Опыт применения нетрадиционных формы работы по развитию связной речи дошкольников


Важнейшими задачами воспитания детей дошкольного возраста являются развитие речи (умение связно, грамматически правильно общаться), обучение родному языку, создание необходимых предпосылок для будущего школьного образования. Для развития связной речи наших воспитанников мы разработали систему игр и упражнений, о которой расскажем в этой статье.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

В играх и упражнениях дети, как и мы, принимали на себя какие-то роли, но не играли их, а проговаривали. На некоторые вопросы они давали фантастические ответы, свободно манипулировали впечатлениями. Ролевые диалоги позволяли включать в игру юмористические вопросы, и они нам доставляли особое удовольствие. Наши воспитанники разговаривали с нами на многие темы, но их речь была наиболее результативна, если разговор касался:

  • личных проблем ребенка;
  • домашних животных;
  • леса и его обитателей;
  • животных Африки;
  • зоопарка и цирка;
  • маленьких сказочных существ (лесовики, домовые, гномы и др.)
  • героев телепередач для малышей.

В своей группе мы систематически проводили речевые игры со словом и в слова. Они активизируют мышление и речь детей. К таким играм относится  сочинение детьми небылиц и нелепиц. Естественно, прежде чем сочинять небылицы, мы познакомили детей с лучшими литературными образцами этого жанра.

В своей группе для детей мы создавали условия для организации работы по книгоиздательству и детской журналистике. Материальные условия являются частью необходимой, но не исчерпывающе-достаточной  для начала активной работы.  Немаловажное значение  имеет содержательная сторона жизни группы, ее наполненность яркими, эмоционально насыщенными событиями и делами. Весьма эффективным побудительным мотивом для наших детей оказались изготовленные нами красочные обложки, помещенные в уголок книгоиздательства. Важно иметь представление о сфере интересов детей, о том, что на сегодняшний день актуально для них. Так, заметив, неподдельный интерес детей группы к животным, мы изготовили обложки в форме животных.

Неординарность событий, чуткость и эмоциональная восприимчивость детей, яркие красивые обложки вылились в серию рассказов.

Наши дети энергичны и деятельны по своей природе, они требуют от нас не только, и не столько рутинно-обязательных мероприятий, но и неожиданных праздников, неординарных экскурсий и прогулок, встреч с разными людьми, необыкновенных дел. Мы в своей группе проводили неожиданные праздники. Это не специально  подготовленные сценарные постановки, а просто состояние души, которым мы делились с детьми.

Праздник улыбки

Улыбайтесь.  Искренне, солнечно, доброжелательно, мило. Дарите вашу улыбку всем. Нарисуйте улыбку на доске мелом, на воздушных шарах гуашью. Попросите это сделать детей. Расскажите об улыбке Чеширского кота, рассмотрите фотографии и иллюстрации с изображением  улыбающихся лиц, слушайте музыку и пойте песни. Отметьте, какими светлыми и красивыми становятся лица, как похорошел каждый ребенок, как ожил грустный дождливый день.

Праздник первого снега

Это огромное событие достойно праздника. Принесите снег в группу не для традиционного экспериментирования, а для радости встречи с ним. Лепите из снега пирожки в тазу, покажите его куклам, полейте талой водой растения, вырезайте снежинки из салфеток, превратите всю группу в снежную метель!

Праздник самой большой картины

Есть ли в детском саду место, необжитое детьми? Конечно, есть. Например, длинный проходной коридор. Повесьте рулон обоев. Предложите всем желающим из разных групп вместе рисовать самую большую картину. Материалы для рисования дети могут подбирать сами. Картина может не объединяться единым сюжетом, пусть каждый рисует то, что хочет.

Результатом подобных праздников стали книжки-малышки: «Снежинка», «Семейная книга», «Ежик-Яшка», «Кошки-мышки».

Рассказы детей читались неоднократно, как для самого ребенка, по его инициативе, так и для детей группы.  Есть значительные открытия и в социальном плане. Оказывается, своим сочинительством ребенок может быть интересен не только воспитателям и родственникам, но, что немаловажно, своим друзьям и сверстникам.

В нашу работу мы приобщали и родителей. Мы пояснили им, что в семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить слова.

Важной задачей для нас являлось обобщение нашего опыта. На родительском собрании, за круглым столом мы ознакомили родителей с нетрадиционными формами работы по развитию связной речи. Советовали родителям не уклоняться от вопросов ребенка, обязательно выслушать его до конца, когда он делится своими впечатлениями.  Наша работа вылилась в серию книг, газет, где участниками становились все члены семьи. Например,  появилась газета «Мама, папа, сыновья — спортивная семья», семейная книга «Мы на отдыхе».

Таким образом,  с помощью нашей системы нетрадиционных форм работы  по развитию связной речи детей в сотрудничестве с родителями наши дети усваивали материал в непринужденной игровой форме. Дети преодолевали застенчивость, скованность. Наши дети научились составлять творческие рассказы, увлеклись книгоиздательство. Речь детей стала богаче.

 

Список использованной литературы:

  1. 1.Алексеева. М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ/  М.М. Алексеева, В.И. Яшина.  -  М.: Просвещение. - 1997.
  2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ/ А.М. Бородич.  2-е изд. - М.: 1984. 
  3. Большева Т.В. Учимся по сказке. Пособие для воспитателей детского сада. / С – Пб., «Детство – пресс», 2001. 
  4. Дьяченко О.М.  Методика развития творческого воображения под ред. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Пособие для воспитателей детского сада/ Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2006 
  5. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. Пособие для воспитателей детского сада/ Е.И. Тихеева. - М.: 1981. 
  6. Ушакова, О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада/ О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 

Об авторе: Степанова Елена Владимировна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 п. Хвойная» структурное подразделение.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: