Екатерина Пашкова, 19.09.2018 0

Student-centered classroom, или Организация работы в классе вокруг ученика. Что это такое?


Сегодняшние фгосовские реалии таковы, что обучение должно строиться вокруг ученика, когда ученик автономно и независимо от других сам ставит свои учебные задачи и сам несет ответственность за свое обучение. Наученный такой работе в детстве/юности, такой ученик получает знания, позволяющие ему учиться всю свою жизнь. А это, как мы понимаем, реалии времени: новые профессии приходят и уходят, а пенсионный возраст наступит не скоро. Нужно взять ответственность за свою жизнь обучение на себя и учиться всю жизнь.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

При обучении, строящемся вокруг учителя, именно он является центром класса, выступает активным субъектом деятельности, а ученики пассивно воспринимают передаваемый им объем информации. В обучении, построенном вокруг ученика, активную роль приобретает ученик и решаются его образовательные задачи. То есть роль учителя становится найти такие пути и методы, найти такую информацию, чтобы она исходила от интересов ученика. Учитель становится проводником этой информации к ученику.

Такое обучение помогает ученикам остаться любопытными, формирует стойкий познавательный интерес и дает возможность пронести его через всю жизнь.

Организовать такое обучение, будь то в детском саду, школе или вузе, непросто, особенно если педагог привык работать по старинке, используя традиционные методы обучения. И мы понимаем, что все это классно в теории, пока не стал реализовывать на практике. Но начать можно с отдельных приемов, принципов, каких-то проверенных «фишек», которые можно уже сейчас внедрять в свою работу.

Организуйте класс-сообщество

В традиционной модели обучения учитель говорит, а ученики слушают. Сделайте наоборот: пусть ученики говорят, а вы будете слушать! И вставлять замечания и помогать организовать общение там, где это требуется. Вовлекайте учеников сразу в учебный процесс, давайте возможность взаимодействовать друг с другом, и тогда ученики почувствуют командный дух, чувство общности и сопричастности. Более того, ученики почувствуют, что то, что они делают, то, что для них важно и имеет ценность, стало значимым. Роль учителя в таких интерактивных уроках не быть педагогом, а быть одновременно активатором детей и направлять их деятельность (быть фасилитатором).

Развивайте доверие и коммуникации

Время одиночек кануло в Лету, сегодня в работе требуется коллективная работа над проектом. Обучение, ориентированное вокруг ученика, невозможно без доверия и открытой коммуникации между участниками. Это возможно, когда педагог честен со своими учениками, дает им высказываться и слушает их. Начните выстраивать такие отношения прямо сейчас, в начале учебного года, чтобы ученики понимали, как будут выстраиваться отношения дальше.

В начале каждого учебного года спрашивайте учеников, как бы они хотели, чтобы был организован учебный процесс. Дайте ученикам 15 минут на обсуждение и запишите на доске их предложения. Вы удивитесь, как много правил ученики предложат вам! Возьмите за правила некоторые из них и ученики почувствуют, что их услышали, оценили, что их уважают.

Кстати, этот прием можно использовать не только в начале года, но и в середине. Советуйтесь с учениками, спрашивайте их мнение, выражайте им свое доверие и цените их вклад в общее дело.

Находите пути интегрировать современные технологии в обучение

Обучение вокруг ученика — это про вовлеченность. Вовлекайте учеников в проекты и мероприятия по максимуму, это для них обучение. Сегодня жизнь ребенка крутится вокруг технологий. Разрешите им и приглашайте их использовать технологии для обучения: для презентаций, для взаимодействия и наставничества, для того, чтобы поделиться информацией с другими. Когда дети смогут встроить увлекательные веб-сервисы и приложения в свой учебный процесс, они станут азартны и нетерпеливы до новых учебных проектов и мероприятий.

Когда ученики вовлечены в процесс, в интересные проекты, мероприятия, интересные дискуссии, когда обучение и общение строится на взаимном уважении, у детей остается слишком мало времени на нарушение дисциплины.

Сделайте домашнее задание частью увлекательной учебной деятельности

В традиционном обучении дети делают домашнюю работу, чтобы получить хорошие оценки и лучше усвоить учебный материал. При обучении, построенном на вовлечении, дети делают домашнее задание, потому что хотят продолжить то увлекательное, что начали на уроке.

Многие учителя используют увлекательные задания, основанные на проектных технологиях* (engaging project-based learning, PBL). Что же это на самом деле? Это обучение через решение реальных жизненных задач и получение реальных жизненных решений. Нет, это не супер-увлекательно (если организовано правильно), но ученики проходят полностью все этапы проекта. PBL организовано на мультимедийном подходе, когда для проекта используются интерактивные веб-технологии и сервисы.

Все это позволяет сделать обучение еще более эффективным.

Конструируйте текущие проекты

Один из ключей к развитию класса, ориентированного на учеников и обучающей среды, является постоянное создание проектов. Текущие проекты помогают достигнуть целей обучения практически по любому предмету, если они грамотно сконструированы и внедрены в жизнь.

Разрешите ученикам участвовать в принятии решений

Создания среды обучения, строящейся вокруг ученика, требует опираться на сотрудничество, требует постановки ученика в центр обучающий среды, позволяя ему быть вовлеченным в нахождение ответов на вопросы: ПОЧЕМУ, ЧТО и КАК их учебный опыт будет проходить.

Прежде чем ученики будут готовы вкладывать умственные, эмоциональные и физические усилия, необходимые для реального обучения, они должны знать, ПОЧЕМУ то, что они изучают, имеет отношение к их жизни, ЧТО они реально хотят и в чем НУЖДАЮТСЯ. Объяснение, что ребенку нужно изучать предмет «потому что это требуется для любого ребенка его возраста» или «им нужно изучать его, чтобы сдать ЕГЭ и поступить в институт» не является актуальным для учеников, для них это — не цель, а значит, это не рождает никаких действий, у них нет мотивации реализовывать чуждую им цель. Отсюда скука на уроке и плохая успеваемость.

Ученики должны сами определить учебное содержание. То, что изучается на уроке — это функция от реальных потребностей и интересов учеников, это  результат сотрудничества учеников и учителя. Например, изучая историю, ученики могут решить, что изучение будет строиться в виде игры, где каждый ученик играет роль исторической фигуры. В этом примере не только учащиеся берут на себя ответственность за процесс обучения, но и все учащиеся получают выгоду от решений других учащихся.

Ответ на вопрос КАК обучаться не менее важный, как ЧТО и ПОЧЕМУ. Дети работают с информацией по-разному, имеют разный уровень подготовки и способности, поэтому, предлагая им способы, как они будут учиться, позволит им выбрать тот метод обучения, который будет для них наиболее удобным и эффективным. Более того, ученик почувствует свои вложения в свою учебу, а значит, будет больше заинтересован в результате обучения. Учителям нужно давать на выбор варианты обучения, так, чтобы это соответствовало академическим требованиям и программе.

Дайте ученикам возможность быть лидерами

Давать ученикам возможность — отличный способ разработать среду обучения, ориентированную на учащихся, которая способствует вовлечению, росту и дает ученикам возможность взять на себя ответственность за учебный опыт. Каждый день подумайте о том, чтобы позволить нескольким ученикам взять на себя ответственность за индивидуальную деятельность, даже если деятельность требует навыков и знаний за пределами уровня учеников. Постоянно меняйте лидеров, чтобы каждый ученик получил возможность быть лидером. Чтобы ученик мог подготовиться, вы можете сообщать ему о том, что он будет лидером, накануне.

Вовлеките учеников в оценку эффективности работы

В традиционной системе оценка — это числа, проценты, периодически представляемых в табелях успеваемости, определяемые на контрольных работах и тестах. Эти цифры мало говорят о том, что ученик что-то изучил, и мало что дают в плане полезной обратной связи ребенку, чтобы он мог улучшить свое обучение и достичь мастерства. Учебная среда, ориентированная на учащихся, основана на форме повествовательной обратной связи, которая побуждает детей  продолжать обучение, пока они не продемонстрируют, что они достигли мастерства в предмете. Эта форма обучения, обратной связи и оценки поощряет детей повторно получать задания и работать над проектами до тех пор, пока мастерство не будет достигнуто.

Перевод статьи Becton Loveless, источник.

* Как это по-русски?

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?