Домашнее задание как форма занятий физической культурой


Сколько должны двигаться дети и подро­стки, чтобы обеспечить себе хорошее здоровье? Согласно данным Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры, недельный объем двигательной активности школьников должен быть от 14 до 21 часа. Уроки физической культуры в школе компенсируют лишь 11% необходимого суточного объема дви­жений. В результате среднесуточный объем двигательной активности (без учета интенсивности) у большей части школьников составляет чуть боль­ше половины гигиенической нормы. Как отмечено, дети, поступившие в 1 класс, сразу вдвое уменьшают свою двигательную активность.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Становится очевидным, что два или три урока физи­ческой культуры в неделю не способны обеспе­чить ни развивающий, ни поддерживающий тренировочные эффекты. Поэтому необходимо ши­рокое внедрение в режим школьного дня таких форм занятий физическими упражнениями, как гимнастика до уроков, физкультурные минутки и физкультурные паузы, подвижные игры на пере­менах, час здоровья, спортивный час в группах продленного дня.

Еще одной эффективной формой занятий фи­зическими упражнениями являются домашние задания по физической культуре, которые нача­ли широко применяться еще в 80-е годы. Анализ медицинской документации, показал, что учащиеся, систе­матически выполняющие такие домашние задания, значительно реже обращаются за медицин­ской помощью, меньше болеют простудными за­болеваниями. Кроме того, регулярное выполнение этих заданий учениками влечет за собой и успеш­ное освоение программного материала.

Домашние задания по физической культуре в настоящее время широко используются в школах.

Чтобы данная форма занятий физическими уп­ражнениями была продуктивной, необходимо по­стоянно отслеживать динамику развития физиче­ской подготовленности.

Для этого можно разрабо­тать дневник домашних заданий, включающий в себя следующие разделы:

  • памятка для родителей, позволяющая оценивать выполнение домашних заданий ребенком;
  • дата выполнения задания;
  • раз­дел, свидетельствующий о динамике результатов двигательного тестирования, простейших функцио­нальных показателей (пульс, частота дыхания в покое) и данных физического развития (масса и длина тела);
  • содержание домашних заданий.

В состав домашних заданий включают такие физические упражнения, которые школьники мо­гут выполнить самостоятельно. К ним относятся:

  • кроссовый бег,
  • сгибание рук в упоре лежа,
  • под­нимание туловища из положения лежа,
  • бег в мак­симальном темпе на короткие дистанции,
  • упраж­нения со скакалкой и др.

Задание ребенок может выполнять как в помещении, так и на улице.

Для повышения эффективности домашних за­даний нужно, чтобы учебник был убежден в практической пользе их применения, понимал и умел выполнять физические упражне­ния, входящие в их содержание; знал требования учебной программы к уровню развития двигатель­ных качеств; владел навыками самоконтроля при выполнении физических упражнений; знал сроки проверки домашних заданий.

Контроль за выполнением домашних заданий осуществляют учитель физической культуры и родители ученика.

Чтобы родители могли грамотно участвовать в контроле за выполнением домашних заданий, с ними проводят соответствующие методические занятия в школе в рамках родительских собра­ний, семинаров по здоровому образу жизни. Здесь родители знакомятся с правильностью вы­полнения наиболее сложных упражнений, обуча­ются способам контроля за состоянием ребенка во время физических нагрузок, своевре­менному выявлению признаков утомления и пе­реутомления.

Учитель проверяет дневник домашних заданий перед началом каждого урока физической куль­туры. При этом он обращает внимание на отметку родителей о факте и качестве выполнения таких заданий. Кроме того, учитель проводит один раз в два месяца тестирование с использованием та­ких упражнений, как прыжок в длину с места, наклон туловища вперед, бег на 30 м, челночный бег 3х10 м, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, 6-минутный бег. Тестирование осуществля­ют не с целью выставления оценки, а для выявления динамики в развитии физических качеств, что в определенной мере отражает качество вы­полнения учениками домашних заданий по физической культуре.

На основе тестирования каждый школь­ник получает рекомендации по двигательной ак­тивности, в которых учтены его индивидуальные особенности (возраст, пол, уровень физической подготовленности) и предусмотрены те или иные физиологические режимы при выполнении физических упражнений. Распе­чатки индивидуальных рекомендации вкладываются в дневник домашних заданий и представляют со­бой основное его содержание.

Для проверки эффективности использования домашних заданий проводится тестирование в конце учебного года, которое показывает наличие положительной динамики.

Использование домашних заданий также спо­собствует тому, что многие ученики успеш­но справляются с учебными нормативами, а вы­пускники 9 и 11 классов показывают хорошие и отличные результаты.

Таким образом, внедрение в практику обуче­ния домашних заданий по физической культуре, использование при этом дневника домашних за­даний, контроля за их выполнением со стороны учителей физической культуры и родителей продемонстрировали высокую эффективность данной формы занятий физической культурой.

Об авторе: Погорелова Галина Алексеевна, учитель  физической  культуры, МОУ "Средняя школа №7" г. Балаково.

2011 г.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: