Климович Светлана Алексеевна, 20.05.2010 0

Сеть предпрофильной и профильной подготовки в системе профориентации


Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка - это две главные части одной системы - подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Выступление Климович С.А.

заместителя директора

по научно-методической работе

МОУ «Москаленский лицей»

Москаленского района

Омской области

 

Сеть предпрофильной и профильной подготовки

в системе профориентации

     Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути.

     Предпрофильная подготовка – система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности. Предпрофильным обучением в лицее принято считать период девятого класса.

      С 2009 года предпрофильная подготовка в Москаленском лицее носит характер сетевой организации  по аналогии с профильной Сетью в старшей школе. Она представляет собой логически выстроенную управленческую систему, осуществляемую по нескольким направлениям:

·         Предметные курсы по подготовке к поступлению в профильную Сеть.

Организация и проведение в сентябре ярмарки элективных курсов, где обучающиеся  определяются с индивидуальным образовательным маршрутом. Главная цель предметных курсов – помочь ребенку подтвердить правильность выбора профиля: они углубляют,  расширяют отдельные темы курса («Учись писать грамотно», «Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров», «Текстовые задачи в математическом образовании», «Решение уравнений неравенств школьного курса математики» и другие).

·         Ориентационные (межпредметные) курсы – создают базу для ориентации обучающихся в мире современных профессий  («Страны мира», «Политическая карта мира», «Как сохранить свое здоровье», «Основы программирования»,  «Мой помощник – компьютер. Проверим свой IQ», «Учимся решать задачи по химии», «Основы выбора профессии»).

Учащиеся, посещая учебные занятия разного уровня, методом проб и ошибок могут проверить правильность своего выбора.

·         Создание годичной команды классных руководителей, учителей, работающих в 9-х классах. Основная цель работы временного творческого коллектива – осуществление профориентационной работы.

     Профессиональный долг классного руководителя состоит в том, чтобы стимулировать  внутреннюю активность обучающегося, его потребность в самосовершенствовании, развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху.  Ведь в самостоятельной жизни очень важно, чтобы выпускники лицея не были пассивными и беспомощными, некомпетентными специалистами.

      Классным руководителем 10 класса Фалькенберг О.А. в течение двух лет реализовывался проект по предпрофильной подготовке «Организация индивидуальных образовательных маршрутов в условиях профильного обучения, что является одной из форм работы с обучающимися в лицее.

·         Информационная работа.

Организация процесса информирования учащихся, родителей об особенностях предпрофильной подготовки на классных родительских собраниях в 8 классе конце четвертой четверти, проведение классных часов, участие в ярмарках учебных мест, индивидуальные и групповые  консультации с родителями и учениками, профориентационные тренинги.

·         Психологическая диагностика готовности к профильному обучению.

     Именно такая работа представляется сегодня наиболее оптимальной для формирования умений учащихся прогнозировать возможности выбора профессии в перспективе, формирования внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив.

     Таким образом, основой предпрофильной подготовки является ориентация подростков на ПРОБУ своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной. Что приведет к формированию универсальных учебно-практических  компетенций:

 - способность к коммуникации и организации взаимодействия;

 - способность к умению  принимать решения и осуществлять их;

 - способность постоянно осваивать новые типы деятельности.

        Москаленский лицей является ресурсным центром Сети профильного обучения в Москаленском районе, обладающим достаточным материальным и кадровым потенциалом.  Профильное обучение в лицее осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов 15 образовательных учреждений района. Профильное обучение позволяет обучающимся выстроить собственную, индивидуальную образовательную траекторию. Изменения в структуре, содержании и организации профильных и элективных курсов позволяют более полно учитывать интересы,  склонности и способности учащихся. Созданы условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении  продолжения образования.  

     Кадровая потребность в учителях профильной Сети в лицее удовлетворена полностью. Ежегодно  в профильной Сети работает не менее 15 педагогов лицея (СерыхА.И, Юнгман С.И., Климович С.А., Геращенко В.Е, Бадюк О.Я., Капицына Т.К., Артамонова Л.В., Мельник П.В., Фалькенберг О.А., Михайлова Г.И., Долинная В.П., Харченко И.А., Киселева Г.И., Ефимова В.А. и другие).

     Использование индивидуального учебного плана при профильном обучении  позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучающихся,  их семей (подписание договора учреждения образования с родителями), работодателей.

     Общепризнана неразрывная связь профессионального и личностного самоопределения, поэтому на первый план в работе с обучающимися старших классов часто выходит задача создания информационного поля: встречи, стенды, реклама, ярмарки учебных мест, ярмарки элективных и профильных курсов, дни открытых дверей в учебных учреждениях, анкетирование, мониторинг профессиональных интересов, профориентационные тренинги, индивидуально-консультационная работа.

    Профильная подготовка на старшей ступени – это развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности; формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

     Личные достижения обучающихся в профильном обучении представлены в портфолио.

       Портфолио является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи в системе профориентации:

·         поддерживать высокую мотивацию обучающихся;

·         поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

·         развивать навыки рефлексивной и самооценочной деятельности;

·         формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

·         содействовать персонализации образования обучающихся.

Обучающиеся  10 класса в лицее используют три типа портфолио:

1.      «Показательный портфолио» или  «Портфолио документов» - портфель документированных образовательных достижений (дипломы, грамоты, благодарственные письма, сертификаты, справки и т.п.).

2.     «Портфолио работ» - представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучающихся, рефераты, доклады и т.п. Данный тип портфолио дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, характере предпрофильной подготовки.

3.     «Портфолио процесса» -  включает индивидуальный учебный план обучающегося, договор об обучении в 10-11 классах Москаленского лицея, индивидуальное расписание профильных и элективных курсов, карта самооценки личности,  итоги зимней и летней сессий профильной сети (результаты  по предметам, по которым сдавали экзамен в формате ЕГЭ).

Проблемы: работу с портфолио следует обязательно сопровождать постоянным наблюдением за состоянием социально-психологического климата среди обучающихся; не учитывается  портфолио как образовательный рейтинг при поступлении  выпускников в учебные заведения.

     Координационный Совет профильной Сети осуществляет поддержку сетевого взаимодействия образовательных учреждений и нормативное регулирование складывающихся между ними отношений для реализации образовательных программ предпрофильной подготовки и профильного обучения.

      Все это содействует формированию у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору не только профиля обучения, но и дальнейшего профессионального пути.

 Литература

1.     Ильина И.В., Белова С.Н. Портфолио как новая форма оценки личных достижений школьников.

2.     Молчанова З.М., Тимченко А.А., Черникова Т.В. Личностное портфолио старшеклассника.-М.: Глобус, 2006. -128 с.

3.     Шамова Т.И., Худин А.Н., Плдчалимова Г.Н., Ильина И.В., Белова С.Н. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 с.

4.     Ширшина Н.В. Организация профильного обучения в средней школе: нормативы, планирование, рекомендации. Волгоград: Учитель, 2007. – 121 с.

 

 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?