Духовно-нравственное воспитание детей на занятиях ансамбля «Купаленка»

olga_rebrova@bk.ru

Возрождение национального самосознания приобретает в настоящее время особую актуальность. Родная культура, как образ матери, должна быть неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Народная культура, фольклор – это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о красоте и любви, об известных проблемах борьбы добра и зла, света и тьмы. Эти знания содержат понятия о необходимости вдумчивого и бережного отношения к окружающему миру, о творческой активности, позволяющей сохранить имеющиеся духовно-нравственные ценности и на их основе непрерывно создавать новые.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Перед дополнительным образованием и педагогом стоит задача помочь воспитаннику сформировать интерес к миру традиционной русской культуры. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Большое внимание этой проблеме уделяется в МБОУ ДОД ЦВР «Планета взросления» г. Хабаровска. Занятия в народном ансамбле «Купаленка», под руководством педагога Самусь Светланы Андреевны, ориентированы на творческие потребности, интересы и потенциальные возможности детей, включая широкий спектр видов и сфер практической деятельности фольклорного творчества и создание условий для нравственного самоопределения учащихся.

«Создание ситуации успеха для каждого ребенка», - вот девиз, под которым работает Светлана Андреевна. На своих занятиях педагог помогает детям обрести уверенность в своих силах и способностях, развивая нравственную культуру каждого воспитанника. Организация педагогического процесса на занятиях в народном ансамбле строится с опорой на следующие принципы:
  •  Принцип воспитывающего обучения, который предполагает уважительное отношение к личности обучаемого и одновременно разумную требовательность к нему;
  •  Принцип доступности обучения, определяющий построение учебного процесса таким образом, чтобы у детей появилось желание преодолеть трудности и пережить радость успеха, достижения;
  •  Принцип сознательности и активности, который основывается на формировании у воспитанников мотивации, внутренней потребности к необходимости изучения того или иного материала, устойчивом интересе к изучаемому материалу;
  •  Принцип «интеграции». Данный принцип обучения позволяет педагогу использовать на занятии по фольклору несколько видов жанров одновременно:
    •  вокальное мастерство;
    •  ансамблевое многоголосье;
    •  элементы русского народного танца;
    •  элементы актерского мастерства;
    •  обучение игре на народных инструментах;
    •  посещение концертов, выставок, музеев, связанных с русской культурой и фольклором;
    •  знакомство с народными промыслами;
    •  изучение народного календаря и обрядов.
  •  Принцип индивидуального подхода, когда ребенок добивается максимального успеха при обнаружении его собственных моделей учения, т.е. наиболее эффективных именно для него;
  •  Принцип наглядности, который предполагает использование на занятиях технических средств, демонстрация кино – и видеофильмов и других средств наглядности.
Духовно-нравственное воспитание детей на занятиях ансамбля «Купаленка» реализуется через:
  •  активное сотрудничество, сотворчество детей и педагога;
  •  активное диалоговое общение;
  •  мотивацию учащихся на исследовательскую, творческую деятельность;
  •  формирование социального успеха (участие в конкурсах, фестивалях и т.д.).
С момента прихода ребенка в ансамбль начинается его психолого-педагогическое сопровождение. Это сопровождение заключается в создании благоприятного морально-психологического климата. Используется дифференцированный подход. Применяется индивидуальное и групповое обучение.

Почти за двадцать лет своего существования коллективом «Купаленка» был накоплен опыт создания образовательной и социокультурной среды, в которой ребенок становится причастен к гармонии духа, таящейся в звуках музыки, творческом общении, в единении с педагогом-наставником и сотоварищами. Концерты, исполнительская деятельность, театрализованные народные праздники, участие в ежегодных фестивалях, все это способствует единению коллектива. Традиция преемственности – основная в ансамбле. Она продолжается в наставничестве старших над новичками. Репетиционный процесс, разучивание партитур, подготовка к выступлению, дружеская опека во всем.

Одной из традиционных форм является проведение открытых занятий для родителей. Такие занятия позволяют с одной стороны обеспечить открытость и доступность образовательного процесса, с другой стороны продемонстрировать новые грани и способности детей, о которых не всегда знают родители. Особой традицией являются постановки театрализованных народных праздников и обрядов. Сценарии, разработка проектов и создание презентаций, постановка, декорации, костюмы – все это совместный труд детей и родителей, для которых само действо это яркий и захватывающий праздник.

К традициям относится тесная творческая и эмоциональная связь с выпускниками. Это и приглашение солистов, и совместные поездки, экскурсии, и встречи с выпускниками, и помощь в организации концертов, постановок. Таким образом, вся деятельность ансамбля «Купаленка» направлена на развитие духовно-нравственного воспитания учащихся. Своими выступлениями, обрядами, ансамбль воспитывает у зрителей чувство любви к Отечеству, родному краю, развивает нравственность, пропагандирует народные песни, возрождает культуру, традиции своего народа.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: