Мария Жикина, 30.06.2015 1700 0

Эссе "Моя педагогическая философия"


Книжный магазин чем-то напоминает мне музей. Яркие переплеты, подарочные издания, книги для всех и на любой вкус! От азбуки до сложной технической литературы. Глаза разбегаются от разнообразия, пытаюсь найти ту книгу, которая сейчас самая нужная. Ведь для меня наступил действительно особый момент жизни. В чудесный осенний день, как и для множества первоклассников, я впервые вхожу в школу.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Только теперь не школьница, восхищенно озирающаяся по сторонам, готовая открыть дверь в огромную страну знаний, а Учитель, открывающий эту дверь. И поэтому сейчас в книжном магазине мне хочется найти книгу — путеводитель, которая поможет ответить на все вопросы. И вот огромный стеллаж, с прикрепленным на верхней полке указателем: «Педагогика». Десятки авторов, многие из которых с ученой степенью… Казалось бы, зачем изобретать велосипед? Бери, изучай и внедряй! Только как правильно донести до моих первых учеников все, что рекомендуют теоретики, обобщить все знания, полученные из литературы?

Невозможно забыть первые уроки. Испуганные и чего-то ждущие детские взгляды устремлены на тебя. Конспект урока перед тобой, и, хоть он и заучен наизусть, кажется, что ничего не помнишь. Именно тогда понимаешь, что сегодня ты должна начать писать свою книгу. Какой она будет, когда будет поставлена последняя точка — ответить трудно, но название уже есть: «Моя педагогическая философия». А название первой главы звучит, как вопрос в детских анкетах: «Каким ты представляешь настоящего учителя?» И огромный список: мудрым и внимательным, понимающим и искренним, знающим и умеющим передать свои знания…

Но я учитель русского языка и литературы, поэтому и миссия особая: воспитать русского человека. В наше время это гораздо сложнее, чем обучить иностранному языку и дать азы информатики. Кризис сказался и на языке, трудно ему выжить в наших климатических условиях. Ветер перемен дует порывисто и резко, принося новые иностранные слова, а от русских эхо оставляет только обрывки. И нравится ученику-человеку идти по ветру, ведь против — сложнее… А мне предстоит совершить невозможное: заставить звучать по-новому старые русские слова — дом, родина, Россия, превратить мертвые запятые и точки, буквы и звуки в живой русский язык. И чтобы стал он неотъемлемой частью каждого ученика. Придет время? Мы окажемся рядом в книжном магазине, и его рука потянется к томику Пушкина, потому что «чувства добрые» он лирой пробуждает, не испугает его многотомность Л. Толстого, потому что это не только летопись русской истории, но и летопись русской души.

Современный... учитель. Рассмотрим это слово с точки зрения словообразования. Способ образования — сращение. Срослись воедино два слова: со… временем. И получается, что само слово диктует нам правила действия срастись со своим временем. Отразиться в своем веке и стать его отражением. Но эта задача выполнима только в том случае, если мы будем знать ответ на вопрос: «Каков современный ученик?». И это следующая глава моей книги. Вы грустно улыбаетесь, потому что ветер перемен разрушил первоосновы, расколол мир, расколол души. И мы получили, с одной стороны, учеников, которые рвутся к знаниям, но их мало, а, с другой стороны, тех, кому скучно в храме наук, их школа — улица, где свобода, праздник, беззапретность. И мы, Учителя, как титаны, должны удержать землю в своих руках, а против нас мощная машина технического прогресса. И остается, как Данко, вырвать сердце, чтобы осветить дорогу людям, вернуться к первоосновам.

Школьный класс, детская рука выводит в тетради заветные буквы: «Двадцать первый век». Я вместе с ними создаю свою философию урока. По классу льется красивый голос учителя. Как важно, чтобы он был услышан. А теперь тебе слово, мой ученик. Я буду стараться слушать и слышать, помогать, если вдруг будут возникать трудности. Задаю вопрос. И в классе вырастает лес детских рук. А какие они разные: маленькие и большие, мягкие и грубоватые, сильные и нуждающиеся в поддержке. Но сейчас совершенно одинаковые, потому что устремлены в небо, к звездам, ввысь. Как хочется, чтобы это стремление не пропадало. Поэтому я возьму их руки в свои, и мы будем «тянуться» вместе. Главный для меня — ученик, главный тот урок, который сегодня-завтра будет другой.

Взгляните на детскую ладошку. Это рука маленького человека, но она уже изрезана линиями-путями. И очень хочется надеяться, что одна из этих дорог прочерчена учительским сердцем. Учитель ведет по ступенькам взросления ученого и рабочего, врача и космонавта, историка и геолога. Никогда не прервется связь ученик-учитель, потому что она является ответвлением линии жизни на твоей руке.

Тянутся вверх детские руки, словно множество солнц осветило наш класс. Получается, что каждый ребенок, рождаясь, не только дает жизнь еще одной звезде в небе, является частичкой солнца, лучами-пальцами связанной с ним всегда. Учитель должен только подсказать, что нужно каждый день светить. И слово это многозначно. Светить — работать над собой, чтобы не стать отражением в воде. Светить — жить для других, даря тепло и радость. Светить — объединять. Пусть будет солнце в глазах твоих и душе, мой ученик.

Взгляд мой возвращается к книжной полке, вижу книгу: Д. Лихачев «Письма о добром и прекрасном», листаю страницы и нахожу ответ на свои вопросы:

«Вы можете спросить меня: что же, я призываю всех быть филологами, стать всем специалистами в области гуманитарных наук? Быть специалистами, профессионалами-гуманитариями я не призываю. Разумеется, нужны все профессии, и эти профессии должны быть равномерно и целесообразно распределены в обществе. Но... каждый специалист, каждый инженер, врач, каждая медицинская сестра, каждый плотник или токарь, шофер или грузчик, крановщик и тракторист должны обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты.

Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее».

Об авторе: Жикина Мария Викторовна, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №46 г. Челябинска.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: