05.11.2017 0

Почему ребенка пугает школьная доска?


Ответ у доски — ситуация, знакомая каждому школьнику. Только ведут себя дети в этой ситуации по-разному. Для одних выйти на всеобщее обозрение несложно и даже приятно. Им нравится внимание окружающих к собственной особе. Они прекрасно отвечают на вопросы учителя, даже не обладая знаниями по предмету. Другие испытывают дискомфорт и небольшое волнение, с которым легко справляются без посторонней помощи. А некоторые, услышав свою фамилию, ощущают растерянность и ужас. Они теряются, путаются в словах и, в конце концов, напрочь забывают выученный материал. Что же делать, если ребенок отказывается отвечать у доски?


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Ищем ответ в себе

Причины подобного поведения могут скрываться в отношениях со сверстниками или в отсутствие взаимопонимания с учителями:

  • конфликт с одноклассниками;
  • психологическая травма из-за неудачного ответа в прошлом;
  • некорректное поведение педагога;
  • новая и незнакомая обстановка в связи с переменой места жительства, отсутствия друзей.

Когда страх публичного ответа связан с обстановкой внутри классного коллектива, не стоит привлекать к ученику излишнее внимание, но нельзя и замалчивать проблему. Необходимо вызвать детей на откровенный доверительный разговор и найти компромиссное решение. Предварительно полезно провести анонимное анкетирование учащихся. Попросить честно ответить на вопрос, в чем, по их мнению, причина сложившейся обстановки в классном коллективе.

Негативный опыт, приобретенный в прошлом, пагубно сказывается на психологическом состоянии детей. Уверенность в своих силах может вернуть доброе слово наставника, высокая оценка даже незначительного успеха.

Сложнее найти выход из ситуации, если поведение ученика спровоцировано грубым или насмешливым словом учителя. Опытный педагог обязан исправить свою бестактность, извинившись перед ребенком в присутствии одноклассников. В противном случае родителям следует обратиться за помощью к администрации школы или в крайнем случае принять решение о переводе в другое учебное заведение.

Если ребенок пришел в коллектив недавно, задача учителя помочь ему адаптироваться, поближе познакомиться с товарищами. В этом случае многое будет зависеть от профессионализма и человеческих качеств учителя. Не следует первое время вызывать новичка к доске, давать сложные задания. Спрашивать такого ученика лучше по его желанию, а делать замечания и исправлять ошибочный ответ в деликатной форме и с глазу на глаз. Попытайтесь найти сильные стороны вашего подопечного, не скупитесь на похвалу. Это сделает ребенка смелее, поднимет его авторитет среди одноклассников, поможет обрести друзей.

Присматриваемся к ребенку

Переживания во время ответа у доски часто связаны с индивидуальными и психологическими особенностями личности ребенка:

  • заниженная самооценка и как следствие неуверенность в себе и в своих знаниях;
  • неудовлетворенность своим внешним видом;
  • физические недостатки;
  • проблемы с речью;
  • повышенная эмоциональность и впечатлительность.

Для того чтобы сгладить разницу в материальном состоянии своих воспитанников, введите одинаковую школьную форму, запретите приносить с собой дорогие игрушки и другие посторонние предметы. Внушайте детям мысль о том, что выделяться из толпы следует знаниями и хорошими поступками, а не модными и яркими вещами.

Проблема страха ответа ребенка у доски требует участия родителей и совета опытного психолога. Классный руководитель обязан продумать, как лучше провести тематическое родительское собрание с привлечением психолога. Основная часть мероприятия, не затрагивая личности, должна содержать общие советы и рекомендации специалиста. Беседа с родителями ребенка, испытывающего проблемы, проводится приватно, в деликатной форме. Постарайтесь подружиться с родителями, скоординировать свои действия, дать полезные советы.

Советы родителям

  • Выясните, что именно вызывает у ребенка страх.
  • Объясните, что подобное состояние испытывает не он один.
  • Порекомендуйте тщательнее готовить домашнее задание, повторяя его вслух перед зеркалом.
  • Предложите проявлять инициативу, осознанно вызываясь к доске.
  • Научите его, отвечая урок, сосредоточиться на тех, с кем сложились добрые отношения, не обращая внимания на одноклассников, от которых можно ожидать подвоха.
  • Акцентируйте внимание сына или дочери на достижениях и успехах, а не на ошибках и слабостях.
  • Не наказывайте строго за плохую отметку, не разобравшись в причине неудачи.
  • В случае необходимости запишите ребенка на курсы риторики, в драматический кружок или обратитесь за помощью к логопеду.

Объединяем усилия

Страх перед школьной доской — лишь малая видимая часть глубокой проблемы. Ситуация может быть гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Если вовремя не протянуть руку помощи, стеснительность перерастет в неуверенность, сформируется комплекс неполноценности. Такой ребенок замыкается на своих проблемах, перестает общаться со сверстниками, теряет друзей. Он не может добиться успеха во взрослой жизни, построить карьеру и обрести семью. Преодолеть страх в одиночку — дело сложное. Действовать нужно сообща. Учитель дает полезные советы. Родители, окружив ребенка заботой и вниманием, контролируют его поведение и помогают обрести уверенность в себе. Только согласованное взаимодействие всех заинтересованных сторон, тесный контакт между педагогом, родителями и детьми является залогом успеха.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?