Что мы ждем от учебника истории и обществознания, или Почему в России сегодня нет ни одного хорошего УМК по истории


Чтобы осветить данный вопрос, я внимательно перечитала статьи, которые были напечатаны в научно-методическом журнале "Преподавание истории и обществознания в школе" и я рада, что мои взгляды во многом совпали со взглядами ученых. Для начала я бы хотела определиться с таким вопросом: какую роль играет учебник? Это главное или вспомогательное средство учебы?


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Мой ответ таков. Да, интернет, архивы, документы, экскурсии — это важно. Но именно учебник должен занимать основное место в педагогическом процессе и при необходимости мог бы заменить учителя.

Кто должен писать учебники?

Инициатива должны идти снизу, то есть от работающих в школах учителей. Я помню, во времена моего детства газета «Пионерская правда» проводила интереснейшую акцию. На ее страницах печаталась фантастическая повесть. Помнится, она называлась «Кир Булычев и другие». Смысл был в том, что писатель-фантаст написал только начало повести. А продолжить ее приглашались все читатели «Пионерской правды». Дети завалили редакцию своими рукописями. Булычеву осталось лишь выбрать лучшую, отредактировать и напечатать. Акция имела ошеломляющий успех, повесть получилась яркой и интересной.

Почему бы сегодня не привлечь учителей к написанию УМК или хотя бы отдельных его глав? А историки и методисты отобрали бы самое достойное.

Каким должно быть соотношение учебника и программы?

Однажды на одном из школьных совещаний нам было сказано, что когда учитель пишет рабочую программу, то он должен опираться на министерскую программу, а не на учебник, иначе рабочая программа получается неправильной.

Но, скажите на милость, а зачем Министерство образования на учебнике, который не совпадает с программой, ставит гриф «Рекомендовано» или «Допущено»?!

Хороший современный учебник должен быть приспособлен к действующей программе, как с точки зрения хронологического охвата материала, так и объема материала, требуемого программой.

На достижение, каких компетенций школьника должно быть направлено содержание новых УМК по истории и обществознанию?

Если, отвечая на этот вопрос, иметь в виду учебники для учащихся 9-11 класса, то ответ получится ясный и конкретный: они должны давать знания, которые позволят выпускникам успешно сдать ЕГЭ.

В идеале текст учебника должен совпадать с содержанием кодификатора ЕГЭ. Прорешивая КИМы прошлых лет, диву даешься, откуда ребенок должен знать ответы на некоторые вопросы, если этого материала просто-напросто нет в учебниках, рекомендованных и допущенных Министерством образования?   

Учебник или УМК?

Несколько лет назад издательство «Дрофа» напечатало новые учебники. Среди них были учебники Саплиной, Брандта, Бурина. Обрадованные таким изобилием, учителя нашего района перешли на эту образовательную линию. Перешли и вскоре очень горько об этом пожалели. Почему? Да потому, что «Дрофа» предоставила нам только учебники без всякого методического к ним сопровождения.

К великому сожалению, это крайне неблагоприятная тенденция была подхвачена другими издательствами и существует и поныне. Такими учебниками являются учебники Загладина по истории за 9 и 11 классы, выпущенные издательством «Русское слово». Сегодня, в условиях модернизации образования, такие вещи категорически недопустимы.  

В школы должны придти не просто учебники, а учебно-методические комплексы, включающие в себя программу, учебник, рабочую тетрадь, книгу для учителя, хрестоматию, тесты и диски. Больше всего подобным требованиям сегодня отвечает учебно-методический комплекс по истории России для учащихся 10 класса.

 

УМК

Авторы

История России  с древнейших времен до конца XVI в.

А.Н. Сахаров

Истории России XVII-XIX вв.

А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов

Поурочные методические рекомендации в 2-х частях

Г.И. Старобинская

Рабочая тетрадь в 2-х частях

Г.И. Старобинская

Тестовые задания по истории России в 2-х частях

О.В. Кишенкова,

А.Н. Иоффе 

Программа курса «История России с древнейших времен до конца XIX в.»

А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, С.И. Козленко

 

УМК выпущен издательством «Русское слово» Но у данных учебников есть и свои минусы. Как учитель-практик, к ним я могу отнести очень большой объем материала и сухость изложения. Средним и слабым ученикам заниматься по такому учебнику очень сложно. Например, параграф №16 «Расцвет дворянской империи» имеет объем 15 страниц. Следующий параграф №17 «Могучая внешнеполитическая поступь империи» — 10 страниц. По тематическому планированию их нужно «выдать» за один урок. Много ли у нас учеников, способных осилить домашнее задание, состоящее из 25 страниц печатного текста?

Я думаю, со мной согласятся многие мои коллеги, что самый сложный век для изучения — XX век. Причин здесь много. Но одна из них — фактическое отсутствие до недавнего времени хороших УМК для обучения. У учебников для 9 и 11 класса автор один — Загладин. Более плохих и даже вредных учебников найти сегодня сложно. Его учебники превратились в настоящую муку для учителей и школьников. Его самые страшные недостатки:

  • отсутствие УМК;
  • несоответствие с программой (многие вопросы программы в учебнике отсутствуют);
  • чрезмерная сухость изложения;
  • полное отсутствие воспитательного потенциала;
  • сдать ЕГЭ, опираясь на этот учебник, просто невозможно.

Жаль, что у нас отсутствует моральная и материальная ответственность авторов учебников за крайне некачественно выполненную работу.

В прошлом году в школы пришел новый УМК для 11 классов, выпущенный издательством «Дрофа».    

УМК

Авторы

Программы «История России с древнейших времен до начала 21 века»

И.Л. Андреев

В.А. Клоков

«История России XX – начало XXI вв.»

А.Ф. Киселев

В.П. Попов

Методическое пособие

Г.М. Плоткин 

Рабочая тетрадь

В.А. Клоков

От загладинских учебников данный УМК отличается самым положительным образом. Но чтобы он действительно дошел до школы, нужны средства, в первую очередь, родительские. А их очень часто у родителей наших учеников не хватает.

Бытует неправильное, я бы сказала даже порочное мнение, что хороший учитель — тот, кто по несколько часов в день, а точнее — в ночь сидит за написанием планов. Когда же наше образование станет гуманистическим не только для ребенка, но и для учителя? Когда мы получим достойные УМК? Чтобы для написания плана потребовалась не 3-4 часа, а полчаса – час?

Моей учительской мечтой остается такой УМК, где бы были предложены задания, стимулирующие учащихся на самостоятельную работу! Это должна быть работа с документами, статистическими таблицами, историческими картами.

Одним из самых серьезных недостатков учебников по истории заключается в их освещении вопросов культуры. Параграфы по культуре превращаются в справочник, пестрящий именами и датами. Практически отсутствует иллюстративный материал. Или еще хуже — материал есть, но он не связан с содержанием параграфа. Какие-либо задания или вопросы к иллюстрациям просто отсутствуют.  

Несколько лет назад в наших школах, начиная с 5-6 класса, прочно поселился новый предмет — обществознание. Многие школы нашего района стали заниматься по УМК А.И. Кравченко. С моей точки зрения, недостатков в нем очень много:

  • комплекс не полный, отсутствуют методические пособия для учебников 5-7 кл.;
  • о дисках же вообще можно только мечтать;
  • крайне неудачно техническое оформление учебника, параграфы почему-то не разбиты на пункты (разумеется, при этом отсутствуют какие-либо подзаголовки). И это значительно затрудняет работу, как учителя, так и ученика.

Учебник 7-ого класса из учебника обществознания превратился в учебник психологии.

Другим его недостатком является излишняя идеологизация: слишком категорично ребенку прививаются ценности либеральной идеологии.

Учебники А.И. Кравченко за 10-11 класс страдают очень небольшим объемом материала. В 10-11 классе на базовом уровне нужно «выдать» 68 учебных часов. В учебнике за 10 класс — 21 параграф, за 11 класс — 19 параграфов. Может быть, методические разработки Е.А. Певцовой помогут нам решить проблему нехватки материала? Может быть, они предложат нам интересные задания, стимулирующие учащихся на исследовательскую работу? Нет, ничего подобного нет. Методички серые, скучные, неинтересные и помощи от них учителю никакой.

У А.И. Кравченко также отсутствует учебник для профильных классов. Большой вопрос: можно ли по учебникам А.И. Кравченко готовиться к ЕГЭ? Без помощи учителя и без привлечения дополнительного материала, думаю, нет.

Одной из черт модернизации образования является переход к профильной школе. И профильные учебники нам жизненно необходимы. Лично я занимаюсь с детьми по профильному учебнику Л.Н. Боголюбова. Его самой сильной стороной является наличие очень хорошего методического аппарата. В конце каждого параграфа есть не только сухие вопросы по пройденному материалу, но и задания из серии «Подумайте, обсудите, сделайте». Изюминкой учебника является то, что после каждого параграфа представлен документ и вопросы к нему. Анализ подобных документов — важный и серьезный шаг в подготовке к ЕГЭ.

В помощь школьному учителю малоизвестный автор Елена Николаевна Сорокина написала изумительные методички. Хочется сказать ей за это большое спасибо и пожелать здоровья и новых творческих удач.    

Но в школьном расписании появились и новые предметы — право и экономика. Предметы эти тем более важны, что их содержание входит в задания ЕГЭ по обществознанию.

Удачной находкой для учителя являются учебники по праву для 10-11 класса Елены Александровны Певцовой. К ним есть методика и практикум. Данный курс позволяет значительно повысить правовую культуру старшеклассников. Что касается УМК по экономике, то либо их нет вообще, либо они очень слабо внедряются в школы.

Итак, какой же УМК по истории и обществознанию сегодня нужен школе?

УМК должен:  

  • быть включен в список рекомендованных или допущенных Министерством образования;
  • соответствовать программе;
  • иметь хороший методический аппарат, стимулирующий ребенка на самостоятельную и исследовательскую работу;
  • состоять из программы, учебника, рабочей тетради, методички, хрестоматии и электронного сопровождения;
  • иметь воспитательный потенциал;
  • быть написан популярным, понятным, простым и увлекательным языком;
  • иметь хорошее техническое оформление (подзаголовки, шрифтовые выделения текста и т.д.);
  • быть снабжен иллюстративным материалом и заданием к нему;
  • готовить ребенка к ЕГЭ;
  • быть в библиотеке (не все родители наших учеников могут позволить себе купить учебники).

То есть таким, каких сегодня в школе нет!

Об авторе: Кашаева Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания, "МКОУ " Тальменская СОШ № 1", р.п. Тальменка, Алтайский край, Россия.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: