Алла Зимина, 27.09.2016 0

Опыт использования цифровой лаборатории SenseDisc на уроках: отзыв учителя химии


В своей практике мне приходилось иметь дело с цифровыми лабораториями «Архимед», «Радуга», а с конца 2015 г. в нашем учебном учреждении появилась цифровая лаборатория SenseDisc по биологии и химии. На фоне остальной продукции лаборатория SenseDisc выглядит привлекательной по целому ряду причин, которые описаны в этой статье.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Читайте также: Что такое цифровая лаборатория. Как выбрать ЦЛ для школы?

Достоинства цифровой лаборатории SenseDisc [3,6].

  1. Пять готовых комплектаций по основным предметам естественнонаучного цикла:
  • SenseDisc®Basic - цифровая лаборатория базовая
  • SenseDisc®Advan - цифровая лаборатория расширенная
  • SenseDisc®Phys - цифровая лаборатория по физике
  • SenseDisc®Bioch - цифровая лаборатория по биологии и химии
  • SenseDisc®Environ - цифровая лаборатория по окружающему миру (природоведению)
  1. Портативность.
  2. Высокая точность измерения данных.
  3. Тонкая настройка частоты снятия показаний.
  4. Мультирегистратор данных: одно устройство снимает измерения одновременно с 11 датчиков, что позволяет экономить средства и время.
  5. Многообразие датчиков (более 50 датчиков). Все датчики универсальные и могут дополнять друг друга в разных комплектациях. Плюс есть возможность заказа дополнительных датчиков, не входящих в комплект. Например, комплект ЦЛ SenseDisс Biochemistry для кабинетов химии и биологии включает набор датчиков (комбинированный pH-метр (0~14pH); концентрации растворенного кислорода (0 – 20 мг/л); температуры (диапазон: 200°~+1200°); температуры (‒40°~+135°); влажности (0~100%); частоты сердечных сокращений (0~200 у/м); освещенности (0~55000 люкс); проводимости для кондуктометрии ( 0~20000μs/cm), давления ( 0~400kPa).
  6. Многоуровневое использование от начальной школы до высшего образования.
  7. Мультиплатформенность (Windows, MacOs, iOs, Android).
  8. Готовые сценарии лабораторных работ на русском языке.
  9. Методические рекомендации для педагога-тьютора, руководящего проектно-исследовательской деятельностью.
  10. Широкий выбор графических интерфейсов.
  11. Встроен инструментарий математических методов анализа.
  12. Единый интерфейс и формат данных для всех устройств, возможность делиться материалами с помощью облачных сервисов, отправлять по электронной почте, публиковать в online библиотеках.
  13. Возможность создания шаблона работ — пошаговая инструкция для ученика.

Следует отметить, что готовый комплект лаборатории включает регистратор данных, датчики, ПО и методические пособия.

В комплект «SenseDisc» входит сборник методических материалов «Лабораторные комплексы SenseDisc при реализации основных образовательных программ общего образования» [4] с подробным описанием различных экспериментов, в том числе:

  •  по химии (11 лабораторных работ); 
  • биологии (10 лабораторных работ);
  • физике (13 лабораторных работ);
  • окружающему миру (32 проектно-исследовательские работы).

Практические работы по химии от цифровой лаборатории SenseDisc

  • Экзотермические реакции.
  • Эндотермические реакции.
  • Эндотермические реакции. Понижение температуры раствора при растворении различных солей в воде.
  • Закон Гесса.
  • Тепловой эффект сгорания топлива.
  • Растворение гидроксида натрия в воде.
  • Реакция нейтрализации.
  • Изменение температуры при окислительно-восстановительных реакциях.
  • Влияние температуры на процесс гидролиза ацетата натрия.
  • Тепловой эффект кристаллизации вещества.
  • Изменение электрической проводимости раствора в ходе химической реакции.

Следует отметить, что можно расширить перечень лабораторных работ по химии, использовать методики, приведенные в учебном пособии «Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе» [10], где представлены интересные и подробные разработки практических занятий с использованием ЦЛ, методические подходы к которым могут быть с успехом реализованы и в средней школе. Для каждой практической работы представлена общая информация, где кратко изложены теоретические представления об изучаемых явлениях. Перечислено необходимое оборудование и реактивы, подробно описан монтаж экспериментальной установки, причем описание, как правило, сопровождается иллюстрациями. Даны советы, как настраивать параметры регистратора и датчиков, как проводить эксперимент, как анализировать экспериментальные данные. Приведены вопросы, позволяющие оценить степень усвоения полученных знаний, и представлены дополнительные задания различного уровня сложности для закрепления и обобщения материала.

Сборник методических материалов ЦЛ «SenseDisc» [4] включает методические рекомендации для педагога, руководящего проектно-исследовательской деятельностью. Предлагаются темы 32 проектов, например, «Буферные системы», «Газированные напитки», «Жесткость воды», «Азот и его соединения», «Черный чай», «Ферменты» и др. Для каждого проекта в помощь педагогу сформулированы цели и задачи работы, приведен перечень оборудования, перечислены и описаны примерные этапы работы, предложен перечень литературы. Методическое пособие разработано с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) с целью оказания методической помощи педагогическим работникам в области использования лабораторных комплексов «SenseDisc».

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что процесс обучения естественным наукам претерпевает большие изменения. Сегодня от педагога требуется широкое использование интерактивных обучающих инструментов и оборудования, в том числе цифровых лабораторий, изучение их возможностей. В данном документе я постаралась выделить основные факторы, которые необходимо учесть при сравнении предложений различных поставщиков.

Надеюсь, что, учтя все рекомендации из данной статьи, вы сможете сделать правильный выбор, и тогда цифровая лаборатория не только поможет сделать учебный процесс наиболее качественным и эффективным, но и станет проводником молодого поколения в мир науки, опытов и экспериментов.

Надеюсь, что описанный опыт работы с лабораторными комплексами SenseDisc поможет увидеть преимущества и простоту использования современных технологий в образовании, а также снимет большинство вопросов, связанных с применением цифровых лабораторий в практической деятельности.

Кратко об авторе:

Зимина Алла ИвановнаЗимина Алла Ивановна, учитель химии, ГБОУ ШКОЛА №1287, кандидат педагогических наук, почетный работник образования г. Москвы; лауреат конкурса Грант Москвы в сфере образования; победитель конкурса лучших учителей в рамках национального проекта «Образование».
Фото предоставлены автором.

Список литературы

  1. Васильева В.К. Дорожная карта для обучающихся по по организации и проведению проектно-исследовательской деятельности с цифровыми лабораториями PASCO (в соответствии с ФГОС С(П) ОО). М.: Полимедиа, 2015. - 64с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.polymedia.ru/pages/met.php#modal15
  2. Васильева В.К. , Филиппова Н.А., Яковлева И.А. Методические указания для учителя химии по организации и проведению лабораторных работ по химии на уроке и во внеурочной проектно-исследовательской деятельности с цифровыми лабораториями PASCO (в соответствии с ФГОС С(П) ОО). М.: Полимедиа, 2015. - 236с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.polymedia.ru/oborudovanie/pasco-lib/pasco.php
  3. Каталог. Цифровые лаборатории SenseDisc. "Все в одном". [Электронный ресурс]. URL: http://www.av-gorod.ru/u/price/sensedisc-catalog.pdf
  4. Лощагин Олег Владимирович. Л12 Лабораторные комплексы SenseDisc при реализации основных образовательных программ общего образования / О. В. Лощагин. — СПб. : Аскрин, 2016. — 196с. http://www.av-gorod.ru/u/booklet/sensedisc-metodichka-cut.pdf 
  5. Пособия к цифровым лаборатория по химии, биологии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.int-edu.ru/content/posobiya-k-cifrovym-laboratoriyam-po-himii
  6. Сайт Аскрин . Цифровые лаборатории SenseDisc. [Электронный ресурс]. URL: http://www.av-gorod.ru/brands/23.html
  7. Сайт einstein [Электронный ресурс]. URL: http://einsteinworld.com/experiments/
  8. Сайт edcommunity.ru [Электронный ресурс]. URL:edcommunity.ru 
  9. «Учебные материалы для обучающегося», «Дорожные карты»[Электронный ресурс]. URL: http://www.polymedia.ru/pages/met.php#
  10. Учебное пособие. Использование цифровых лабораторий при обучении химии с средней школе/ авторский коллектив П.И. Беспалов, М.В. Дорофеев, Д.М. Жилин, А.И. Зимина, П.А. Оржековский. -М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2014. -229 с. 
  11. Филиппова Н.А. Методические указания для обучающихся по организации и проведению лабораторных работ по химии на уроке с цифровыми лабораториями PASCO (в соответствии с ФГОС С(П) ОО). М.: Полимедиа, 2015. - 40с. 
  12. Цифровая лаборатория Архимед 4.0. Справочное пособие. — М.: ИНТ. — 80 с
  13. Цифровые лаборатории einstein™. Справочное пособие. — М.: ИНТ. — 64 с. 
  14. Цифровые лаборатории einstein™. [Электронный ресурс]. URL: Tablet/Tablet+, LabMate/LabMate+. Краткие руководства. — М.: ИНТ. — 4 с.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?