Кирюшкина Татьяна Ивановна, 15.10.2013 0

Сберечь здоровье — задача урока. О важности здоровьесберегающих технологий в школе


Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе изменили мотивацию образовательной деятельности детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. Поэтому проблемы сохранения здоровья детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро - в образовательной.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Здоровьесберегающие образовательные технологии

В современном уроке особая роль отводится здоровьесберегающим технологиям. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это знакомые большинству педагогов психолого-педагогические приемы и методы работы, технологий, подходов реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся. Особенно эффективно применение здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало, конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы. Они выступают в органичном единстве, образуя систему, в которою входят общеметодические и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

Общеметодические принципы здоровьесберегающих образовательных технологий

  • Принцип сознательной активности;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип систематичности;
  • Принцип повторения;
  • Принцип доступности и индивидуализации (опора на индивидуальные особенности ребенка, педагог планирует и прогнозирует его здоровье);
  • Принцип оздоровительной направленности – решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения;
  • Принцип активного обучения заключается в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (игровые технологии);
  • Принцип связи теории с практикой – призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию и укреплению здоровья на практике.

Методы здоровьесберегающих образовательных технологий

Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются 2 группы методов:

Специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех процессах обучения и воспитания).

Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

На основе существующей педагогической практике можно выделить следующие методы: рассказ, демонстрация, видеометод, упражнение, наглядность, познавательная игра, обучающий контроль, игровой метод, соревновательный метод, беседа, активный метод обучения, воспитательные и образовательные программы.

Одним из методов здоровьесберегающей педагогики можно считать ведение специального дневника здоровья, в котором ежедневно ученик будет приучаться записывать результаты самонаблюдений за своим здоровьем.

Эти технологии можно использовать как средство сохраняющее здоровье школьников, повышение их работоспособности на знаниях физической культуры.

Наряду с главными задачами урока: физического развития и совершенствования учащихся, на первый план выходит забота о поддержании здоровья, сохранении того что есть. Недостаточная физическая активность детей и подростков в значительной степени снижает сопротивляемость организма развитию утомления, понижает его работоспособность, отрицательно сказывается на показателях физического развития и состояния здоровья.

При планировании и проведении урока нужно опираться на основные требования к уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий:

  • Рациональная плотность урока;
  • Включение в урок вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию ценностей здорового образа жизни и потребности в нем;
  • Оптимальное сочетание различных видов деятельности;
  • Выбор методов и приемов обучения, способствующих активизации инициативы;
  • Осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом их личных возможностей;
  • Создание благоприятного психологического климата;
  • Включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма;
  • Целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и итоговой ее части.

Целевая спортивно-оздоровительная программа «Президентские состязания»

Поднять уровень двигательной активности, повысить моторную плотность урока, в целом призвана помочь модель на основе включения в содержание уроков в школе целевой спортивно-оздоровительной программы «Президентские состязания». Программа имеет большой запас эмоциональных, интересных и доступных физических упражнений и перемещений: бег 60м.,100м., 1000м., челночный бег 3х10м., поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек., прыжок в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Эти упражнения помогают увеличить общий двигательный потенциал, оказать эффективное влияние на физическое и психическое здоровье, на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств и двигательно-координационных способностей ребенка.

Таким образом, помимо основного программного материала в подготовительную часть урока, а также и в процессе всего урока включаются физические упражнения, входящие в программу «Президентские состязания». Это помогает совершенствовать основные физические качества ребенка, и сохранять направленность на его разностороннее комплексное развитие, одновременно закрепляя и совершенствуя технику данных упражнений, что обеспечивает формирование взаимосвязей между компонентами физической, технической и тактической подготовки. Такая методика урока позволяет увеличить физическую активность детей, дает прирост результатов, тем самым побуждая их к занятиям физической культурой и повышая уровень здоровья школьников.
Критериями оценки эффективности такой методики являются изменения в показателях физического развития, физической подготовленности на протяжении всего периода обучения. Рационально учитывать показатели в начале и в конце учебного года. При такой организации занятий физической культурой процессы оздоровления, образования, воспитания неотделимы друг от друга; наряду с образованием и укреплением психофизического здоровья происходит нравственное, эстетическое развитие ребенка, прививаются навыки культурного поведения, происходит социализация мышления, становления личности.

Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеется, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?