Елена Гольцова, 31.12.2017 0

Аргументы из литературы: равнодушие и отзывчивость


В комментариях ФИПИ к итоговому сочинению по направлению  «Равнодушие и отзывчивость» говорится о том, что темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).


Обсудить статью Опубликовать свой материал

В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой — персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности».

Что же такое равнодушие? «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть», — писал А.П. Чехов. В словаре Д.Н. Ушакова равнодушие определяется как «безучастное, лишённое интереса, пассивное отношение к окружающему».

Равнодушие — это отрицательное нравственное качество личности, которое проявляется в чёрствости, безразличии, холодности, безучастности, невозмутимости в отношениях с окружающими, то же можно сказать и об отношении к действиям и происходящим событиям. М. Горький предупреждал: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека».

«Сердце в людях бывает слепое», — говорит герой  одноимённого рассказа А. Платонова Юшка. «Слепое сердце» — самое плохое, что может быть в людях. Понять другого человека, жертвовать собой, совершать добрые дела обладатель такого сердца не может: он не умеет сострадать и сочувствовать.

Согласно словарю Д.Н. Ушакова, отзывчивость — это «сочувственное отношение к другим, желание помочь». Таким образом, можно говорить о том, что отзывчивость  является положительным душевным качеством, проявляющимся в том, что человек бескорыстно помогает нуждающимся в помощи, проявляет душевную щедрость и чуткость, умеет прощать, терпим и великодушен.

В методических рекомендациях ФИПИ к итоговому сочинению указывается на то, что школьники редко обращаются в своих работах к произведениям современной русской литературы последних десятилетий, публицистике и поэтическим текстам.

Готовясь к сочинению по направлению «Отзывчивость и равнодушие», прочитайте  рассказы современных авторов, которые пишут на морально-этические темы: «Диагноз», «Сыновний долг» Л. Курамшиной, «Свиделись» Л.М. Куликовой, «Говори, мама, говори…» Б. Екимова,  «Фокус с монеткой» С.А. Рудакова, «Детский дом. Лёка» Т. Кудрявцевой; вспомните знакомые критические статьи по выбранной вами тематике, запомните строчки из стихотворения Ольги Фокиной, обращённые к выпускникам:

Видя беду, поспешите на выручку
Без промедления, без опоздания!
Будет без пользы отличная выучка,
Если в душе вашей нет сострадания.
О. Фокина. Третьеклассникам

Схожие мысли высказывает Андрей Дементьев в стихотворении «Как важно вовремя успеть»:

Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! —
Ведь всё порушить может смерть.
 

Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надёжное подставить!
И знать, что будет так и впредь.
 

Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, что обида кровная
Незримо отчуждает нас.
 

И запоздалая вина
Потом терзает души.
Всего-то надо — научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.

Приведём некоторые примеры, которые помогут выпускнику при подготовке к итоговому сочинению по направлению «Равнодушие и отзывчивость» и сочинению с похожей проблематикой при выполнении заданий 15.3 ОГЭ и 26 ЕГЭ по русскому языку.

Проблема

Позиция автора

Примеры-аргументы из художественной литературы

Проблема человеческого равнодушия к судьбе другого человека.  Всегда ли мы искренни и бескорыстны в проявлении своего интереса к окружающим? Не скрывается ли за формальным вниманием равнодушие и безразличие?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К сожалению, сегодня легче быть равнодушным, чем отзывчивым, поэтому часто за красивыми фразами кроется формализм, а не искреннее желание помочь ближнему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ Александра Павловича Чехова «Слезы крокодила»

Герой рассказа Поликарп  Семенович Иудин говорит: «А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю: стоило бы только пальцем шевельнуть». Но за этими сострадательными словами кроется глухое равнодушие к  горю людей, оказавшихся в тяжёлых обстоятельствах. Отзывчивость, неравнодушие доказываются поступками, а не словами. Поликарп  Семенович, переживающий о несправедливости мироздания, на деле оказывается человеком равнодушным и чёрствым, он не хочет войти в положение тех людей, которых нужда заставила прийти в городской ломбард, хозяином которого он является.  Для него личная прибыль важнее. В погоне за наживой Иудин забывает о своих высоких рассуждениях, не готов пойти на уступки беднякам, чтобы оказать им материальную поддержку. В то же время  за его словами «Где же, в самом деле, люди, где их сердца? Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…» кроется формализм и безразличие к окружающим, и слёзы его неискренни, как и все его размышления.

Проблема равнодушного отношения. (Всегда ли люди относятся к чужой беде, горю неравнодушно?)

Нередко к чужому горю люди относятся равнодушно, с высокомерием, не думая о том, что сами могут оказаться в сложной ситуации и нуждаться в помощи.

 

А.И. Куприн «Сказка»

Писатель осуждает людей, равнодушных к чужой беде, рассказывая о семье, которая не может заснуть глубокой зимней ночью. Крик о помощи, раздающийся в ночи, не трогает их сердец, они остаются глухи к призывам о помощи, домочадцы предпочитают не вмешиваться в ситуацию, сомневаясь в том, человек ли взывает о помощи, ссылаются на то, что ружьё не исправно, забывая при этом о том, что сами могут оказаться в такой ситуации. Старик, не довольный тем, что домочадцы мешают спать, злобно говорит: «Что вы тут бормочете? Спать не даёте никому. Какой такой человек в лесу? Кто в эту погоду по лесам ходит? Все дома сидят. И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки...». В этих фразах явно слышен эгоизм героя. Мать, стараясь переключить внимание проснувшегося ребёнка, встревоженного криками о помощи, рассказывает ему сказку о гордых, сильных  людях, которые живут за высоким забором и уважают только себя. Думается, повзрослев, этот ребёнок станет таким же чёрствым, бездушным, безучастным человеком, не способным прийти на помощь, не желающим рисковать своим благополучием ради спасения других людей.

 

Помощь нужно оказывать вовремя, когда она нужна человеку.

 

Ирина Курамшина «Сыновний долг»

Рэна, героиня рассказа Ирины Курамшиной «Сыновний долг» – женщина легкомысленная,  прожившая жизнь в своё удовольствие, привыкшая к СПА-процедурам, походам в спортивные клубы и салоны красоты, серьёзно больна. Ей требуется операция по пересадке почки, но очередь на операцию подойдёт только через год. Её сын Максим 10 лет провёл в интернате, откуда мать порой ленилась забирать его по выходным домой, выдумывая различные уважительные причины. Взаимопонимания с выросшим сыном у «Попрыгуньи-стрекозы», как назвал Рэну сын, нет. Он, не забыв детские обиды, ведёт себя с матерью отстранённо и равнодушно. Но узнав о её болезни, Максим готов стать донором для своей непутёвой, как называет себя Рэна, матери. Рэна потрясена этим известием, понимая, что «решение, принятое сыном, – слишком большая жертва, принимать которую она не должна».  Максим ведёт себя великодушно и благородно. Он говорит всхлипывающей матери: «Ничего сверхъестественного я и не делаю. Это мой долг. Понимаешь?». Любовь Максима к матери оказалась сильнее детских обид.

Трудно ли быть отзывчивым?

 

 

И.С. Тургенев «Два богача»

В этом коротком стихотворении в прозе И.С.Тургенев рассказывает о богатом человеке по имени Ротшильд, который тратит «целые тысячи» на благотворительность: помогает больным, старикам («на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых»), о его благих деяниях наслышаны многие, главное для Ротшильда – быть в центре внимания; и семье бедняков, которые сами еле-еле сводят концы с концами, но, несмотря на это, проявляют участие в судьбе девочки-сироты, берут в свою семью Катьку, хотя понимают, что теперь даже соль станет для них роскошью. Они готовы терпеть лишения, делиться последним ради благополучия племянницы. В заключение стихотворения писатель восклицает: «Далеко Ротшильду до этого мужика!»

«Разве милосердие не должно проявляться с особенной силой там, где особенно глубоко падение?» (В. Гюго)

Милосердие к врагу – высшая форма проявления этого качества.

1. Л.Н. Толстой «Война и мир» (эпизод «Петя Ростов в партизанском отряде»

Петя Ростов, наивно-восторженный, чуткий, отзывчивый шестнадцатилетний юноша, проявляет сочувствие к пленному мальчику-барабанщику. «Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили его? Не обидели ли?» Смущаясь, боясь, что его сочтут маленьким, он спрашивает Денисова, нельзя ли позвать пленного, чтобы накормить. Петя успокаивает мальчика: «Не бойтесь, вам ничего не сделают». Подбадривая, ласково пожимает руку Весеннего. Петю мучают сомнения, не стыдно ли будет дать денег барабанщику.

 

2. Т. Кудрявцева «Детский дом. Лёка»

Лёка – девочка из блокадного Ленинграда, в осаждённом городе погибли её близкие, но, несмотря на это, Лёка не испытывает ненависти к пленным немцам. Она не держит на них зла, считает, что «жалеть –  не стыдно», ведь перед ней голодные, несчастные люди, поэтому Лёка подкармливает бывших врагов, вслед за ней и другие воспитанники детского дома подкрадывались к забору, чтобы накормить пленных.

Повзрослев, Лёка стала врачом, «… она не только прекрасно оперировала, но и умела выхаживать больных. Ольга Ивановна обладала способностью – жалеть так, что это было ничуть не обидно».

Рекомендации по написанию сочинения с аргументами «Равнодушие и отзывчивость»

  • Приступая к подготовке к итоговому сочинению, внимательно познакомьтесь с комментариями, которые даются к каждому направлению на сайте ФИПИ.
  • При написании работы важно не увлечься пересказом текста, используемого в качестве аргумента, необходимо помнить о том, что примеры должны соответствовать вашим тезисам и выбранной вами теме сочинения.
  • Пересказывая фрагмент из произведения, не забывайте комментировать его: давать оценку событиям, о которых вы рассказываете; обращаясь к рассказу о поступках героев, используйте характеристику литературного героя, не забывая при этом высказывать и ваше отношение к нему.
  • Помните о том, что проблематика произведений, выбранных вами в качестве примеров-аргументов, должна быть созвучна теме вашего сочинения, так как при оценке сочинения «в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений».
  • Чтобы избежать фактических ошибок, в качестве аргументов, иллюстрирующих ваше понимание проблемы,  используйте только те произведения, содержание которых хорошо знаете.

Источники

  1. А.И. Куприн. Собрание сочинений в 9 томах. Том 7. М.: Худ. литература, 1973. С. 270 – 271.
  2. Итоговое выпускное сочинение: 2017/2018 г./ Л.Н. Черкасова, Е.В. Попова. – Москва: Эксмо, 2018. (В помощь старшекласснику. Все типы сочинений).
  3. И.С. Тургенев. Собрание сочинений в 5 томах. Том 3. – М.: «Русская книга», 1994.
  4. Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 6.– Москва. Издательство «Правда», 1987. С. 148 – 149.
  5. О. Фокина. Избранное. Том 1. – Вологда: Полиграфист,  2003.
  6. А. Дементьев. https://rustih.ru/andrej-dementev-kak-vazhno-vovremya-uspet/
  7. А.П. Чехов. Слёзы крокодила. http://az.lib.ru/c/chehow_aleksandr_pawlowich/text_0060.shtml
  8. Т. Кудрявцева. Детский дом. Лёка. http://kostyor.ru/archives/5-08/nouvel.php
  9. И. Курамшина. Сыновний долг. http://www.proza.ru/2007/07/17-202
  10. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению. http://fipi.ru/sites/default/files/document/itog_soch/metod_rek_podg_itog_soch_ok.pdf

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?