Анна Лисицкая, 14.03.2016 2694 1

Спрос на опрос. Интерактивные системы опроса аудитории: что это такое и как они работают?


Работа преподавателя сегодня — это не только знание предмета, умение выстраивать коммуникации с коллегами и учениками, но и постоянная гонка за стремительно развивающимися технологиями, без которых немыслима современная жизнь. К счастью, овладевать ими становится все проще, а пользы от применения в работе — все больше. 


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Информационные технологии становятся повседневностью в жизни детей с самого юного возраста. Ребенок еще не умеет разговаривать, но со смартфоном родителей он уже уверенно на «ты». К началу обучения в школе почти все дети умеют пользоваться цифровыми устройствами. Эта ситуация подталкивает образовательные учреждения к внедрению новых инструментов подачи и контроля качества усвоения учебного материала. Одним из таких решений сегодня являются интерактивные системы опроса аудитории.

Сколько времени (и нервов) тратит учитель на проведение контрольной работы, тестов, проверку посещаемости и другие рутинные процедуры? Дать задания по вариантам, раздать листочки, собрать ответы, потратить время на проверку, выставить оценки в журнал, и только потом начинать объяснение нового материала. Половина урока прошла, уровень концентрации внимания учеников «подсел», удерживать его становится все сложнее.

Выход? Всеми доступными средствами бороться за введение в учебный процесс компонента интерактивности. Дети привыкли к тому, что окружающая среда обладает способностью реагировать в ответ на взаимодействие. «Нажми на кнопку — получишь результат» является вполне работающим принципом как для старшеклассников, так и для самых юных учащихся.

Именно за интерактивность и отвечают системы опроса, привнося в рутинный процесс обучения элемент развлечения. Наша задача в этой связи — воспользоваться всеми возможностями интерактивных инструментов, поставив их богатый функционал на службу задачам обучения.

Образовательное учреждение любой ступени обучения — от начальной школы до университетского уровня — сможет в значительной мере улучшить качество уроков, лекций, контрольных и тестовых занятий с помощью применения интерактивных инструментов.

Как это происходит?

Начнем с технического компонента. Все интерактивные системы опроса построены на беспроводных технологиях. Сегодня они представлены в основном инфракрасными системами опроса (InfraredAudienceResponseSystems) и их радиочастотными «собратьями» (Radiofrequency — RF). Это надежные технологии, зарекомендовавшие себя годами использования на практике  в ведущих образовательных учреждениях.

Интерактивные системы опроса учеников

Инфракрасные системы лучше подходят для небольших аудиторий и чаще используются в школах, тогда как радиочастотные дают охват, позволяющий обслуживать десятки и сотни «абонентов» (вузы, лектории, конференции).

Принцип работы прост: учащиеся через персональные пульты отвечают на вопросы преподавателя путем выбора верного варианта ответа из числа предложенных (классический, но не единственный сценарий использования).

С помощью систем опроса можно проверять посещаемость, причем сделать это мгновенно. Никаких «Я!», «Иванов? — Здесь!», спокойно обходимся без лишнего информационного шума — простое нажатие на кнопку, и картина ясна.

После этого можно переходить к проверке усвоенного на прошлом занятии материала: результаты теста, выведенные на средство отображения преподавателя, в считанные минуты покажут качество успеваемости и помогут определиться, требуется ли дать дополнительные пояснения и в каком объеме.

Разобравшись с этим моментом, переходим к объяснению нового материала — и здесь система опроса поможет выжать максимум из имеющегося в распоряжении преподавателя времени. Чередование нескольких минут объяснений с экспресс-контролем качества усвоения через микро-тесты помогает удержать внимание детей.

Вопросы можно придумывать прямо на ходу: функционал систем опроса позволяет проявлять подобный уровень гибкости при управлении течением урока. Лучше всего для этих целей подходят вопросы с несколькими вариантами ответа, причем строго академического характера такие интерлюдии носить не должны. Можно определить предпочтения класса между двумя литературными героями или историческими персонажами, поиграть в угадывание даты или параметров изучаемого предмета и т.д.

Основные преимущества интерактивных систем опроса, отмечаемые преподавателями с опытом использования в российских школах:

  • Крайне простой, но эффективный в использовании инструмент. Интуитивнопонятное решение, освоение которого не занимает у учеников и преподавателей более 1-2 уроков.
  • Среднее время подготовки опроса по любой теме занимает у преподавателя максимум 30 минут на первых этапах работы с системой и масимум 5 минут после 2-3 месяцев работы с системой.
  • Поддержка всех популярных форматов файлов, удобный экспорт-импорт заданий, а также итогов опроса.
  • Экономия бумаги, картриджа принтера, времени учителя для проверки бумажных версий опроса и анализа успеваемости класса.

Максимальный эффект достигается при соблюдении условия создания коротких и крайне конкретных опросов. Четко сформулированные вопросы, логика переходов от одного вопроса к другому, четкий расчет времени опроса (не более 10 минут).

На начальных этапах использование систем рекомендуется проводить «тестовый прогон» опросов на нескольких представителях целевой аудитории.

Яркий пример успешного внедрения интерактивных систем опроса представляет собой система образования Великобритании, где подобные решения распространены как нигде в мире.

Так, Лондонский Университетский Колледж (UniversityCollegeLondon, UCL) 10 лет назад был одним из первых, внедривших интерактивные опросники. Сегодня системы опроса здесь используются на всех преподаваемых курсах, но особенно они популярны по направлениям физики и химии.

Недавно проведенное исследование эффективности образовательного процесса учреждения показало, что 74% студентов Колледжа подтверждают, что использование интерактивных опросов в значительной мере повышает их вовлеченность в процесс обучения и стимулирует процессы так называемого метакогнитивного обучения.

Простая статистическая иллюстрация — 85% аудитории выражает готовность ответить на вопрос преподавателя, если это можно сделать нажатием на кнопку на терминале интерактивной системы опроса. Всего 29% готовы ответить поднятием руки, и удручающие 13% захотят сделать это, если ответ принимается в устной форме.

Это легко объяснить: системы опроса помимо прочего также эффективны за счет обеспечения условной анонимности отвечающего — исчезает страх дать неправильный ответ, и студенты раскрепощаются (впрочем, педагог без труда может установить историю ответов каждого ученика, анонимноть в данном случае работает только по отношению учеников к своим одноклассникам).

Также, «опросники» — незаменимый инструмент для коррекции учебных курсов прямо по ходу семестра: преподаватель определяет глубину знаний аудитории на первом же занятии, распределяя курс по группам в зависимости от показанных результатов. Соответственно, для каждой такой группы подбирается учебная программа исходя из ее «продвинутости».

Интерактивные системы опроса незаменимы для психологического тестирования учеников — анонимный характер опросов и скорость получения результатов позволяют в кратчайшие сроки добиваться максимально точной картины психологического состояния класса в целом и конкретного ученика в частности, оценивать уровень стресса и вовремя корректировать учебную нагрузку.

Лучшего решения, чем интерактивные системы опроса, трудно придумать и для такой составляющей ученической жизни, как самоорганизация и социальная активность учащихся — выборы в различные студенческие комитеты, советы, голосование по поводу выбора вариантов проведения отдыха или сценария реализации открытого урока и проч. Также системы этого класса позволяют повысить эффективность работу жюри на различных конкурсах и соревнованиях.

В российских условиях системы станут отличным подспорьем для проведения контрольных и проверочных работ, а, самое главное, отлично «натаскают» учащихся на ЕГЭ, практически полностью повторяя тестовой принцип экзамена в своей работе. Помимо этого, опросники могут использоваться на родительских собраниях и педагогических советах.

Сегодняшний выбор интерактивных систем опроса, доступных  на российском рынке, можно назвать исчерпывающим. Вы можете подобрать под свои задачи и специфику максимально преемлемый вариант, одинаково функциональный и доступный для любого учреждения отечественной системы образования.

Конкуренция в этой сфере, к счастью для потребителя, приводит не только к совершенствованию систем технически и функционально, но и позволяет с каждым годом экономить все больше средств, оптимизируя бюджет на ИТ-инфраструктуру —  получить в свое распоряжение отличную систему  опроса от одного из ведущих производителей сегодня можно начиная от 55 000 рублей.  

Если вы впервые обращаетесь к использованию подобных систем в своей преподавательской практике, следует заручиться поддержкой  компании-интегратора, имеющей за своими плечами солидный опыт работы по адаптации ИТ- и мультимедиа решений в сфере образования.

Компания Ascreen («Аскрин») является одним из ведущих игроков в этом сегменте. За 15 лет работы нами реализовано огромное количество внедрений передовых технических решений для образовательных учреждений по всей стране. 

Наши возможности предельно широки: компании под силу реализация как «точечных» проектов, например простая продажа одного комплекта системы опроса для оснащения избранной аудитории, до оснащения больших конференц-залов или обеспечения этими системами всех учебных аудиторий. Подобная гибкость позволяет подобрать оптимальное решение, учитывающее характер целей и задач, бюджет и другие специфические особенности работы каждого образовательного учреждения.

Доверяйте специалистам с опытом!

Контакты компании АскринЛоготип компании Аскрин

​Изображения предоставлены автором.

Материал размещен на правах рекламы. 


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: