмоционально-эстетического отношения к собственным этнокультурным особенностям и толерантности в восприятии поликультурной окружающей среды определяют подходы к отбору учебного материала для уроков технологии.
Всем этим обосновано обращение к одному из древнейших видов ремесел – ткачеству.


Обсудить статью Опубликовать свой материал
Якимова Елизавета Юрьевна
учитель технологии и МХК,
МБОУ гимназии имени А.С. Пушкина
г. Нижнего Новгорода


Гуманитарная направленность нашей гимназии, педагогическая значимость обращения к народной культуре для формирования основ проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии средствами народного декоративно-прикладного искусства, воспитание положительного эмоционально-эстетического отношения к собственным этнокультурным особенностям и толерантности в восприятии поликультурной окружающей среды определяют подходы к отбору учебного материала. Всем этим обосновано обращение к одному из древнейших видов ремесел – ткачеству.

Узорное ткачество трудно отнести только к одному виду человеческой деятельности. Как процесс изготовления тканей – это технология, которая прошла развитие от примитивных приспособлений до полностью автоматизированных ткацких станков. Современные текстильные волокна – достижения химии, физики, нанотехнологий. Ткачество было включено и в обрядовую культуру более раннего времени.
Ручное узорное ткачество относят и к прикладному искусству, справедливо считая образцы 19 – 20 века произведениями народного искусства.

Из истории нижегородского ткачества

В ХIХ - начале ХХ веков во многих деревнях Нижегородского края, особенно на северных его окраинах, было развито узорно-ремизное ткачество - старинный вид народного ремесла. Домоткаными узорами крестьянки украшали половики, одежду, покрывала, скатерти, столешницы, полотенца.

Домотканое ремесло долгие годы, а по архивным записям до 50 - 60 годов 20 века, использовалось в изготовлении ткани в семьях. Именно это сохранило традиции нижегородского ткачества и позволило возродить его в семидесятых годах 20 века на шахунском предприятии «Тканые узоры».

По данным исследований, проведенных губернским земством в конце ХIХ века всего третья часть производимой для себя и на продажу ткани была из льна. Лен как культура был требователен к условиям выращивания и обработке. К концу ХIХ века в крае сложились центры по переработке льна и производству льняной ткани в Ардатовском и Сергачском уездах, в Дивееве и Вертьянове Нижегородского уезда. А после преобразования территории губернии в 1929 году к этим центрам добавились поселения северных уездов: Ветлужского, Варнавинского, Ковернинского и других. Именно здесь произрастал лен-долгунец, позволяющий получать тонкую, крепкую «долгую» нить удобную в работе. В других районах чаще использовали для ткачества покупное льняное сырье или «бумагу» - хлопчатобумажную нить, появившуюся на ярмарках.
В конце ХIХ века была создана Молитовская мануфактура, которая выпускала льняные ткани. Затем она была преобразована в льнокомбинат
«Красный Октябрь». Сегодня это предприятие «Техноткань» в Ленинском районе Нижнего Новгорода.

Переработкой пеньки занимались во многих поселениях губернии. Две трети изготовляемых тканей были посконными (из поскони – мужского растения, более волокнистого, и из конопели – женского растения). Например, в Ардатовском и Нижегородском уездах их изготавливали для себя и на продажу.

Существовал и пеньковый промысел в Сергачском, Ардатовском, Васильсурском, Лукояновском и других уездах. К концу века на нашей территории производили из пеньки канаты, веревки, бечевки. Они продавались на местных базарах и ярмарках. Товар поступал в Москву, Санкт - Петербург и другие крупные города.

Повсеместно в крае использовали и овечью шерсть. Было развито и шерстобитное производство. Из своего сырья в Нижегородском, Васильсурском, Ардатовском и других уездах получали нити («прядь»), которые шли на изготовление домашнего сукна.

Забытое сегодня производство кулей, циновок из рогоза и липового мочала было обычным делом для жителей Сергачского, Ардатовского, Лукояновского, Макарьевского уездов. Для работы использовали специальные большие берда (рис. 1).

Развитие разнообразных промыслов в Нижегородской губернии к концу ХIХ века, помогало выжить в сложных экономических условиях. Но домашнее хозяйство еще долго оставалось без изменений, и обеспечение семьи тканью традиционно было обязанностью женщин.

В районах Поволжья с давних пор сложились свои стилевые черты узорного ткачества, для которого характерны повышенная декоративность и многоцветность. В крупных изделиях преобладает рельефный ремизный узор, мелкоузорные фактурные и ажурные переплетения. Повсеместно использовали различные виды ткачества: закладное, браное, выборное, ремизное. Это подтверждает коллекция изделий МИХП Нижегородской области.

Первое основательное исследование народного ремесла Нижегородского края принадлежит Дмитрию Васильевичу Прокопьеву.
В опубликованной в 1939 г. книге «Художественные промыслы Горьковской области» дается глубокий анализ истории и развития нижегородского народного творчества. Он пишет: « Вещи, изготовленные искусными руками народных мастеров, имеют интересную историю. Местное народное творчество издавна воспринимало и обогащало себя опытом соседних районов и других народов» . Выделяя характерные черты нижегородского ткачества, пишет, что «тканье узорного холста» было развито повсеместно: «Любили ткать на белом фоне красивые шашечные узоры (браное ткачество). Самые ценные холсты готовили возле Пуреха и Городца. Узорной «шахматкой» славилась Хахальская волость Семеновского уезда» ( рис.2).

Разнообразные виды художественной технике применяли нижегородские «швецы» в изготовлении народной одежде. «Южные окраины знают домашние способы тканья шерсти. Исчезнувший покрой юбки «поневы» имеет здесь тканые украшения геометрического узора. Художественный интерес их орнаментики красочных сочетаний очень значителен. Поволжские селения области находились под влиянием двух типов народной одежды: северо-русской и московской. В Лыскове щеголяли в шелковых и парчовых сарафанах. На фотографиях 1880 г. зафиксированы богатые наряды Бора, Горбатова, Богородского, Городца, Павлова. Отличались в деталях покроя пуреховские, городецкие, семеновские, княгининские, варнавинские. Особый центр старинных нарядов – в Ченухе Арзамасской, где старообрядческое население упорно сохраняло свою обряду» .

Нижегородские диковинки.

Была в крае шалевая фабрика в «сельце Скородумовке в четырех верстах от Лукоянова» . Она возникла в 1800 г. и просуществовала 30 лет. У помещицы Мерлиной шестьдесят человек (26 ткачих и 24 пряхи), используя козий пух и шелк, создавали «тончайшие драгоценные изделия» с целиком тканой узорной каймой. Сейчас редкий экспонат хранится в Государственном Эрмитаже . Сохранилось описание необычной ткани из гусиного пуха .

Этот вид особой ткани в Нижегородском уезде появился примерно в 1880 годах ( рис. 3). По рассказам жителей тканье из пуха появилось первоначально недалеко от Нижнего у мастериц Высокого, Подновья, Кузьминок, в деревни Новая.

Уже в 1896 г. пуховой тканью занимались около 52 женщин. Ткали на ткацких станах. Получение пуховой нити заключалось в «верчении с помощью пальцев и слюны гусиного пуха жилками». Этим занимались дети « обоего пола» в возрасте 8 – 14 лет. Пуховая ткань ткалась в бердо «двенадцать» (название указывает на количество пасм, заправляемых в бердо). На основу шла белая сканая (хорошо скрученная) «бумага», на уток – гусиный пух. О расходе материала ведомости сообщают: из 20 аршин (14 м) и 4 фунтов (1.6 кг) утка получается около 4 аршинов (2,8 м) пуховой ткани. В то время такую ткань скупали на ярмарках городские богатые модницы. Но стоимость работы не окупалась. Судя по тому, что даже в музеях нет такого образца, очевидно, изготавливали такую ткань недолго.

Возрождение традиций нижегородского узорного ткачества.
Шахунская фабрика «Тканые узоры».

Нижегородские народные традиции узорного ткачества возродились в 1971 году на севере области в городе Шахунья на строчевышивальной фабрике. В это время была организована экспедиции по району для изучения материальной культуры этих мест. По результатам собранных материалов стало понятно, что домашнее ручное узорное ткачество в Шахунье сохранилось повсеместно.

Ткацкие станки и образцы старинного текстиля можно было встретить в каждом доме. Обнаруженные сарафаны, рубахи, пояса, другие элементы костюмов и даже небольшие лоскутки домотканой материи послужили источником реконструкций местных орнаментов и композиций.

Нити для ткачества местные ткачихи пряли из льна. На севере области произрастал лен – долгунец, который позволял получать «долгую» нить (тонкую и прочную), удобную в заправке ткацких станков.
Фабрика начиналась с двух станков. Для первых работ их заправила местная жительница. Так мастера и художники фабрики стали осваивать шахунские приемы ткачества. Это было ремизное ткачество. В нем использовали от 3 до 7 ремизок. Максимальное их количество могло доходить и до 16, чем больше ремизок, тем сложнее качество.

В 1972 году для Шахунской фабрики были заказаны ручные ткацкие станки по народным образцам. Был открыт ткацкий цех по производству изделий ручного художественного ткачества.

С 1973 года утверждены образцы и начат массовый выпуск изделий.
В 1998 году произошла реорганизация фабрики и создано предприятие «Тканые узоры», на котором работало около шестидесяти высококвалифицированных ткачих. Тканые изделия пользовались повышенным спросом, фабрика расширялась.

В настоящее время «Тканые узоры» является одним из ведущих предприятий России, сохраняющих народные традиции ручного ткачества с применением ажурной, браной, выборной техник исполнения. Работы, выполненные мастерами, постоянно участвует в выставках, ярмарках, где изделия ручного ткачества отмечены медалями, дипломами, почетными грамотами.

И сегодня красивые практичные изделия шахунских ткачих нужны людям. Они оживляют интерьер дома, придают ему особую привлекательность и национальный характер, наполняют его душевным теплом и уютом (рис. 4).

Отличительной чертой шахунских узоров является обильное заполнение поверхности ткани однотонным рельефом или многоцветным рисунком. Мотив ромба с гранями, многократно разбегающимися в разные стороны – излюбленный узор мастериц.

Дорожки орнамента, построенного на сочетании сходящихся и расходящихся линий, придает геометрическим линиям плавность. Изделия шахунских мастериц разнообразны. Это шторы, скатерти, салфетки, покрывала, сценические костюмы, детская одежда.

Следуя за традициями и развивая современное ручное узорное ткачество, мастера создают как произведения декоративно-прикладного искусства, так и бытовые изделия. Это позволяет сохранять преемственность в художественной культуре.

Сохранившееся приемы ткачества на несложных в изготовлении приспособлениях (бесстаночное ткачество), создают возможность любому желающему творчески проявить себя в создании самых необычных вещей.

Освоение забытых приемов ручного ткачества, изучение особенности русского орнамента, получение от этого эстетического и нравственного удовольствия – залог сохранения и развития этого уникального ремесла.

Литература

1. Лебедева Н.И. Очередные вопросы изучения прядения и ткачества. М, 1929.
2. Научно-информационная справка о современном состоянии ОАО «Тканые узоры» (г. Шахунья). Саянова А.А., Носова А.М. – Н.Н., 2009.
3. Народное прикладное искусство. Под редакцией З.А. Осиповой. – Рига, 1989.
4. Осипова Е. Ручное ткачество и плетение поясов и тесьмы. - Новгород, 1996.
5. Основы художественного ремесла. Под редакцией В.А. Барадулина и О.В. Танкус. – М. «Просвещение», 1978.
6. Прокопьев Д.В. Художественные промыслы Горьковской области. - М., 1939.
7. Работнова И.П. Русская народная одежда.- М.,1967.
8. Темерин С.М. Русское прикладное искусство.- М.,1960.
9. Статьи сборников «Нижегородская губерния по исследованиям губернского земства» (1896 г.)

Интернет сайты: http://forum.hobbyportal.ru/, http://www.akclub.narod.ru/,
http://ru.wikipedia.org/wiki.



[u]

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?