Елена Созонова, 09.01.2015 900 0

Где они, герои нашего времени?


Бальзак утверждал: «Успех одного отважного человека побуждает к рвению и мужеству целое поколение». Образы и суждения героев сопровождали человека всю оставшуюся жизнь. Оттуда и живут в нас до смерти не всегда осознаваемые жизненные установки: «Один за всех и все за одного», «Сам погибай, а товарища выручай», «Кто, если не ты?». А если эти установки живут в человеке, значит, они его строят, поддерживают, направляют.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Все мы в свое время росли с именами Дмитрия Донского и Александра Невского, Ивана Сусанина и Александра Матросова. Все мы вдохнули в себя трудовой энтузиазм челюскинцев, стахановцев, ткачих Виноградовых. Но сегодня этих героев в учебниках нет. Вместо них — зияющий провал. Говорят, что это были мифы. Но мифы были высоки, в их основание были положены сотни и тысячи горячих голов и сердец, поэтому в них верили,  и  эта вера помогала людям жить.

В Удмуртии много героев как Великой Отечественной войны, так и героев современных «горячих точек»: это Борин Сергей Николаевич, Закиров Ильфат Индулисович, Ушаков Антон Борисович, Чуркин Михаил Ксенофонтович, Чухванцев Валерий Николаевич,  Курягин Юрий Герасимович и другие, погибшие в боях. Им присвоены высокие звания Героев Российской Федерации. Имя Ильфата Закирова носит улица в Ижевске. Истории их подвигов  мы изучаем в рамках т.н. «проектной деятельности».  Но очень редко мы слышим о героях  нашего мирного времени: майор Солнечников, закрывший своей грудью осколки боевой гранаты и сохранивший жизни десятка молодых солдат. По удмуртскому телевидению показывают изредка  сюжеты: из горящей избы сельский паренек вынес пять человек, старшеклассник вытащил из полыньи тонущую девочку и другие.

А герои есть, большие и малые. Они рядом, но не о каждом из них спешат сообщить наши СМИ. И потому ответственному классному руководителю, главному духовному наставнику школьника, остается одно — искать героев самому в окружающей его пестрой и неоднозначной действительности. Раньше государство ему помогало. Когда уроженка города Глазова, бортпроводница Надежда Курченко, погибла,  встав на пути бандитов, вознамерившихся угнать самолет за границу, об этом писала советская пресса, телевидение, радио. Имя Надежды Курченко присвоено одному из пиков Гиссарского хребта, танкеру и астероиду. В ее день рождения во всех школах проводились открытые уроки. Но ведь для этого нужно время, нужны усилия, энергия и желание педагога. К сожалению, наше время сегодня занято другими заботами: бумагами, отчетами, заполнением журналов в двойной, бумажной и электронной, форме и т.д.

И потому опросы  школьников и студентов, аудитории,  которая в силу возраста нуждается в эталонах, показывают, что их представления о кумирах (бледная замена слова «герой») черпаются из других источников. Не из большой литературы, не из злободневной публицистики, даже не из новостных программ телевидения, тем более не от педагога, а из интернета. По опросам ВЦИОМ, более половины россиян своими кумирами считают олигархов, представителей "золотой молодежи", поп-звезд. Эта новая система ценностей выбрана даже не подростками, а людьми в возрасте от 18 до 45 лет со средним и высшим образованием. Но ведь это вчерашние школьники?! Те качества, на которые общество должно ориентировать свою молодежь и которые новый образовательный стандарт провозглашает как базовые национальные ценности: трудолюбие, патриотизм, гражданственность, верность товарищам,  образование, семья, — сегодня в шкале ценностей набирают от 3 до 8 баллов. А совесть (центр большинства шедевров русской классики) — всего лишь 2 балла. Потому что осложняет жизнь и мешает подниматься вверх по социальной лестнице. В почете цинизм и агрессивность — 40 и 50 баллов (Аргументы и факты . — 2004.  — № 32. — с. 4).

А что есть в учебниках литературы? В них живут герои XIX века. Но взглянем на них глазами молодого человека века нашего: бездельник Онегин, убийца Печорин, демагог Чацкий, лентяй Обломов. Каждая эпоха не только рождает своих героев, но и  по-своему их интерпретирует. Но в названных героях, на самом деле, много всего: общечеловеческого и национального, сиюминутного и вечного. И потому сегодня в классической литературе я стараюсь открывать другие, созвучные времени духовные пласты: пушкинское благородство в любви, тургеневскую проблему отцов и детей, толстовскую жажду поисков душевного «мира», чеховскую тоску по человеку, который может не поддаться окружающей его пошлости или власти замасленной денежной купюры. Молодой человек должен знать,  что истинно духовная и героическая личность — это личность, способная отдавать себя другим, не требуя за это платы и благодарности посторонних.

К сожалению, профессия педагога сегодня потеряла ореол особой миссии,  высокого гражданского призвания. И это печально. Но нужно помнить, что мы, педагоги, смотрим в глаза не учеников, мы смотрим в глаза новому поколению, с которыми наши дети будут жить и работать, а мы — доживать свою старость и не бояться выходить на улицу. А в этих глазах вечный вопрос молодого человека: что такое честь, совесть, стыд, достоинство, справедливость, гордость? И молодой человек на эти вопросы должен найти ответ…

Об авторе: Созонова Елена Аркадьевна, учитель высшей категории, преподаватель литературы СПО ИПЭК, г. Ижевск, Удмуртия. Статья прислана по эл. почте 12.12.14. Фото: Е. Пашкова.

 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: