Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа


Современные требования рыночной экономики к выпускникам средних и высших профессиональных учебных заведений вносят существенные коррективы в учебный процесс. Знания по специальности не являются единственной компетенцией, востребованной на рынке труда.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Важны и другие компетенции:

  • аналитическое мышление
  • умение вести переговоры
  • быстро осваивать новую информацию
  • работать в стрессовой ситуации
  • работать в группе
  • гибкость и адаптивность
  • поиск знаний
  • обмен знаниями
  • быстрая инновационная перестройка своей деятельности
  • и др.

Возникает необходимость сформировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности студентов, то есть те ключевые компетенции, которые и определяют современное качество содержания образования. Можно разработать планы преобразования процесса обучения, приобрести современные технические средства, но все окажется напрасным, если студенты не захотят учиться с полной самоотдачей.

Использование различных развивающих образовательных технологий с ориентацией на формирование исследовательских умений у обучающихся способствуют развитию познавательных способностей, усиливают мотивацию к получению образования, позволяют учреждениям профессионального образования готовить конкурентноспособных выпускников, с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом, умеющих творчески мыслить. На каждом этапе образовательного процесса должны формироваться ключевые образовательные компетенции.

Учебно-познавательные компетенции играют большую роль для формирования высококвалифицированных специалистов, так как они обеспечивают профессиональную мобильность выпускников учебных заведений, которые при необходимости могут поменять специальность и сферу своей профессиональной деятельности. Таким образом, учебно-познавательные компетенции — это фактор социальной конкурентоспособности. Формирование и развитие мотивации учебно-познавательной деятельности происходит на этапе перехода от системы внешнего управления к самоуправлению и самоорганизации. В процессе обучения увеличивается способность студентов к самостоятельной творческой деятельности и резко снижается необходимость передачи знаний преподавателем.

Одним из перспективных методов решения этой проблемы являются проблемно-деловые и ролевые игры, ориентированные на развитие творческих способностей, творческой индивидуальности и творчески-познавательной активности. Игры стимулируют познавательную активность студентов, способность к критическому и аналитическому мышлению, рациональной и ответственной дискуссии, вырабатываются коммуникативные навыки, умение отстаивать свою позицию.

Работая с заданиями, составленными в форме игры, студенты повторяют то, что уже изучили, проверяют свои способности, анализируют, систематизируют накопленный опыт и делают обобщения и выводы.

В нашем педагогическом колледже накоплен огромный опыт использования различных по уровню и содержанию деловых игр в учебном и воспитательном процессе. Все они направлены на коллективный поиск решения проблемы, выявление различных точек зрения, интеграцию профессионального и личностного опыта студентов под руководством преподавателей.

Совершенствование профессиональной компетентности участников посредством инновационных форм работы повышают мотивацию к обучению, так как студенты осуществляют активную творческую и коллективную деятельность. Рефлексия позволяет каждому участнику самостоятельно определить свою роль и место в коллективной мыслительной деятельности, сформировать индивидуальную и групповую ответственность за внедрение результатов игры а практику.

Сложившаяся в колледже система организации учебно-воспитательного процесса, создание инновационной среды направлена на обеспечение условий саморазвития, самореализации и личностного роста студентов.

Студенты нового набора начинают обучение с «нулевого цикла», в котором реализуется программа их адаптации; происходит погружение в изучение дисциплины «Введение в специальность»; студенты старших курсов проводят тренинги общения, осуществляют диагностику профессиональной мотивации, уровня сформированности общеучебных компетенций, навыков самостоятельной и познавательной деятельности. Совместная студенческая деятельность обеспечивает возможность проявить себя, определить траекторию личностного роста.

Организация образовательного процесса сопровождается использованием современных технологий:

  • исследовательский метод
  • метод проектов
  • проблемное обучение
  • и др.

Исследовательская деятельность студентов выступает как важный элемент технологий активного обучения. Обучение исследовательским навыкам проходит на лекциях, семинарских занятиях с использованием следующих заданий:

  • информационные: подбор, обработка и представление информации, полученной из литературных источников; обобщение информации, ее систематизация;
  •  проблемные: классификация и подбор задач; составление задач и их решение;
  •  экспериментальные: решение экспериментальных задач, проведение эксперимента и его иллюстрация на практике.

Студентам предлагаются и фрагментарные учебно-исследовательские занятия:

  • подбор литературы по теме занятия;
  • чтение отрывков из научной литературы с критическим анализом текста и предложением своих вариантов решения проблем;
  • дискуссии по проблемам;
  • планирование и составление выступлений по определенной теме;
  • конспектирование научной статьи с использованием схем и таблиц;
  • оформление результатов исследования в форме отчета, схем, таблиц.

Исследовательская деятельность позволяет эффективно использовать все виды самостоятельной работы студентов с охватом межпредметных и внутрипредметных связей. Обеспечивает информативность и системность учебного материала, индивидуализирует обучение, воспитывает у студентов потребность в непрерывном самообразовании. Логическим завершением исследовательской деятельности является защита выпускной квалификационной работы в рамках итоговой аттестации.

Важное значение в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов, играет внеаудиторная деятельность, которая ориентирована на закрепление теоретических знаний, создания условий для личностного роста, самореализации студентов. Работа кружков, секций, проведение профессиональных конкурсов представляют для будущих учителей, воспитателей, социальных педагогов возможность демонстрировать способность к профессиональной деятельности, оценивать уровень сформированности их общекультурной и профессиональной компетентности. Участие студентов в конкурсах творческих работ позволяет им вести научно обоснованную полемику, обобщать материал, лаконично излагать свои мысли, развивать перцептивные и рефлексивные способности. Студенты включаются в проектную работу, что находит отражение в их самостоятельной практической деятельности. Опыт показывает, что приобретенные студентами навыки творческой исследовательской работы помогают им быстрее адаптироваться в профессиональной среде, быть конкурентоспособным в новых экономических условиях.

Задачи современного образования неразрывно связаны с формированием профессиональной компетентности студентов в контексте культуры. Обеспечение международного стандарта образования требует включения культурологических аспектов в содержание обучения. Обществу потребуются люди с глобальным мышлением, умеющие налаживать международные профессиональные и культурные контакты, обладающие высоким уровнем социальной и культурной компетенцией толерантности, владеющие высокой коммуникативной и профессиональной культурой.

Процесс формирования профессионально-культурной компетентности студентов происходит на всех этапах подготовки специалиста — от диагностики уровня развития студентов на первых курсах до оценки качества подготовки выпускников и профессиональной компетентности специалистов. При формировании общекультурных компетенций в процессе освоения дисциплин базового и расширенного уровня, межпредметные связи предметов лингвистического цикла способствуют формированию профессиональных компетенций, таких, как навыки пользования профессиональными словарями, владение профессионально ориентированными языковыми структурами, лексическим минимумом для чтения, перевода и аннотирования профессионально направленных иностранных текстов. В процессе изучения социально-гуманитарного блока на основе межпредметных связей, целостного подхода к организации обучения и воспитания у студентов формируются соответствующие профессиональные, интеллектуальные и языковые умения, приходит осознание влияния культуры, науки, экономики на профессиональные умения, компетентность в области отечественной профессиональной культуры и профессиональной культуры других стран.

Показателем сформированности профессионально-культурной компетентности студента является умение прогнозировать развитие собственной профессионально-культурной компетентности. Уровень профессионально-культурной компетентности выпускника рассматривается как основополагающий для эффективной профессиональной деятельности и проектирования дальнейшего профессионального роста.

Образование — это всегда преобразование. Содержание образования, основанное на компетенциях, является основанием взаимодействия участников педагогического процесса, в котором меняется роль преподавателя. Он становится организатором обучающей среды. Через понимание студента и диалог с ним, преподаватель включает себя в его культуру как соавтор. «В обучении учатся оба, создавая друг друга» — кредо компетентного преподавателя. В совместной деятельности каждый достигает своей цели: выпускник станет специалистом, востребованным на рынке труда, а преподаватель будет морально удовлетворен результатами своего труда.

Литература:

  1. Аношкина В.А. Инновационно-личностно-ориентированные образовательные технологии. Ростов н/Д., 2001
  2. Горячев А.В. Проектная деятельность в Образовательной системе. М., 2004
  3. Кармаев А.Г. Инновационные процессы в образовании. М., 2000
  4. Щуркова Н.Е. Новые подходы и новые технологии. М., 1998

Об авторах:

  • Мирошниченко Ольга Валентиновна, преподаватель французского и немецкого языков Азовского филиала ГБОУ СПО РО Донского педагогического колледжа.
  • Новопашина Светлана Ивановна, преподаватель изобразительного искусства Азовского филиала ГБОУ СПО РО Донского педагогического колледжа.

Фото: Екатерина Пашкова.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: