Работа с учеником — проблемы, поиск, результаты


В связи с социально-экономическими проблемами, усилением миграционных процессов в государстве, всё острее ощущается потребность в педагогах, способных организовать и направить послеурочную коллективную деятельность детей и подростков.
 
В число первоочередных задач выдвигается формирование педагогической системы, которая включала бы в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение в рамках общеобразовательного учреждения, обеспечивала более полное всестороннее развитие личности каждого ребёнка, формирование его самостоятельности, ответственности, гражданского становления.

Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Самостоятельность начинается с подражания. А подражательная деятельность, активная потребность имитировать, копировать есть не что иное, как возрастной признак и особенность младших школьников. Подражая, ребёнок накапливает необходимый жизненный опыт. Очень скоро всё увиденное и услышанное преобразуется благодаря подражанию в их поведение, в котором, как в зеркале, мы увидим себя.
 
Но подражание младшего школьника - неосознанная, как правило, деятельность, и увидеть её легче всего в игре.

Чтобы скоротать пасмурные осенние вечера, я предлагала детям ролевые игры, причём выбор роли предоставлялся на их усмотрение. Здесь-то я и подметила, насколько развита у ребят потребность подражать (и одновременно импровизировать), используя такие впечатления и наблюдения, которые мы, взрослые, зачастую пропускаем мимо глаз и ушей.

Если самостоятельность начинается с подражания, то и уроки самостоятельности должны начинаться с подражания. В группе продлённого дня автор таких уроков, разумеется, воспитатель. Уроки подражания - это прежде всего повседневное поведение воспитателя, его стиль общения с детьми, в котором необходимо сочетание доброты, мягкости и воли, уверенности в своих силах. Уроки подражания - это уроки культуры общения. Без неё нельзя, потому что детям в группе вместе жить и действовать, потому что группа - будущий коллектив.

В этом году у меня в группе первоклассники. Первая четверть позади. Самый тяжелый и сложный период первого года, дающий направление, куда, зачем и как двигаться и действовать, относительно благополучно прожит. Ребята адаптировались к условиям группы, они освоились, овладели новыми видами деятельности и отношениями. Не все, разумеется, одинаково, но в общем-то привыкли и к моим требованиям, и ко мне. И все уже достаточно устали. Устали от учения, от однообразия школьной обстановки, друг от друга и т.д. Было бы наивно полагать, что группа продлённого дня способна вполне заменить семью, а воспитатель - маму или бабушку, хотя стремиться к этому надо. Вследствие усталости и нетерпеливого ожидания осенних каникул у ребят несколько притупилось восприятие.

Да, трудно моим ребятам. Трудно, потому что в школе они проводят в два раза больше времени активной жизни, чем дома. И это времяпровождение сопряжено для них с колоссальными затратами энергии, запасы которой воссоздаются и расходуются каждым ребёнком индивидуально. Поэтому и организм каждого ребёнка приспосабливается к непривычным условиям по-своему. У одних заметна потребность в активной деятельности, играх, движениях. Другие же, что на первый взгляд странно, могут подолгу и неподвижно сидеть.

В такой ситуации необходимо чередование видов деятельности и переключения детей с одного вида на другой. Переключение - это прежде всего предоставление детям возможности отдохнуть, а то и взглянуть на своё занятие со стороны. Взять ту же самоподготовку. О методике её проведения написано немало, но что-то не доводилось пока прочесть о том, как, учитывая физиологические особенности младших школьников, стимулировать их умственную деятельность. На сегодня самый распространенный способ - так называемая физкультминутка. Но, физкультминутка, минимально стимулируя умственную деятельность не даёт необходимого эффекта переключения. И это прекрасно видно по глазам детей, когда они приседают или разводят руками, мысли их по-прежнему в книжках и тетрадках. А вот, скажем, к месту прозвучавшая шутка или короткий, но интересный разговор - это уже своеобразный "допинг", бояться которого не стоит, потому что лучше пять минут потратить на установление в группе тишины, чем битый час - на объяснение и решение задачки, понять которую уже не под силу заторможенным от переутомления детям.

Возвращаясь к проблеме переключения, отмечу, что таковая возникает не только на самоподготовке. С каждым месяцем жизнь группы становится разнообразнее, но и распорядок дня мы должны выполнять. Как же совместить распорядок дня с разнообразием дня? Как уложить многоразовые чередования видов деятельности в режимные рамки? Признаться, эти вопросы мне долго не давали покоя, но всё же постепенно я убеждалась, что стремиться к выполнению распорядка дня по всем пунктам нет смысла. Есть лишь несколько режимных моментов, которые требуют учёта времени. В остальных же случаях необходимо считаться с рядом прочих факторов, начиная с погоды и кончая настроением ребят.

Остановлюсь ещё на одной проблеме, так сказать, "утешительное" средство. Хвалить или ругать? Не реагировать? Поощрять или наказывать? Видимо, эти "вечные" проблемы всегда будут остро стоять в школе и семье. Я не могу однозначно ответить на вопрос можно ли воспитывать детей совсем без наказаний? В семье, если это делать на идеальном высокопрофессиональном уровне с первых дней жизни младенца, вероятно, можно. В школе же - чисто теоретически. Но даже если представить "теоретического" ребёнка, воспитанного таким образом и в семье, и в школе (хотя шансов на это в школе практически нет - слишком неоднородны детские группы), то, по правде говоря его жизни в обществе - к сожалению, пока весьма далёком от совершенства - не позавидуешь. То услышишь жутковатый рассказ, как учительница дерёт уши непослушным детям, таскает их за волосы, бьёт лбом об стенку... То прочтёшь, как мать до полусмерти запарывает по вечерам ничем вроде бы не провинившегося сына. И чем больше об этом слышишь, тем крепче убеждение: и поощрения, и наказания необходимы.
Поощрения и наказания - это своего рода "микроэлементы", дозировка которых должна быть минимальна и умеренна. Наказание, кроме того, призвано выполнять роль своеобразного тормоза. Поэтому воспитание без наказаний - это, образно говоря, та же машина без тормозов. Однако взрослым, чтобы правильно воспитывать, также необходимо иметь эти самые тормоза и уметь ими пользоваться - вовремя останавливаться и не превращать наказание в расправу или издевательство над детьми.

Одна из важнейших проблем - это взаимоотношения школы и семьи. Взаимоотношения школы и семьи достаточно сложны, противоречивы, многообразны, а порой весьма натянуты, и особенно это проявляется в продленном дне.

Бесспорно, трудно представить воспитателя, у которого всегда были бы ровные, гладкие отношения со всеми родителями, поскольку различие взглядов школы и семьи на ряд педагогических проблем так же неизбежно, как отличие условий группы продлённого дня от домашних. Практика последних лет настораживает: разногласия по вопросам жизни детей в продленном дне всё чаще перерастают в напряжённые и трудноразрешимые конфликты между родителями и воспитателями.
Время от времени группа чем-то напоминает проходной двор. У ребят каждый день новости: то приехала бабушка, то мама на больничном, того сестра забирает после обеда, а тому надо на секцию или музыкальную школу. Состав группы от этого становится нестабильным. Что может быть хуже для коллектива, особенно на начальном этапе его становления! У ребят то и дело меняется распорядок дня, им трудно часто переключаться с домашних условий на школьные, а это, в свою очередь, влияет на их поведение, на дисциплину и порядок в группе. У детей, приходящих эпизодически, ломаются установки, привычки, отношения, что крайне осложняет и их жизнь на продлёнке, и мою работу. Как ни жаль, но в этом деле немалая "заслуга" родителей.
Вывод можно сделать однозначный: "приходящий" ребёнок слишком далёк от интересов группы, чтобы стать её полноценным членом. Хотя для многих родителей продлёнка превратилась в своеобразную "камеру хранения", куда удобно и безопасно на необходимое время "сдавать" ребёнка. На то, что избавляет родителей от части своих проблем, воспитателю создаёт немалые трудности в работе. А могло бы быть иначе, если бы родители, проявив терпение и мудрость, прислушались к советам и пожеланиям воспитателей. Если интересы группы не противопоставляли личным прихотям.

Да, непросто налаживать отношения с родителями. Родителям трудно заглянуть дальше своих личных интересов. Они не видят и не знают жизни группы, в целом, не видят своих детей в этой жизни, не понимают их роли в коллективе. Возможно, потому встречаясь со мной, родители обычно спрашивают, как занимаются, как ведут себя их дети, но никогда не интересуются, как складываются их отношения в группе, каковы их симпатии, удаются ли им совместные дела, совместная жизнь.
 
А жизнь на продлёнке идёт тем не менее своим чередом. Хочется верить, что педагогический опыт, накопленный воспитателями-практиками, получит заслуженное признание и станет предметом изучения, анализа и обобщения с целью широкомасштабного использования.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: