Что такое выгорание?
Вы заставляете себя идти на работу? С детьми общаетесь как робот, без огонька и радости? И часто в голове возникают мысли: «А пропади оно все пропадом! Когда это все закончится? Как я устала!» Нет радости от успехов воспитанников, и не хочется ничего узнавать нового, придумывать, искать, а конспекты занятий уже истрепались?
Ученые назвали это состояние синдромом профессионального выгорания.Человек с таким синдромом теряет желание и способность качественно исполнять свою работу, постоянно находится в стрессе.
Выгорание проходит в несколько стадий. Сначала появляются сбои при выполнении профессиональных задач, в произвольном поведении и регламентных процессах. Потом снижается интерес к работе и общению, появляется раздражительность и утомляемость. В конце концов наступает апатия не только к работе, но и к жизни, эмоциональный ступор, силы покидают.
Но ведь это присуще не только педагогу и не только на работе! Такое состояние может перейти в семью, плавно перетекая в хроническую усталость, потом (не дай Бог!) в депрессию. И уже не хочется ничего – ни прогулок, ни поездок, ни других радостей жизни.
Почему происходит выгорание?
Дело в том, что качество жизни человека зависит от количества энергии в нем. (Давайте будем называть «энергией» то, что дает нам силы действовать, творить, достигать целей.)
Поэтому первая причина профессионального выгорания – недостаток энергии жизни. И, замечу, единственная для педагогов, выбравших профессию по призванию, нашедших в ней свое предназначение. Все остальное – ее следствие.
Вторая причина – нелюбимое дело, потому что «надо как-то на хлеб зарабатывать», «а куда еще податься?» и т.д.
Во втором этом случае все просто. И совет один – бегите! Выбирайте себе другую профессию. Ведь жизнь одна, и она уникальна! Каждый человек пришел в этот мир со своей уникальной миссией. Как томится и плачет душа человека, не нашедшего своего истинного предназначения и «тянущего лямку»!
Как правило, если педагог в профессии более 4-х лет, то это его предназначение. Поэтому давайте разберемся, что делать в первом случае.
Итак, первое и главное–нужно поддерживать в себе состояние наполненности энергией жизни. Сказать просто, а вот реализовать?
Помните притчу про мышек? Они пришли к мудрому филину с жалобой: «Нас в лесу все обижают! Что нам делать?» Он думал-думал и выдал: «А вы превратитесь в ежиков, их никто не обижает». Обрадованные мышки побежали в лес, но через пару дней, вернувшись к филину, спросили: «А как?»
Как быть все время наполненным энергией? Я обучаюсь этому и тренируюсь уже много лет, тем не менее иногда сваливаюсь в ямы уныния и бессилия. В этом году прошла обучение в Университете физики сознания, открыв новые, простые способы. На двух страницах обо всем не расскажешь. И все же… Поделюсь самым-самым. Как наполняться энергией и как не терять ее.
Как наполняться энергией?
Универсальный источник энергии – это любовь. Чем больше ты наполняешь себя любовью, тем больше в тебе силы.
Второй источник – радость. Об этом я постоянно говорю на своих семинарах. Если ваша работа приносит радость, если, допустим, в вашем детском саду дети, воспитатели и родители искренне радуются, то у вас все прекрасно. Если радости нет, значит, нужно что-то исправить. Так и в жизни: если просыпаясь, вы счастливы, то с вашей жизнью все в порядке. Если идете на работу с радостью и возвращаетесь домой радостные – все нормально.
Практический совет: составьте список того, что наполняет вас радостью. Минимум из 50 пунктов. И каждый день (!) делайте 5-8 действий из этого списка.
Простая и удивительным образом работающая техника. Это как замкнутый цикл: вам нужно решить какую-то задачу, а сил нет (не хочется, плохое самочувствие, нет времени и т.п.), то сделайте что-то простое из этого списка (попрыгайте, съешьте мороженое, например), и вот уже есть немного энергии для того, чтобы решать задачу. После начала дела энергия уже откуда-то сама берется (притягивается к действию). А когда дело сделано, получаешь сторицей энергию радости от получившегося результата. Наполненный, действуешь дальше.
Третий способ восстановления энергии – благодарность. Утром, проснувшись, поблагодарите себя, близких, мир и т.д. за… что угодно – за новый день, воздух, солнце. Вечером – за прошедший день, за события, за получившееся дело. Благодарите всегда! И учите благодарить ваших воспитанников.
Есть разные методики наполнения себя энергией. Меня в этом году научили наполняться из источника внутри себя, за что благодарю своего учителя – Сергея Долматова. Сейчас практикую именно эту технику, она эффективна и всегда «под рукой».
Как не «транжирить» энергию?
Важно понимать, на что же стоит тратить свои жизненные силы. Как понять наверняка, чего мы хотим?
Современный мир привык мыслить целями, но откуда они берутся? Все очень просто: оказывается, цели не первичны. Первичны наши желания, и окружающий нас мир – это результат наших желаний. Все, что мы видим и имеем, – это реализация наших желаний, и все они, в принципе, должны исполняться. И они исполняются, но в той мере, на которую нам хватает энергии.
Почему же наши желания подчас не исполняются? Во-первых, нам не хватает энергии на их реализацию. А во-вторых, какие-то желания являются не нашими, они нам навязаны, хотя мы не осознаем этого. Они не истинные, поэтому на их выполнение нужно о‑очень много энергии, которой иногда и на поддержание тела не хватает.
Кроме того, забирают энергию наши ограничивающие убеждения – страх, боль, обиды и другие программы. Это то негативное, чем мы наполняли себя в течение своей жизни. Существует множество практик, убирающих негативные программы. Одна из них прайминг – умение благодарить все живое и возносить благодарность окружающему: близким, людям, наставникам, всему человечеству, Творцу. Раньше я практиковала ее каждый день. Сейчас использую другие техники. Мечтаю в следующем году обучится в Университете физики сознания на преподавателя, и на базе нашего Центра тренировать своих учеников, направляя их на пути в реальность радости, любви и счастья, а учителей учить вести детей в эту реальность.
Таким образом можно не только предотвратить профессиональное выгорание, но и исцелить его, а для этого нужно:
- Наполнять себя энергией, черпая ее в любви, радости и благодарности.
- Отличать свои желания от чужих и делать то, что наполняет тебя радостью, а не забирает ее.
- Исцелять свои негативные программы.
Меры профилактики
Что еще посоветовать педагогам, чтобы не «выгореть» на работе?
- Прежде всего, как это ни банально,дружите с собой и любите себя и своего внутреннего ребенка в себе (а это и есть душа).
- Хвалите себя за все достижения. Признайте, что совершенства не достичь, а можно лишь приблизиться к нему еще немного.
- Не печальтесь о неудачах. Все что ни делается – к лучшему, как известно.
- Дробите большие задачи на более мелкие, решайте их с желанием и творческим огоньком.
- Делайте выбор в пользу дела, которое вам нравится,не ставя во главу угла карьерный рост.Главное – раскрытие ваших талантов и исполнение предназначения.
- Чутко контролируйте свои эмоции и позитивный настрой. Находите радости в работе в повседневной жизни и концентрируйтесь на них.
- Давайте своему телу физические нагрузки, займитесь физкультурой. Недаром говорят, что в здоровом теле – здоровый дух.
- Не забывайте про полноценный 7-8 часовой сон и отдых. В течение рабочего дня находите 10-20 минут для расслабления.
- Уделяйте достаточно времени личным интересами потребностям. Чаще общайтесь со знакомыми и друзьями не из педагогической среды.
- Когда чувствуете, что изжили себя на старом рабочем месте, уходите в другую организацию или в смежную область (например, к нам, в образовательное издательство :).
- Оставаясь на прежней работе, попробуйте освоить то, что раньше казалось проблемным, находя в познании нового радость и удивление.
- В конце каждого дня подводите итоги. Определяйте, что было удачно, а что требует улучшений, планируйте следующий день.
Ученье – свет
Одно из лучших, на мой взгляд, средств профилактики профессионального выгорания у педагога– постоянное профессиональное и личностное саморазвитие. Новые знания, умения и навыки не только развивают мышление, делают вашу работу и жизнь интереснее, насыщеннее, но и открывают недоступные ранее грани профессионализма.
Пользуясь случаем, приглашаю педагогов в наш Центр образования «Сфера». Мы проводим дистанционные и очные программы профессиональной подготовки работников всех уровней образования: курсы повышения квалификации для руководителей, воспитателей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, психологов и методистов. Организуем обучение по направлениям: эффективное руководство образовательной организацией; современные методики воспитания детей раннего возраста; речевое, математическое, музыкальное, физическое развитие дошкольников; логопедический массаж и артикуляционная гимнастика; работа с детьми с ОВЗ и аутизмом и др.У нас все просто, понятно и доступно: уникальный контент, удобная подача материала, индивидуальный график обучения.Слушатели из любого уголка мира получают реальные знания и повышение квалификации по программам, разработанным на основе успешного опыта ученых-практиков, известных в образовании специалистов, авторов издательства «Творческий Центр СФЕРА». По окончании обучения выдается удостоверение установленного образца о повышении квалификации.
Подробности тут.
Панацеи от синдрома профессионального выгорания нет. Практика доказывает, что проблема эта решаема, но этим нужно системно заниматься. Любому педагогу нужно время от времени останавливаться для осознания того, что он делает сейчас, куда и к чему стремится. Постарайтесь проанализировать свою работу со стороны. Посмотрите на ситуацию под другим углом. И у вас будет шанс увидеть множество новых возможностей.
Рекомендую всем педагогам почитать книгу многолетнего автора нашего издательства Алексея Александровича Майера, доктора педагогических наук «Профессиональные деформации педагога дошкольного образования. От профилактики к саморазвитию». Это, пожалуй, самая практически полезная книга по этой теме. И пусть вас не пугает в названии слова «педагога дошкольного образования». Материал пригодится педагогу всех ступеней образования. В ней подробно раскрываются причины появления и содержание негативных изменений в профессионально-личностном развитии педагога и даны методики минимизации профессиональных деструкций педагога. Все подробности тут.
Если удается выстраивать свою жизнь по законам любви и радости, то профессиональное выгорание вам точно не грозит. Жизнь станет ну о-очень интересной штукой, в которою хочется играть и играть!
Я желаю всем учащим оставаться молодыми душой и телом. Буду рада получить комментарии. Пишите, задавайте вопросы. Я на связи!
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.