Тамара Хуртова, 22.12.2010 5

Практико-ориентированный семинар: технология проведения


Самой распространенной формой внутришкольной системы повышения квалификации учителей по праву считается проведение семинаров. Однако… «Ну вот, снова идти на семинар», - нередко говорят учителя перед очередным методическим мероприятием. Кто-то спешно собирает ученические тетради, чтобы, не теряя времени даром, проверить их на семинаре, кто-то откровенно планирует заполнять классный журнал, кто-то находит благовидный предлог пропустить мероприятие. Получается, что благое дело профессионального обучения и развития кадров этим кадром вовсе не нужно!?


Обсудить статью (уже 5 коммент.) Опубликовать свой материал
Не будем торопиться с ответом. Современный учитель как никогда ранее нуждается в профессиональном сопровождении. Инновационная программа модернизации российского образования и национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ориентированные на компетентностное и профильное образование, изменение его содержания, активное встраивание в образовательное пространство новых информационных технологий, никогда не  выйдут на этап практической реализации вне педагога, его понимания сущности проводимых новшеств и принятия идей современного качества образования.
 
Именно поэтому для педагогов моделируются семинары: теоретические, где роль педагога зачастую пассивно-созерцательная и деятельностные, акцентирующие практическую составляющую и побуждающие к активной познавательной деятельности. Кто-то из мудрых сказал: «Есть много методов обучения кадров. Обучение в деятельности приносит самые убедительные результаты». За последние годы в лицее проведен ряд методических семинаров, технологически реализующих идею получения профессиональных знаний и информации через деятельность [1].  Участники семинаров учатся ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструируют свои знания, обучаясь в сотрудничестве, развивают критическое и творческое мышление, совершенствуют профессиональную компетентность. А значит… ««Ну вот, снова идти на семинар», - говорят учителя. Но уже никто их них не собирает ученические тетради, никто не планирует заполнять классный журнал, никто не ищет повода уйти пораньше домой. Получается, что благое дело профессионального обучения и развития кадров этим кадрам нужно!

В качестве примера приводится план семинара, на котором участники знакомятся с перспективной образовательной технологией развития критического мышления учащихся в технике… этой же технологии. Аудитория участников: все педагоги.

Семинар по теме «Технология развития критического мышления учащихся»
                «У каждого из нас есть свой любимый способ обучения и любимый стиль работы.
                Кто-то относится к ученикам – зрителям…,  других можно назвать«аудиоучениками»…
                Кто-то «печатно-ориентирован»: учится, читая книги. Кто-то «интерактивен»: учится,
                взаимодействуя с другими»
                                                                            Г. Драйден, Д. Вос «Революция в обучении»

 

 


Цель: участники имеют представление о ТРКМ как технологии, ориентированной на компетентностное обучение
Участники: учителя.
Регламент: 1 час.
Форма проведения: семинар-практикум  в технике «зигзаг»
Оборудование:

  • информационные материалы по теме семинара;
  • демонстрационная доска.

Ход семинара

1. Информационный блок:

Ведущий: Одной из приоритетных идей образования в последние годы стала идея формирования ключевых компетенций, т.е. системы формализованных критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Школа не должна научить на всю жизнь, она должна научить учиться всю жизнь. В информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности и актуальности в пользу способностей приобретать новые знания. Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т.е. реализовывать ключевые компетенции? Компетенция как таковая не может быть определена через некоторую сумму знаний и умений, т.к. значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным  - значит уметь мобилизовать в данной ситуации имеющиеся знания и опыт. Непроявленная компетенция рискует так и остаться скрытой возможностью. Приобретение компетенций базируется на опыте и деятельности обучающегося. Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общаться, нужно общаться. Нельзя научиться пользоваться компьютером, не прибегая к практике, нельзя выучить иностранный язык, не разговаривая на нем. Современные условия развития общества все больше и больше указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности и т.д. становятся все более актуальными. Именно в этом контексте зависимость общества от школы будет возрастать. Педагогическому сообществу необходимо осознать, что и от него требуется иной подход к организации образовательной среды и иные образовательные технологии. С одной из них, технологией развития критического мышления учащихся мы познакомимся сегодня.

2. Практический блок:

  • Прочитайте текст «Технология развития: технология  критического мышления», определите новые для себя понятия (участники семинара читают предложенный каждому из них текст, определяют новые для них понятия и термины).
  •  Обратите внимание на доску. Мы разделили ее на 3 широкие колонки, озаглавив соответственно «знаем», «хотим узнать», «узнали»:

Знаем     Хотим узнать    Узнали

  •  Давайте определим, что мы знаем по теме исходя  из вступительного слова ведущего и из прочитанного текста (участники называют известные им сведения и факты, а ведущий записывает их в первую колонку).
  • Что хотим узнать? (очевидно, участники скажут, что им неизвестны понятия «базовая модель урока», «модельные уроки», «кластер», «синквейн». Ведущий заносит их во вторую колонку).
  • Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, мы воспользуется приемом взаимообучения. Участники делятся на группы по 4 человека, причем каждому присваивается номер: 1,2,3 или 4. Разделим материал, подлежащий изучению на 4 части. Первые номера каждой группы будут отвечать за 1-ю часть, вторые – за вторую и так далее. Сформируем группы первого состава: для этого все первые номера образуют 1-ю группу, все вторые номера – 2-ю группу, все третьи номера – 3-ю группу, все четвертые номера – 4-ю группу. Каждая группа изучает свою порцию учебного материала и готовится к ее  объяснению остальным участникам семинара. Время работы в группах первого состава 15 минут.
  • (все участники собираются вместе и формируются группы второго состава). Образуйте группы таким образом, чтобы в каждой был участник с номером 1, участник с номером 2, участник с номером 3 и участник с номером 4. Задача каждого участника нового состава  группы состоит в том, чтобы дать информацию по своей порции учебного материала, т.е. научить друг друга. Время выполнения задания 20 минут.
  • (все участники вновь собираются в одной аудитории для проведения рефлексивной стадии). Переходим к третьей колонке нашей таблицы: «узнали». Запишите, какую информацию вы получили из запрашиваемой во 2-й колонке, причем располагать ответы надо параллельно соответствующим вопросам 2-й колонки, а прочую информацию (спросить о которой раньше просто не пришло в голову) надо расположить ниже. Возможны вопросы, которые остались без ответа, это дает возможность  продолжить работу на следующем семинаре.
  • Задание для всех участников: составьте синквейн по теме «Технология развития критического мышления» (задание выполняется в парах или группах. Участники читают составленные ими синквейны, которые являются быстрым, но сильным инструментом для рефлекторования, синтеза и обобщения понятий и информации).

3. Подведение итогов: Технология развития критического мышления учащихся располагает огромным арсеналом приемов и стратегий. Готовы ли вы попробовать ее в индивидуальной практике? Отвечая на вопрос, воспользуйтесь приемом «перекрестная дискуссия»:
Я готов применять  технологию развития критического мышления учащихся на своих уроках

 

да    нет

   Пошаговое выполнение:

 

  • Заполните левую и правую колонки таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и   «против»    тезиса заголовка;
  • обменяйтесь мнениями со своими коллегами;
  • используя их аргументы, которые кажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы;
  • когда аргументы иссякнут, сделайте выводы.

(В конце семинара рекомендуется каждому участнику выдать в качестве методического материала   текст «Технология развития критического мышления – три фазы») [2].

 

[1] Хуртова Т. В. Обучающие семинары. Методическая поддержка компетентностного обучения. – Волгоград: «Учитель», 2007. 

Хуртова Т. В. Мастер-класс: технология проведения. – Волгоград: «Учитель», 2008.

[2] Агапов И. А. Учимся продуктивно мыслить. – М., Про-Пресс, 2001.

Хуртова Т. В.  заместитель директора по НМР  лицея № 7 г. Волгограда

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
5 nurzhagan00 • 14:22, 13.04.2015
Спасибо за разработку. В такой форме провести семинар мне показалось интересным.
[Материал]
avatar
4 moon0632 • 14:47, 16.06.2011
В век информационных технологий важен вопрос повышения квалификации педагогов. Но именно обучение в деятельности дает самые высокие результаты, а для этого нужны новые формы обучения. Идея проведения Вашего семинара интересна, но нужен еще и специалист, "горевший"этим делом, а таких пока единицы.
[Материал]
avatar
3 ДОСЯ • 15:35, 20.02.2011
Интересная идея проведения, а главное чувствуещ себя не пассивным слушателем, а активным участником. Возьму на вооружение!
[Материал]
avatar
2 Верунчик • 12:56, 23.12.2010
Здравствуйте! Именно такая форма проведения семинара, на мой взгляд, дает больше пользы учителю. Хотелось бы ознакомиться с другими Вашими разработками. Есть ли они на сайте?
[Материал]
avatar
1 Тишка • 19:14, 22.12.2010
Здравствуйте, Хуртова Т.В. У Вас очень интересная идея проведения семинара знакомства с технологией РКМЧП посредством приемов этой же технологии. Но мне кажется, что если это весь материал семинара, то этого недостаточно, После проведения семинара я не смогла бы сказать, буду я работать по такой технологии.
Мне, кажется, нужно более развёрнуто рассказать об этой технологии в информационном блоке, а потом переходить к практической части семинара. Я применяю некоторые методы и приемы из этой технологии. Этим семинаром вы заинтересуете узнать, что за технология РКМЧП.
[Материал]