10.08.2012 0

Обзор курса "Изобразительное искусство" С.Г. Ашиковой


Курс «Изобразительное искусство» С.Г. Ашиковой разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В основу курса положена идея реализации единства двух форм искусства: художественного восприятия и художественного выражения.

Обсудить статью
Опубликовать свой материал
УМК «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Автор курса С.Г. Ашикова

Учебники «Изобразительное искусство» вышли под ред. А.А. Мелик-Пашаева, д. психол. н., члена Союза художников России, лауреата премии Правительства РФ в области образования, главного редактора журнала «Искусство в школе», и С.Г. Яковлевой, к. п. н., директора Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова.
 
Одно из достоинств подхода С.Г. Ашиковой, которое можно с уверенностью отметить уже сейчас, до широкого внедрения учебника, – это внимание и скрупулезная работа с конкретными художественными материалами: не только техника, приемы работы с ними,  но и воспитание того, что можно назвать «чувством материала», понимания его особых свойств, того, что тот или иной материал может и хочет воплощать, чувства органической связи художественного замысла и средств его воплощения. Ведь без этого не бывает художественного произведения. Ни в изобразительном, ни в каком бы то ни было другом искусстве.
А.А. Мелик-Пашаев

Все дети мира любят рисовать. Порой они берутся за карандаш или кисть раньше, чем начинают говорить… А потом вдруг наступает момент, когда они говорят: «Я не умею рисовать». Происходит это, как правило, когда ребенок идет в школу. И связано это с тем, что его начинают учить рисовать. Часто при этом на задний план уходят фантазия, свобода творчества. И рисовать ребенок уже не хочет. А фраза о неумении – защита от «правильных» установок и требований.

Нужно дать ребенку новые знания, новые впечатления и даже новые материалы и инструменты, чтобы его видение мира смогло точнее и выразительнее воплотиться в художественных образах. Надо показать ему пути, которыми он будет двигаться, выражая себя, свои чувства и впечатления.

И современному миру, и ближайшему будущему нужны люди, которые смогут мыслить и работать на стыке искусства и технологии. Такие люди отличаются особой наблюдательностью и внимательностью, воображением и фантазией, способностью выражать свои мысли в словах, образах или схемах.
С.Г. Ашикова

Курс «Изобразительное искусство» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основе методологических подходов системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

Содержание курса учитывает возрастные и индивидуальные особенности младших школьников и направлено на целостное развитие личности ребенка через активное овладение различными видами деятельности.

В основу курса положена идея реализации единства двух форм искусства: художественного восприятия и художественного выражения, что позволяет педагогу способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
 


   
Содержание учебников направлено на развитие воображения, наблюдательности, творческого потенциала ребенка, формирование у него художественного взгляда на окружающий мир. Учащиеся знакомятся с начальными понятиями изобразительного искусства, творчеством лучших русских и зарубежных художников.

Большое внимание в учебнике уделено приобретению школьниками первоначальных навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности, пробуждению интереса к рисованию.

Структура учебников

Учебный материал во всех книгах представлен следующими тематическими разделами, повторяющимися в каждом классе:
• «Природа – главный художник»;
• «Мир цвета»;
• «Искусство в человеке»;
• «Человек в искусстве».
 



На каждом новом этапе обучения в течение четырех лет учащиеся постепенно овладевают элементарной художественной грамотностью на материале сквозных тем. Такой подход позволяет учителю подвести детей в конце каждого раздела к обобщению предметных и метапредметных результатов в виде выполнения ими коллективной или проектной работы.

Отличительной особенностью подачи материала в учебниках является функциональное распределение страниц. Каждый разворот посвящен одному уроку.
 

Левая страница разворота – «Впечатление». Здесь подобраны фотографии, репродукции картин, соответствующие определенной тематике. Они служат основой для наблюдения, обсуждения. Наглядный материал сопровождается пояснительным текстом. Работа с этой частью разворота помогает учителю настроить учащихся эмоционально, эстетически и нравственно, подготавливает ребенка к созданию своего художественного образа.
 

Правая страница разворота – «Выражение». Это страница практического творчества. На ней показаны художественные приемы, порядок и этапы работы – все, что поможет выразить увиденное в рисунках. На этой же странице рисунок в круглой рамочке подскажет ребенку, какие инструменты и материалы ему понадобятся. Обычно последние рисунок или два на этой странице созданы детьми; важно, чтобы учитель и дети понимали, что это лишь вариант из множества возможных способов воплощения замысла. Поэтому можно и нужно найти свое решение, свой вариант – в искусстве нельзя ничего повторять, даже самого себя.
 

Рубрики учебника
 
 

В рубрике «Азбука рисования» представлен широкий спектр художественных материалов, показаны основные техники работы с ними.

Наглядная информация о способах изображения в рисунке, живописи и композиции помогает учащимся в реализации собственного замысла.

Такое структурирование содержания и наглядно-практический характер иллюстративного материала позволяют учебнику выполнять функцию своего рода самоучителя.
 

Рубрика «В мастерской художника» дополняет содержательный и иллюстративный материал о творчестве художников, помогает детям расширить знания о жанрах, которые предпочитал тот или иной живописец, особенностях его творчества, познакомиться со стилем художника. Здесь учащиеся увидят портрет художника, репродукции его картин, смогут прочесть краткую биографию мастера, составить свое мнение о его творчестве.
 

Проблему удаленности от культурных центров можно отчасти преодолеть благодаря рубрике «Знакомство с музеем». Содержательный, но компактный текст и богатые иллюстрации передают атмосферу музеев крупных городов России. Ссылки на официальные сайты расширяют пространство и дают возможность получить более полное представление об экспонатах интересующего музея.

Каждый раздел завершается небольшим блоком заданий «Проверь себя». Предлагаемые задания и вопросы могут выполняться как индивидуально, так и в паре, группе, на одном или нескольких уроках или дома. Это позволит привести каждого ребенка к достижению планируемых результатов по данной предметной области.
 


В конце каждого учебника есть справочные страницы: словарь и справочник юного художника. Этот материал позволяет ребенку не только учиться работать с информацией, но и пополнять его понятийный аппарат.

Система знаков

Уроки изобразительного искусства можно строить не только на произведениях изобразительного искусства, но и обращаясь непосредственно к музыке, поэзии, художественной прозе (знаки «Живопись и музыка», «Советуем прочитать»). Привлечение исторического и научного материала (знак «Эксперимент, опыт») усилит межпредметные связи; обращение к дополнительной информации (знак «Поиск информации») поможет ребенку научиться ориентироваться в информационном пространстве. В учебниках предлагаются уроки, которые проводятся за компьютером в простом графическом редакторе PAINT (знак «Рисуем в программе Paint»). Задания, направленные на социализацию школьников, развитие их умения сотрудничать со сверстниками, отмечены знаками «Работа в паре», «Работа в группе», «Задания для девочек», «Задания для мальчиков».

Программа к курсу «Изобразительное искусство» автора С.Г. Ашиковой включена в сборник «Программы начального общего образования. Система  Л.В. Занкова» (часть 2) и состоит из разделов:

• пояснительная записка, раскрывающая цели и задачи курса;
• содержание программы по классам;
• вариант поурочно-тематического планирования;
• рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета;
• планируемые результаты освоения обучающимися программы по изобразительному искусству по классам (личностные, метапредметные и предметные).

Программу курса можно скачать на сайте www.zankov.ru и купить http://www.zankov.ru/catalog/one/item=541

На правах рекламы.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: