Ольга Анатольевна Орлова, 26.04.2014 0

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Бесценным достоянием не только каждого человека, но и всего общества является здоровье. За последние годы наблюдается катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

«Здоровье — это главное жизненное благо»
Януш Корчак (Эрш Хенрик Гольдшмидт)

Улучшение здоровья детей является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества, поэтому забота о сохранении здоровья учащихся — важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка.

Целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни.

Отсюда возникают основные задачи:

  • обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
  • снижение уровня заболеваемости учащихся;
  • сохранение работоспособности на уроках;
  • формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни
  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии — регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало-конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ)

  • профилактическим методикам:
    • оздоровительная гимнастика, пальцевая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, самомассаж;
    • простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
    • привитие детям элементарных навыков (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.);
    • через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития с использованием физминуток и подвижных перемен;
    • проветривания и влажной уборки помещений;
    • ароматерапии, витаминотерапии;
    • чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью);
    • через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры,);
    • массовых оздоровительных мероприятий (спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии);
  • а также в работе с семьей (пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий в родительском лектории);
  • в работе с педагогическим коллективом (обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения).

Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение:

  • направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся;
  • опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации);
  • приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных достижений;
  • достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?