Современные образовательные технологии: коротко о главном


Статья содержит описание трёх образовательных технологий: технология проблемного обучения, технология уровневой дифференциации, игровые технологии. Приведены цели, рекомендации по применению технологий, результат использования. Материал будет полезен педагогам при подготовке к аттестации.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

1) Технология проблемного обучения.

Цели.

Приобретение новых знаний, умений и навыков. Усвоение способов самостоятельной деятельности. Развитие познавательных и творческих способностей.

Описание порядка использования (применения) технологии.

При работе с технологией проблемного обучения выделяют два необходимых этапа:
- постановка учителем практического или теоретического задания, вызывающего проблемную ситуацию;
-учитель направляет учащихся на её решение, организует поиск решения: побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы ( на обобщение, обоснование, логику рассуждения); определяет теоретические и практические задания , например, исследовательские.

Успехов при использовании проблемной технологии можно добиться в следующей последовательности:

  1. Создание проблемной ситуации.
  2. Анализ проблемной ситуации.
  3. Постановка учебной проблемы.
  4. Решение учебной проблемы:
    • составление плана решения,
    • выдвижение предположения и обоснование гипотезы,
    • доказательство гипотезы,
    • проверка решения проблемы,
    • повторение и анализ процесса решения, выводы.

В работе используются разнообразные виды деятельности по разрешению проблемной ситуации:

  • проблемный фронтальный эксперимент;
  • проблемное решение задачи;
  • проблемные задания;
  • игровая проблемная ситуация.

Результат использования технологии.

В результате использования в преподавании этой технологии на уроках математики у учащихся развивается самостоятельность, формируются навыки диалогической речи, происходит активная познавательная деятельность. Создаются благоприятные условия для реализации возможностей каждого ученика, для самопознания и творчества; развивается мышление, память; происходит целостное развитие личности.

В этой технологии ребенок является субъектом обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.
Проблемное обучение обеспечивает прочные знания, которые добываются самостоятельно.

2) Технология уровневой дифференциации.

Цели.

Организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие в комфортных, безконфликтных и безопасных условиях.

Описание порядка использования (применения) технологии.

По своим природным способностям, уровню восприятия, по специфике мыслительной деятельности учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников с противоположными друг другу уровнями развития. Данная проблема в технологии уровневой дифференциации решается введением базового уровня.

Дифференциация осуществляется не за счёт того, что одним ученикам дают меньший объём материала, а другим больший, а за счёт того, что, предлагая учащимся одинаковый его объём, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его освоению.

Формы дифференциации:

  • внешняя: осуществляется в рамках селективной системы (отбора группы учащихся для более глубокого изучения материала);
  • внутренняя: основана на учёте индивидуальных особенностей учащихся класса (вариативность темпа изучения материала, дифференциация учебных заданий, выбор различных видов деятельности, степень помощи учителя).

Данная технология обеспечивает определенный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, определенную степень самостоятельности детей в учении.
При повторении материала применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию. Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта.
Технология уровневой дифференциации направлена не только на детей, испытывающих трудности в обучении, но и на одарённых детей.

Результат использования технологии.

  1. Обеспечение определённого уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого).
  2. Обеспечение определённой степени самостоятельности детей в учении (от постоянной помощи со стороны учителя - работа по образцу, инструктаж и т.д. до полной самостоятельности).
  3. Учащиеся получают право выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам и способностям.

3) Игровые технологии.

Цели

  1. Активизация деятельности учащихся путём вовлечения детей в коллективное творчество.
  2. Осмысление имеющегося у учащихся опыта и творческое применение его в новых условиях.
  3. Стимулирование учащихся к достижению цели и осознание путей достижения этой цели.
  4. Воссоздание и усвоение общественного опыта, который складываются в условиях самоопределения поведения.

Описание порядка использования (применения) технологии.

  1. Предварительная подготовка.
    • отбор материала и обсуждение формы проведения игры; - распределение ролей.
  2. Определение места игры в уроке или во внеурочной деятельности.
  3. Проведение игры.
  4. Обсуждение итогов игры.

Результат использования технологии.

Ситуация успеха создаёт благоприятный фон для развития познавательного интереса. Удовольствие, полученное от игры, создаёт комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.

Результаты:

  1. Творческие работы учащихся (математические ребусы и кроссворды, модели геометрических фигур, рисунки по точкам на координатной плоскости и др.)
  2. Проведение математических состязаний на уроках.
  3. Повышение качества знаний учащихся на уроках обобщения и контроля с использованием математических эстафет, диктантов и др. математических игр.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: