Татьяна Шамарина, 08.07.2015 10903 16

Технологический прием "Ромашка" в MS PowerPoint. Подробная инструкция как сделать презентацию с "Ромашкой"


Технологический прием «Ромашка» — один из примеров использования анимации в мультимедийных презентациях. Суть приема в том, что при клике по сердцевине цветка происходит вращение лепестков-заданий и через какое-то время появляется правильный  ответ к очередному лепестку. Данный прием эффективен при устном счете в математике, при заучивании иностранных слов, для применения правил написания приставок, корней и окончаний в русском языке и т.д.


Обсудить статью (уже 16 коммент.)
Опубликовать свой материал

Технологический прием Ромашка в презентации

Технологический прием Ромашка в презентации

Пример использования приема "Ромашка" в презентации

Смотреть презентации, в которых использован прием:

Автор приема "Ромашка" в PP — Беляева Людмила Андреевна, старший преподаватель кафедры немецкого и французского языков Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина.  (автор сайта www.deutschppt.wordpress.com)

Рассмотрим один из способов создания технологического приема «Ромашка» в презентации PowerPoint.

Этап 1. Подготовительная работа

Шаг 1

Нарисуем на слайде круг. Для этого на вкладке Вставка выберем ФигурыОвал. Нажмем на клавиатуре клавишу Shift и, удерживая ее, начертим на слайде фигуру.  (Клавиша Shift позволяет нарисовать круг вместо овала).

Выберем для круга желтые цвета заливки и контура фигуры (это будет сердцевина ромашки).  Клик на фигуре — ФорматЗаливка фигуры — Желтый цвет, Контур фигуры — Желтый цвет.

Шаг 2

Создадим на слайде лепесток ромашки. Для этого нарисуем фигуру Овал (Вставка — Фигуры). Выберем ФорматЗаливка фигуры — белый цвет, Контур фигуры — черный цвет.

Созданный лепесток нужно скопировать и вставить 7 раз. Для этого выделим его, щелкнем по нему правой кнопкой мыши, в контекстном меню выберем копировать. Вставим овал 7 раз (ГлавнаяВставить).

Перенесем один овал в левую часть слайда, а еще один овал — в правую. Выделим 8 овалов на слайде. Для этого выделим первый овал, нажмем на клавиатуре клавишу Ctrl и, удерживая эту клавишу, щелкнем левой кнопкой мыши по остальным семи овалам.

Чтобы было удобно работать с овалами, перейдем на вкладку ФорматВыровнятьВыровнять по верхнему краю, а потом ФорматВыровнятьВыровнять по горизонтали (должна стоять галочка Выровнять выделенные объекты).

Получим овалы, распределенные на слайде.

Шаг 3

Теперь нужно повернуть лепестки ромашки. Первый лепесток оставим без поворота. Второй лепесток нужно повернуть на 45 градусов. Для этого выделим его, ФорматПовернутьДругие параметры поворота — в открывшемся диалоговом окне выбрать угол поворота 45 градусов — ОК.

Примечание

Для примера я выбрала 8 лепестков, чтобы между двумя соседними лепестками было 45 градусов. Если количество лепестков другое, то для вычисления угла поворота разделите 360 градусов на количество лепестков. Каждый последующий угол будет получаться прибавлением к последнему углу поворота угла, полученного при делении 360 на количество лепестков.

Для остальных лепестков точно так же установим углы поворота, указанные на скриншоте. Получим следующее:

Распределим лепестки ромашки вокруг сердцевины (желтого круга). Первый лепесток расположим сверху, остальные по порядку по часовой стрелке.

Лепестки должны располагаться на одинаковом расстоянии как от середины, так и друг от друга.

Шаг 4

Так как в лепестках ромашки будет располагаться текст, установим параметры для него. Для этого выделим все лепестки. На вкладке Главная установим размер, цвет, начертание шрифта, в группе АбзацНаправление текстаПовернуть весь текст на 270 градусов.

Напечатаем в каждом лепестке нужный текст. В качестве примера рассмотрим применение технологического приема на уроке физики при изучении единиц измерения массы. Задание: перевести значения массы в систему СИ (в кг).

Этап 2. Добавляем анимацию к объектам

 Шаг 1

Выделим все лепестки и сгруппируем их. ФорматГруппировать.

Добавим анимацию к группе лепестков. АнимацияДобавить анимациюАнимация выделенияВращение. Чтобы было удобно работать с анимацией, желательно открыть Область анимации.

Перейдем к области анимации. Раскроем список около объекта Группа и выберем Параметры эффектов.

В диалоговом окне Вращение на вкладке Эффект выберем Количество (раскроем список), напротив надписи Другой введем значение угла поворота — 45 и нажмем Enter.

На вкладке Время установим параметры:

  • НачалоПо щелчку;
  • ПереключателиНачать выполнение эффекта при щелчке — выбираем в списке сердцевину ромашки (в данном примере Овал СИ) — ОК.

Таким образом, мы установили на сердцевину ромашки триггер. Теперь при щелчке по ней группа лепестков повернется на угол поворота.

В области анимации получится следующее:

Добавим точно так же еще эффекты анимации для остальных лепестков (еще 7, параметры точно такие же, угол поворота тоже). Всего получится 8 эффектов анимации. Теперь при каждом нажатии на сердцевину цветка (триггер) лепестки будут поворачиваться на заданный угол.

Пример использования технологического приема «Ромашка»

С помощью данного приема можно проводить устный опрос учащихся на время. При этом, после поворота лепестков, через некоторое время (время задается по желанию того, кто настраивает презентацию) будет появляться верный ответ.

Шаг 1

Рассмотрим пример. Для этого рядом с ромашкой поместим знак равенства и прямоугольник. В прямоугольник введем текст «кг». Выровняем текст по правому краю. Ответ будет появляться в левой части прямоугольника.

Для этого примера нужно, чтобы не было анимации на лепестках. Будем создавать ее заново.

Создадим надпись ВставкаФигураНадпись. Введем в нее верный ответ на вопрос на первом лепестке, который получится при первом вращении. В нашем примере лепесток 5 г, ответ 0,005. Установим для надписи параметры шрифта, чтобы она помещалась в прямоугольнике рядом с «кг». Скопируем надпись и вставим ее 7 раз. Введем в другие надписи ответы, которые будут получаться при дальнейшем вращении ромашки.

Шаг 2

Настроим анимацию.

  1. Выделим группу лепестков, добавим анимацию вращения (смотреть первый пример).
  2. Выделим первый ответ, добавим на него анимацию входа, например, Масштабирование.

  1. В области анимации выберем Параметры эффектов.

  1. На вкладке Время установим следующие параметры:
    • НачалоС предыдущим;
    • Задержка — установить нужное количество секунд;
    • ПереключателиНачать выполнение эффекта при щелчке — выбираем сердцевину цветка (Овал СИ).
  2. Нажимаем ОК.
  3. Для первого ответа добавим эффект выхода (чтобы верный ответ исчез и не мешал другим). Для этого выделим первый ответ, выберем Добавить анимацию выхода, например, Растворение. В параметрах эффекта укажем НачалоПо щелчку, ПереключателиНачать выполнение эффекта при щелчке — выбираем сердцевину цветка (Овал СИ).

Создаем анимацию для других ответов:

  • Сначала эффект выделения (Вращение) для лепестков с параметром С предыдущим (Для всех остальных лепестков будет такой параметр)
  • Потом эффект входа для ответа с параметром С предыдущим.
  • Эффект выхода для ответа с параметром По щелчку.

Для всех эффектов анимации будет один общий триггер — сердцевина ромашки.

Шаг 3

Осталось выровнять ответы и перенести их в прямоугольник ответов перед текстом «кг». Для этого выделим все надписи-ответы. Перейдем на вкладку ФорматВыровнятьВыровнять по верхнему краю, а потом ФорматВыровнятьВыровнять по горизонтали (должна стоять галочка Выровнять выделенные объекты).

После выравнивания перенесем все надписи в прямоугольник ответов.

Рекомендация

При создании презентации с использованием технологического приема «Ромашка» не обязательно брать за основу цветок, можно вместо сердцевины создать любой другой объект, который не будет вращаться (например, мельницу, клоуна); вместо лепестков можно вставить другие объекты (например, крылья мельницы, мячи или булавы для жонглирования).

Кратко об авторе:

Шамарина Татьяна НиколаевнаШамарина Татьяна Николаевна — учитель физики, информатики и ИКТ, МКОУ "СОШ", с. Саволенка Юхновского района Калужской области. Автор и преподаватель дистанционных курсов по основам компьютерной грамотности, офисным программам. Автор статей, видеоуроков и разработок.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
10 ljudmilla • 22:10, 12.11.2015
Уважаемая Татьяна! Пожалуйста укажите ссылку на авторство технологического приема РОМАШКА. Автор все таки есть.
С уважением,
Людмила Беляева
www.deutschppt.wordpress.com
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
11 Екатерина_Пашкова • 02:03, 13.11.2015
Я не берусь говорить о первоисточнике и авторстве. Если Вы привели корректную ссылку, большое спасибо! Однако мы готовим некоторые статьи исключительно самостоятельно, но беря в качестве примеров презентации, которые увидели на нашем или других сайтах. Что касается данной статьи, то мы привели скриншоты и ссылки на те презентации, в которых впервые увидели данный прием, увидели название, далее уже посмотрели детально презентации и приложили собственные знания и опыт, и написали статью. Другими источниками не пользовались. Возможно, авторы презентаций пользовались источником, о котором пишете Вы, мы же пользовались другими источниками.
И, учитывая сложность приема и его реализацию, допускаю, что есть множество людей в мире, которые придумали данный прием независимо друг от друга и называют его по-разному. Более того, предполагаю, что это всего лишь "оцифровка" ранее существовавшей бумажной игры-приема, как, например, сорбонка.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
12 Екатерина_Пашкова • 02:09, 13.11.2015
Сейчас зашла на Ваш сайт, нашла статью про "Ромашку". Статья опубликована в 2012 г. Верю, что Вы придумали реализацию упрощенного приема ТРКМ "Ромашка", в Google до 2011 г. на публикаций с таким названием нет. Отличная идея! Снимаю шляпу.
Сайт Ваш вижу впервые. Для меня источниками были презентации, на которые даны ссылки. Видимо, Ваши идеи очень понравились людям, поэтому есть очень много презентаций на их основе и сайтов, мастер-классов и учебных курсов по тех.приемам, возможно, и в детских компьютерных и браузерных играх применяется данный способ проверки заданий.
Автор обсуждаемой статьи не я, возможно, Татьяна Николаевна даст Вам свой комментарий. Я предложила Татьяне Николаевне идею, выслав ссылки на презентации.
И Татьяна Николаевна написала отличную, подробную статью с личными комментариями и личным опытом создания презентации-ромашки. Татьяна Николаевна — автор статьи, а Вы — приема. Можете указать свои ФИО полностью, мы с удовольствием укажем в статье.
Еще добавлю: возможно, что по ppt видела какой-то немецкий сайт с автором с немецкой фамилией, у нас на сайте также есть презентации, которые используют шаблоны с того сайта - например, для тестов (это не точно, нужно уточнять дополнительно).
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
13 ljudmilla • 19:10, 13.11.2015
Добрый вечер, Екатерина!
Спасибо за оперативную реакцию. Этот случай не первый, с которым я столкнулась в сети Интернет. И мастерклассы проводили по моим приемам и упражнениям и многое другое и в очень редких случаях были ссылки (без фамилии). Я всегда очень осторожно отношусь к авторскому праву и всегда спрашиваю разрешения у автора на любую публикацию. Мне такие вопросы никто не задавал.Видимо у наших людей эта культура еще не очень развита.
Я не прошу никаких вознаграждений за идеи, но не указать даже ссылки - это не очень красиво. Я имею ввиду и другие случаи. Я конечно допускаю, что идея создания РОМАШКИ могла прийти в голову любому креативному человеку. НО в статье это называется "технологический прием".
Меня зовут Беляева Людмила Андреевна, я старший преподаватель кафедры немецкого и французского языков Сыктывкарского государственного университета им.Питирима Сорокина.
Все материалы, которые я выкладываю у себя на сайте, опубликованы в пособии. Сейчас я работаю над вторым пособием и не хочу неприятных сюрпризов.
С уважением к Вашему сайту.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
14 ljudmilla • 19:13, 13.11.2015
А это ссылка и на мельницу {ссылка удалена, т.к. очень длинная}.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
15 ljudmilla • 19:15, 13.11.2015
И еще комментарий одной из учительниц:
"Людмила Андреевна, нашла Ваш сайт и решила написать Вам здесь ответ. Дело в том, что когда на МК я училась этому приему не было указано на автора. В таком положении не я одна. Нашла ОЧЕНЬ много описаний Вашего приема, но нет в них упоминаний об авторстве, к сожалению…
Я обязательно укажу в своих работах автора. Спасибо."
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
16 Екатерина_Пашкова • 19:33, 13.11.2015
Этот комментарий я видела. По-моему, Вам нужно обратить на это внимание тоже. Указать на всех страницах своего сайта, в каждой статье Автора. И указать условия распространения материала. Конечно, без ведома автора использовать его материалы нельзя, но предложить, что автор именно Вы, достаточно трудно. Повторюсь, Ваши идеи настолько популярны, что первоисточник узнать очень трудно. Это не от бескультурья нашего, к которому Вы ссылаетесь, а от того, что мы использовали другие источники и на них ссылки привели.
Очень хорошо, что теперь мы с Вами знакомы, увидели Ваш сайт и теперь можем указать Вас как автора.
И по поводу фразы "технологический прием". В моем понимании имеется в виду "технологический прием Ромашка - один из приемов ТРКМ", о котором была речь и до 2011 г. Но он не совпадает полностью с Вашим алгоритмом вращения лепестков вокруг сердцевины, поэтому я бы предложила называть это не "технологический прием", а "алгоритм проверки знаний", "тип задания" (как, например, в тестах - вопросы с открытом ответом, с выбором ответа и т.д.). Но фраза "технологический прием" очень прижилась, используется во многих статьях, курсах и мастер-классах, поэтому и на своем сайте мы используем именно эту фразу.
Вас как автора идеи мы указали в статье. Если на нашем сайте есть еще какие-то материалы, где Вы считаете, что Вы также являетесь автором идеи, пишите, пожалуйста, рассмотрим.
На мой взгляд, Татьяна Николаевна представила хорошую авторскую интерпретацию и статью.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
5 GalinchikKZ • 14:58, 20.07.2015
Доброго времени суток! Спасибо большое Татьяна!, за предоставленный материал. Взяла в свою копилку. Очень полезный материал, доступный.
avatar
8 Татьяна83 • 14:57, 04.08.2015
Спасибо за отзыв!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 milatixonjva • 13:51, 18.07.2015
Татьяна, огромная благодарность за понятную и подробную инструкцию. Обязательно попробую. Успехов!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 Татьяна83 • 16:59, 18.07.2015
Людмила Владимировна, спасибо за Ваше мнение. Для меня важно, чтобы материал был понятен и полезен.
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
1 Sle07 • 01:02, 11.07.2015
Часто делаю презентации, но с таким приемом создания не была знакома. Очень понятная инструкция. Обязательно попробую освоить и буду использовать этот в своей работе. Спасибо.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 Татьяна83 • 14:40, 17.07.2015
Спасибо за отзыв!
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
6 Сакура2 • 15:13, 26.07.2015
Приятно увидеть в качестве образцов две свои работы, я очень рада! В своё время пришлось поломать голову над созданием "Ромашки", жаль, что тогда не было Вашей инструкции. Уверена, что она многим поможет в создании пособий для детей.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
7 Татьяна83 • 14:18, 29.07.2015
Виктория Григорьевна, спасибо! Ваши работы - отличный пример использования этого приема при создании презентаций.
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
9 Екатерина_Пашкова • 11:41, 24.08.2015
Согласна! Работы отличные, не рекомендовать их в качестве примера было бы неправильно. Собственно, мне становится известно о новых приемах создания презентаций (и о приеме "Ромашка" в том числе) по работам пользователей нашего сайта.
Всегда рады опубликовать Ваши работы. А на интерактивные презентации мы теперь выдаем электронные свидетельства бесплатно. Вот инструкция по публикации: http://pedsovet.su/publ/120-1-0-5578