Галина Шутова, 25.04.2016 0

Технология парного обучения: советы и рекомендации для учителей


Технология парного обучения, как видно из названия, предполагает работу учеников в парах. Причем, если это постоянная пара, то такой вид обучения относят к индивидуальным. Для технологии именно парного обучения требуется организовать пары со сменным составом (минимум из трех человек). Такие еще называют динамичными парами, или парами сменного состава. 


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Технология парного обучения — что это?

Схема работы на уроке с применением технологии парного обучения

Эта схема наиболее полно отражает суть технологии парного обучения. В данном случае мы имеем:

Р — это ученики, составляющие первичную пару.

К — согласно методике, это карточки, или контент. Но, учитывая многовариантность заданий, удобнее обозначить их как «блок информации, с которым будет работать каждый ученик».  

Пунктиром обозначены дополнительные участники. То есть те партнеры, с которыми главные в паре будут работать после выполнения основного задания.

Алгоритм работы в паре. Этот пункт является основным параметром для технологии парного обучение. Принцип в том, что ученики не просто выполняют какое-то задание, а работают именно по предложенному алгоритму, который включает в себя несколько пунктов, направленных на тесное общение.

Виды алгоритмов работы в паре для технологии парного обучения

  • Тренер и ученик. Здесь один ученик играет вспомогательную роль. Он не обучает, а просто выполняет функцию координатора. Например, при взаимном диктанте — он просто диктует текст.
  • Взаимное обучение. Роли "учителя" и "ученика" в паре меняются.
  • Совместное обучение. В такой паре участвуют два равноправных ученика. Они на уроке вместе изучают текст, блок информации, деля его на составляющие части.

Примеры заданий для работы в парах (карточек)

  1. Разбить текст параграфа (художественного произведения) на несколько "кусков". На 1 карточке — часть теста, вопросы по этой части. На оборотной стороне карточки — практические задания.
  2. Термины и правила. На 1 стороне карточки написано само правило, толкование термина и т.д. На оборотной стороне — практические задания.
  3. Диктант. Текст диктанта (на всех карточках разный). На оборотной стороне — практические задания.
  4. Картинка, таблица по теме, условие задачи. Далее — вопросы, поясняющие суть задания. На обратной стороне — похожие задачи, картинки, примеры для самостоятельной проработки.

Это лишь некоторые примеры карточек. Каждый учитель сам может выбрать алгоритм работы и содержание карточек, исходя из особенностей предмета, темы и способностей класса.

Подготовка и реализация урока по ТПО

  • Учитель выбирает тематический цикл, состоящий из нескольких блоков. Например, на уроках математики вы должны за 10 дней пройти тему "Уравнения. Виды уравнений. Решение задач с уравнениями". Или на уроке литературы за 5-7 занятий должны изучить биографию и творчество А.С. Пушкина.

Фишка в том, что обучение теперь будет проходить не поэтапно: от простого к сложному, а сразу все темы будут изучаться одновременно. Причем, изучать их будут сами ученики.

На начальном этапе таким образом можно разделить пока одну тему.

  • Выбрав цикл, учитель делит его на подтемы.
  • Каждый ученик получает отдельное домашнее задание — свою подтему. Это может быть определенный параграф, творческое задание, практическое задание-исследование. Вариантов масса, и выбор здания зависит от уровня развития учащихся и их возраста.
  • Важно, чтобы при выполнении задания ученик имел возможность использовать как можно больше источников информации: интернет, литература, СМИ, родители, друзья, профессиональные сообщества и т.д.

Вот в этом и состоит основная сложность ТПО. Конечно, для начинающих удобнее будет задавать задания попроще: выучить определенный параграф, написать мини-сочинение, составить инфографику по теме, сводную таблицу и т.д. Но в идеале желательно стремится к тому, чтобы ученики максимально охватывали все источники информации при подготовке к уроку и представляли свои знания наиболее удобным способом.

  • На уроке учащиеся разбиваются на пары. Теперь одному достается роль «учителя», другому — «ученика». Задача «учителя»: как можно доступнее и полнее обучить своего партнера всему тому, что он подготовил к уроку. «Ученик» в это время составляет вопросы по теме, уточняет информацию и т.д. Далее «ученик» задает свои вопросы, уточняет информацию и выполняет первое пробное задание. Затем участники пары меняются ролями.
  • После того, как оба участника объяснили друг другу свою часть, они меняются карточками и выполняют задания (на оборотной стороне). Затем следует этап взаимопроверки, оценивания и записи в «экране учета».
  • Далее начинается самое интересное. Участники пары меняют партнеров (то, что в схеме было обозначено пунктиром). Теперь ученик должен научить еще одного партнера. Но только не тому, что он готовил дома, а тому, что он только что узнал от своего товарища.

Именно этот момент и заставляет учеников максимально эффективно готовиться к урокам. Ведь теперь за неподготовленный урок он не просто получит нагоняй от учителя. Он подведет своего одноклассника, который может и засмеять, и высказать обиду. То есть создается нормальная обстановка здоровой конкуренции: кто лучше объяснит, кто лучше подготовился и т.д.

Как организовать учет знаний

Для мониторинга знаний для каждой темы заводится «экран учета».

Образец:

ФИ ученика

Урок 1

Урок 2

Урок 3

Урок 4

Урок 5

К. Р.

1

Иванов И.

4

1

5

6

4

3

 

 

 

 

 

2

Петрова С.

5

+

5

+

5

+

5

+

5

+

5

3

Сидорова П.

4

2

5

5

5

2

 

 

 

 

 

4

Поляков К.

4

6

4

2

 

 

 

 

 

 

 

5

Николаев М.

3

1

4

3

5

4

 

 

 

 

 

6

Михайлов С.

5

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В таблице для каждого ученика на каждый урок отведено две графы. В первой — оценка, выставленная партнером по паре. Во второй графе — номер участника пары по списку. Например, Сидорова П. на первом уроке получила «4», работая в паре с Петровой. «+» означает, что ученик работал в паре с учителем.

Судя по данному экрану учета, проведено пока три урока по технологии парного обучения. При этом Петрова уже освоила весь материал, а Поляков и Михайлов, наоборот, отстают. Это дает возможность учителю не только видеть достижения и уровень знаний каждого ученика, но и возможность так составлять пары, чтобы сильный ученик работал отстающими. Учитель и сам может садиться в пару к кому-либо из учеников. Например, можно проверить знания у тех, кто закончил работу на уроке раньше всех. Или наоборот, поработать индивидуально с отстающими.

Экран вывешивается на доску. Ученик, подготовив материал, находит себе в пару того, кто этот материал уже изучил и работает с ним.

Как выставлять оценки?

По идее, оценки на уроках выставляют сами ученики. Учитель оценивает лишь итоговую контрольную по теме.

Но на практике удобнее и другой вариант: учитель сам оценивает учеников после работы в паре на каждом уроке. Для этого первый столбец можно разделить еще на две графы: оценка напарника и оценка учителя. При этом педагогу вовсе нет необходимости проверять каждого ученика. Можно проверять выборочно. Зато такой подход позволит развивать чувство ответственности. Ученики уже не будут завышать оценки «по дружбе», так как если учитель обнаружит пробелы, отвечать за это будет тот, кто играл роль наставника в данной паре. Такие моменты обсуждаются заранее.

Некоторые нюансы работы по ТПО

Как рассадить учеников?

Для организации работы в парах удобнее всего использовать схему, предложенную Г. Громыко.

Эта схема удобна тем, что участники пары максимально приближены друг к другу, но при этом они могут слышать и других участников. Более того, пересекаясь с участниками других пар, ученики составляют динамичные пары.

Хотя, если вы используете технологию парного обучения лишь частично, для работы только на одном уроке — можно оставить привычное расположение парт. При этом соседи по одной парте — это главная пара. А сменные партнеры — ученики, сидящие на парте, стоящей сзади.

Как часто проводить уроки по ТПО?

Технологию парного обучения можно использовать на любом уроке — вне зависимости от его типа. Те, кто только начинает осваивать эту технологию, могут, к примеру, использовать приемы парного обучения на каждом уроке, отводя для этой работы минут 15-20. Также и начинать желательно с самых простых алгоритмов.

Какие нюансы необходимо предусмотреть?

  • Определите точный регламент времени: сколько ученики будут работать в одной паре, сколько в сменной и т.д.
  • Будет ли проводится смена партнеров в паре? Сколько раз? Начинающим можно остановится на какое-то время на постоянных парах и вводить сменных партнеров постепенно.
  • Продумайте, чем будете занимать «быстрых» учеников. Их можно подключать к другим парам в виде консультантов, можно предложить более сложные задания по теме для индивидуальной работы, привлечь к проверке результатов письменных заданий и т.д.

Практика показала, что технология парного обучения позволяет даже самым слабым ученикам овладевать знаниями быстрее и лучше. В доказательство можно привести пример работы Шаталова, который, используя парное обучение, за короткий срок мог «вытянуть» даже самый слабый класс.

Но технология получила свое развитие относительно недавно. Поэтому хотелось бы услышать мнения педагогов, которые уже строили свои уроки на основе принципов парного обучения. Насколько эффективна была работа? В чем была главная трудность? Какие еще рекомендации вы могли бы дать коллегам?

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?