Методические и организационные условия, обеспечивающие успешную адаптацию первоклассников на примере уроков грамоты

lehrerin_om@mail.ru

Для детей, поступающих в первый класс, особенно важен адаптационный период, организация которого должна помочь каждому первокласснику безболезненно перейти от дошкольного детства к школьному этапу жизни.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Как сделать этот процесс адаптации безболезненным для детей, а учение радостным? Этот вопрос волнует не одно поколение ученых, психологов, педагогов, родителей.
Занимаясь проблемой преемственности, подробно проанализировав известные на сегодняшний день программы начального образования, наиболее удачным считаю УМК «Начальная школа XXI века» (под редакцией Н. Ф. Виноградовой).

Почему? В нем реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, в общении, разнообразной продуктивной для деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень их социализации.
Авторами УМК разработаны диагностические методики, определяющие уровень сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой.

На своем опыте убедилась, что проведение диагностики при поступлении ребенка в школу необходимо, так как уровень подготовки детей к обучению в школе разный (высокий – 22,7 (5 человек), средний – 45,4 (10 человек), низкий – 31,8 (7 человек)).
«У каждого ребенка, - утверждал В. А. Сухомлинский, - мысль развивается своеобразными путями, каждый умен и талантлив по-своему. Нет ни одного ребенка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, талантливость стали основой успехов в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей». А для этого считаю, нужно создать условия, при которых каждый ученик получает возможность развивать свой умение учиться. Поэтому, чтобы ликвидировать разницу в подготовке к обучению, для детей с низким уровнем готовности я составляю план коррекционно-развивающего обучения и организую работу по группам.

В учебнике «Грамота» (под редакцией Л. Е. Журовой, А. О. Евдокимовой, Е. Э. Кочуровой, В. Н. Рудницкой) и рабочих тетрадях (М. М. Безруких, М. И. Кузнецова, Е. Э. Кочурова) представлены задания разной степени сложности. Они включают интересную для шестилетних детей познавательную деятельность, осуществляемую в форме разнообразных игр, что создает прекрасную почву для формирования мотивов собственного роста, совершенствования своей деятельности. Я считаю, преимущество УМК состоит в том, что, наряду с рабочими тетрадями, авторами разработаны коррекционно-развивающие тетради («Я учусь читать и писать» (М. И.Кузнецова), «Я учусь считать» (Е. Э. Кочурова)), позволяющие компенсировать недостатки подготовки детей к школе и трудности, возникающие в начале обучения. В тетради включены задания и для хорошо подготовленных учащихся.

(Например, с. 18 номер 42. Картинку раскрасить в разные цвета. Части картинки, на которых написана 8 – зеленым карандашом, 3 – синим. Номер 43. пересчитайте топоры, отвертки, пилы и молотки. Сколько инструментов каждого вида? Соедините стрелочкой предмет с цифрой, обозначающей количество этих предметов на рисунке.
Все средства обучения содержат материал, который позволяет педагогу учитывать индивидуальный темп и успешность обучения каждого ученика, уровень его общего развития. Обучение идет не только индивидуально, но и через организацию работы детей в парах, группах. Радует то, что даже самые застенчивые стали смелее выходить к доске, легко и свободно отвечать на вопросы, принимать активное участие в обсуждении проблемы, запоминать и выполнять порядок выполнения операций. Такие формы работы развивают умение делового общения, взаимодействия, взаимопомощи, вселяют в ребенка уверенность в своих силах и способностях. А задания разной степени сложности дают возможность организации дифференцированного обучения.

Пример. Рубрика «Сообрази». Разгадывание кроссворда. Звукобуквенный анализ слова и т. п. Педагогическая поддержка: работа с кроссвордом, закрепление умения давать качественную характеристику звукам (урок 27, 28, тетрадь «Я учусь писать и читать»).
Задача первоначального обучения, по словам К. Д. Ушинского, состоит в том, чтобы сделать серьезное занятие для ребенка занимательным. Этого принципа придерживались авторы УМК «Начальная школа XXI века». Ими создана система игр с правилами, которые развивают необходимые для умения качества. Мне кажется очень удачным то, что в играх последовательно закрепляются все знания, которые получают дети в ходе урока.
В процессе моделирующей деятельности дети подходят к освоению сложных логических операций: учатся выделять из определенного множества (звуков, букв, предметов, чисел) отдельный звук, букву, предмет, число, сравнивать равные по характеристикам лингвистические и математические единицы, анализировать учебные задачи и учебные действия. Формируются предпосылки теоретического мышления. Рассмотрим это на примере. Из программы детского сада дети знакомы с понятием «предложение», большинство из них умеют составлять рассказы по сюжетным картинкам. В школе эта работа продолжается, но строится таким образом, что ребенок должен не просто составить рассказ, но и посчитать количество предложений в нем, обозначая каждое предложение полоской. После рассказа дети сравнивают их количество и выясняют, сколько должно быть. Казалось бы, чуть-чуть изменен характер обучения, но эти изменения здесь важны – они формируют у школьников мотив их деятельности. И не беда, что кто-то ошибся, со временем каждый научится. Важно уметь каждого ребенка поддержать в нужный момент, дать возможность проверить свои силы.

Удачно, на мой взгляд, что на этом уроке происходит и формирование первоначальных представлений о множествах: множество предложений на столе, цветов в вазе, зверей на корабле. В течение урока дети упражняются в выявлении сходства и различия в предметах, выделении из множества его элементов – одного, каждого; рисуют линии в заданном направлении (соединить листик с листиком, а божью коровку с божьей коровкой) и т.д. Считаю, что смена видов деятельности учащихся позволяет поддерживать интерес детей в течение всего урока, избежать переутомления.
«Ученик должен осмысливать приобретенные знания как результат своего умственного труда», - утверждал В. А. Сухомлинский. Поэтому методика обучения грамоте строится на использовании наглядно-образного мышления и особом внимании к игровым методам обучения. Важным становится опора на принципы обучения – доступность как меру трудности и наглядность как дидактическую поддержку процесса познания. При введении понятия «слово», я использую упражнения с полосками, игры в мяч, «Живые слова». Объясняю правила игры, соблюдение которых необходимо. Выполняя роли живых моделей, учащиеся овладевают достаточно сложными знаниями. У школьников повышается интерес к учению, предмету, развиваются общеучебные и специальные навыки.

Нельзя не согласиться со словами Ш.А. Амонашвили: «Если ребенку трудно учиться, и мы действительно хотим ему помочь, то самое главное, с чего мы должны начать и чему постоянно следовать, - это дать ему возможность чувствовать, что он также способен, как все остальные, и что у него есть своя особая «искра божия». Исходя из этого, считаю, что правильная организация учебного процесса обеспечивает ситуацию успеха для каждого ученика. Не случайно авторы УМК «Начальная школа XXI века» уделяют внимание созданию особой эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников. Задания составлены таким образом, чтобы каждый ученик мог работать в ситуации успеха, постоянно получая положительные подкрепления своей учебной деятельности.

А как быть, если ребенок ошибся? Думаю, что эту проблему можно решить, осуществляя умелое построение уроков на основе игрового сюжета: на урок к детям приходят разные сказочные герои (Незнайка, Петрушка и т.д.), которые вместе с детьми преодолевают трудности в обучении. На уроке грамоты я часто использую стихи или просто рифмованное тексты, сказки, малые жанры фольклора (загадки, пословицы, скороговорки). Мы с детьми часто «отправляемся» в путешествия.

Например:
Мы в лес за наукой сегодня пойдем,
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
Дорогой с пути никуда не свернем…
Но чтобы лес нам скорее достичь,
Должны мы подняться по лестнице ввысь.
(Работаем по числовой лесенке) или
Здесь звери не только умеют играть,
Они тоже умными все хотят стать.
Давайте поможем зверятам мы всем,
Найдем все примеры с ответами семь.
(Уроки 95 – 96, тетрадь номер 3, стр. 47).

Заметила, что создание нестандартных ситуаций на уроках способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости. Такие моменты очень важны, так как воспитывают положительные эмоции и, наряду с образовательными функциями, происходит «мягкая» адаптация детей к новой деятельности. Приоритетом в УМК является развитие творческой деятельности учащихся. Это достигается преобладанием заданий проблемного характера (рубрика «Сообрази», стр. 45, 48, 55, 59, 63, 67 т. д.), требующие сообразительности, нестандартного творческого мышления («словоизменение», стр. 75, 83, 84 и т.д.).
Убеждена, что для успешного усвоения программы школьного усвоения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить. Каждый свой урок начинаю с постановки перед учащимися учебной задачи, показываю образцы выполнения каждой отдельной операции и порядок их следования друг за другом. Контролирую и оцениваю выполнение каждой операции и учебной задачи в целом. Постепенно передаю выполнение отдельных учебных действий учащихся.

Пример звукового анализа слова:

  1.  «Чтение» слова (произнесение).
  2.  Интонационное выделение каждого звука в слове.
  3.  Изолированное называние звука.
  4.  Фиксация выделенного звука фишкой.

Заметила, что на таких занятиях формируются важные качества ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, происходит развитие воображения, внимания, памяти, мышления. В ходе работы дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответы на поставленные вопросы, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для учения.

Организованная таким образом работа позволила увидеть, каковы успехи первоклассников, насколько они продвинулись в обучении. Это видно из данных второй педагогической диагностики.
В заключении хочу отметить, что введение в начальную школу регулярных развивающих заданий, включение детей в постоянную поисковую деятельность, существенно гуманизирует начальное образование. Такой УМК создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует у ребенка стремление к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. У детей происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство, происходит безболезненная адаптация первоклассников к учебной деятельности.
Таким образом, я считаю, что УМК «Начальная школа XXI века» дает возможность не только обеспечивать всестороннее развитие детей, сохранить психическое и физическое здоровье учащихся, но и устранить разноуровневую подготовку детей к школе, а также вести индивидуально-дифференцированное обучение.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 Бутырина • 17:37, 11.07.2011
Здравствуйте! С интересом прочитала вашу статью, но всё же категорично заявлять, что только УМК "Начальная школа ХХI века" даёт возможность для всестороннего развития ребёнка, не стала бы. Я уже 10 лет работаю по УМК "Гармония". Накоплен опыт, есть результаты. И с большой уверенностью говорю, что работать учителю,а, главное, учиться по ней детям - очень комфортно.