Физкультура на распутье: ФГОС или ГТО


На совещании по вопросам развития в России системы физического воспитания детей и детско-юношеского спорта, состоявшемся 13 марта 2013 года, Президент России В.В. Путин констатировал факт слабой физической подготовленности выпускников школ: «До 40% призывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы физподготовки военнослужащих». Президент предложил «вспомнить позитивный опыт прошлых десятилетий, когда в нашей стране действовал так называемый комплекс ГТО — «Готов к труду и обороне» и призвал «возродить эту систему в новом, современном формате», что, по его мнению, «может принести большую пользу». 


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Комплекс ГТО создан. Новый ли это формат? Давайте сопоставим. Положение о Всесоюзном физкультурном комплексе «Готов к труду и обороне СССР» гласит: Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» является программной и нормативной основой советской системы физического воспитания.

Нынешнее положение ВФСК ГТО утверждает: «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс — программная и нормативная основа физического воспитания населения». Как говорится — найди отличия. Значит, формат ГТО прежний.

Но ведь ученые мужи: доктор педагогических наук В.И. Лях, доктор педагогических наук, профессор Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма А.П. Матвеев и иже с ними, признали советскую систему физического воспитания, базирующуюся на программной и нормативной основе физкультурного комплекса, не пригодной.

Предлагая свою «Концепцию физического воспитания и здоровья детей и подростков» (Москва 1992 г.) и претендуя на государственное ее признание, группа ученых во главе с д.п.н. В.И. Ляхом, в числе весомых аргументов несостоятельности советской системы физического воспитания, выделяют слабый уровень здоровья советских школьников. При этом приводятся данные НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР. Согласно этим данным, на момент распада Советского государства 43% учащихся страдали различными хроническими заболеваниями, до 50% школьников имели различной степени нарушения опорно-двигательного аппарата и до 40% — отклонения в сердечнососудистой системе.

В числе пороков советской системы физического воспитания В.И. Лях и его группа называют наличие единой для всех школ страны учебной программы. При этом пагубной определяется ее ориентация, «…сводящаяся к физической подготовке школьников к труду и службе в армии, к компенсации недостаточной двигательной активности, к подготовке значкистов ГТО, к формированию спортивных навыков». Ими предлагается «центральная идея перестройки физического воспитания: перевод его… к формированию культуры здоровья, воспитанию привычек здорового образа жизни средствами физической культуры».

Искореняя обозначенные пороки, новая российская система образования предоставляет право написания программ всем «кому не лень». В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июня 1992 г. «Об образовании» разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов, рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) относится к компетенции образовательного учреждения. Учителям предоставляется свобода в выборе учебных планов, программ, методических материалов, информационных ресурсов».

В написании программ, для различных возрастных групп обучающихся, преуспел и сам В.И. Лях с сотоварищами.   

Подвергнув критике и развенчанию советскую систему физического воспитания как порочную, к.п.н. А.П. Матвеев утверждает: «Физическое воспитание, оказавшись «составной частью коммунистического воспитания», редуцируется до директивных форм и постепенно трансформируется в систему тренировочных занятий, направленных на развитие физических кондиций (физических качеств). Утверждая, что «она не была готова к переустройству общества, начавшемуся в 90-х годах, и практически перестала существовать в своей целостности», ученый предлагает «преобразовать физкультурное образование». Свою систему взглядов А.П. Матвеев изложил в инновационной образовательной программе «Физическая культура» для учащихся средней общеобразовательной школы. (Москва 1995 г.). В отличие от программ предыдущих она «характеризуется акцентированной направленностью на формирование у школьников научно обоснованного мировоззрения, связанного с телесной культурой человека, а также системы знаний, умений и навыков, необходимых для уверенной организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями».

Началась эпоха написания учебников «многих и разных» для просвещения и приобщения обучающихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. На сегодняшний день создан федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в современных школах, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации.

Существенным недостатком советской эпохи физического воспитания считалось ограничение учебного процесса двумя уроками, что не позволяло в полной мере использовать его возможности в развитии физических качеств.

Такое положение было исправлено приказом Минобразования РФ, Минздрава РФ, Госкомспорта РФ и Российской Академии образования от 16.07.2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации». Пункт 3.2. этого приказа обязывал при разработке новых базисных учебных планов в общеобразовательных учреждениях ввести дополнительный третий урок по физической культуре.

Принимались и другие государственные документы, предусматривающие меры для успешного развития физической культуры и спорта. Среди них стоит выделить Информационное письмо Министерства образования от 03.10.2003 «О введении безотметочного обучения по физической культуре…». Такое решение было принято «в целях реализации Концепции модернизации российского образования, осуществления гуманистических подходов к обучению и воспитанию учащихся».

Необходимо заметить, что реорганизация системы физического воспитания являлась составной частью модернизации всей системы школьного образования. Завершилась она введением в практику Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Он разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г.; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004г.; издан Институтом новых образовательных систем.

На сегодняшний день по предмету «Физическая культура» мы уже имеем ФГОС второго поколения.

Казалось бы, принимая во внимание высокий (выше некуда) статус лиц и госучреждений, принимавших участие в становлении российской системы физического воспитания, можно наконец-то утверждать, что ее, «светлый путь» определен.

Ан нет. Анализируя состояние физического воспитания в системе школьного образования постсоветского периода, а это более 20 лет, Президент В.В. Путин констатирует: «Сегодня мы сталкиваемся с крайне тревожными тенденциями. Как отмечают специалисты, физическое воспитание российских детей значительно хуже, чем было несколько десятилетий тому назад». При этом приводится весьма удручающая статистика: «В 14 лет две трети детей в России уже имеют хронические заболевания. Две трети. У половины школьников отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарат, у 30% — нарушения в сердечнососудистой и дыхательной системах».

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Практически такими же цифрами оперирует В.И. Лях, обосновывая несостоятельность советской системы физического воспитания.

Теперь уже Президент В.В. Путин, вынося вердикт нынешней системе физического воспитания как несостоятельной, настаивает: «необходимо пересмотреть подходы к физическому воспитанию, выстроить его как комплексную, эффективную и современную систему».

Вот и получается, что, перефразируя классика, можно утверждать: неверной дорогой ведут нас товарищи.

Реагируя на это, Совет при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта в марте 2014 года представил доклад «О развитии массового спорта и физического воспитания населения». В нем указано, что «Планом-2018» предусмотрено утверждение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, предполагающего формирование программной и нормативной основы физического воспитания граждан. Предполагается, что введение комплекса позволит установить единые нормативы физической подготовленности для различных возрастных групп населения (от 6 лет и старше) и выполнить фундаментальные задачи Стратегии и государственной программы по обеспечению преемственности и модернизации программ физического воспитания граждан».

Выходит, что стремясь в российское будущее, мы шагаем в советское прошлое. А пока царят «разброд и шатания» — физкультура на распутье: ФГОС или ГТО.

Об авторе: Шевченко Валерий Николаевич, учитель физической культуры высшей категории СОШ № 152 г. Москва.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: