Использование объемных лото на логопедических занятиях

yulya.rozova@mail.ru

«Именно на игре словом ребенок учится тонкостям
родного языка, усваивает музыку его и то,
что филологи называют «духом языка».
М. Горький


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Игра — это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо». Игра — это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию. Игра нравится самому играющему, она — самоцель, и поэтому выбирается свободно.

Умение играть — это особая область искусства бытия, сочетающего в себе способность к комбинированию, преобразованию и творческому осмыслению действительности. Игра необходима ребенку, как воздух, как вода, как пища для ума и сердца, как действенный и творческий и процесс, формирующий интересы ребенка, созидающий его личность.

На своих занятиях я часто использую объемное лото-диорамы Гарипова И. «Времена года» («Осень в лесу», «Зима в лесу», «Весна в лесу», «Лето в лесу» -АОО «Умная бумага»). Дети общаются с миром иначе, чем мы, взрослые, а особенно дети с ограниченными возможностями здоровья, которые часто имеют нарушение сенсомоторной сферы, недостаточность зрительного. Тактильного восприятия, нарушение пространственно-временных отношений, речевые нарушения.
Однако, маленький человек имеет уникальную возможность делать все играя. В том числе и учиться необходимым вещам.

Использование Лото-диарамы на логопедических занятиях способствует решению следующих задач:

  • Развитие пространственно-временных отношений.
  • Обогащение, актуализация и расширение словарного запаса.
  • Развитие лексико-грамматической стороны речи.
  • Развитие связной речи.
  • Развитие мелкой моторики, координации движений кистей рук.
  • Развитие внимания, памяти, мышления, творческого воображения, эмоционально-волевой сферы.


Комплект лото-диорамы представляет собой игровое поле и набор объемных фигурок, при помощи которых ребенок своими руками может воссоздать уголок живой природы. Лото состоит из четырех наборов: «Зима», «Весна», «Осень» и «Лето» в лесу, каждый из которых является самостоятельной игрой, а если собрать их все, перед детьми появится полная картина смены времен года в природе. С помощью диорамы можно работать по следующим лексическим темам: времена года (обобщение), признаки каждого времени года по отдельности, сезонные изменения в природе, дикие животные, птицы, детеныши диких животных, деревья, растения.

Потребность детей младшего возраста — запоминать то, что ярко и красочно, соревноваться друг с другом, учиться сравнивать, анализировать и делать обобщения, следуя несложным правилам игры.
Возможные варианты упражнений с «Лото-диорама» на логопедических занятиях:
Упражнение 1.Игровые поля (время года) по одному раздаются ученикам. Логопед называет или загадывает животных, деревья и птиц. Ребенок должен отгадать объект, определить его место расположения, если необходимо расположить на своей карте. Побеждает тот, кто первый выставит свои фигуры на игровое поле. Читающие дети могут контролировать положение фигур по надписям. Если ученики еще не читают, то логопед заранее прорабатывает с детьми расположение объектов на каждом игровом поле. В этом упражнении логопед может отбирать объекты из различных лексических групп (только деревья, только птицы и т.д.).

Упражнение 2. Все фигуры расставляются на игровом поле, игрокам раз-даются карты с вырезами-контурами объектов. Дети по очереди называют животное или растение, вытаскивая их с игрового поля, вкладывают их в прорези на картах. Побеждает тот, кто вспомнит все свои объекты и закроет все вырезы в своей карте.

Упражнение 3. Все фигуры расставляются на игровом поле, логопед или ребенок-ведущий, в свою очередь, описывает выбранный объект, не называя его (животное или птица - внешний вид, особенности питания, повадки; растение - высота, особенности жизни в разные сезоны, связь с животными и птицами). Фигуру получает тот, кто узнал ее по описанию. Побеждает тот, кто набирает наибольшее количество фигур.

Упражнение 4. Выставляются на игровое поле только деревья и кусты. Логопед составляет рассказ о жизни деревьев в лесу. Каждый ребенок получает фигуру птицы или животного. По ходу рассказа игрок помещает птицу в нужный вырез на соответствующем дереве, а животное в прорезь на игровом поле, соответственно сюжету рассказа.

Упражнение 5. На игровом поле расставлены фигуры в зависимости от изучаемой лексической темы. Каждый игрок выбирает для сравнения 2 предмета и описывает признаки сходства и различия.

Упражнение 6. На поле игроками выставляются по одному выбранному животному (растению и т.д) и каждый игрок по очереди описывает свой объект, сравнивая его с остальными.

Упражнение 7. На игровое поле выставляется несколько фигур. Дети запоминают их, затем закрывают глаза. Ведущий убирает с поля одну фигуру. Каждый ребенок в свою очередь называет «исчезнувшее» животное. Усложняя игру, можно давать задание на определение места исчезнувшего объекта, составить предложение об исчезнувшем объекте или рассказ-описание.

Упражнение 8. На игровое поле выставляются животные и их детеныши. Логопед загадывает загадки, описывает животное, дети называют животное и его детеныша. Усложнив правила, логопед может попросить учеников составить предложение или рассказ об угаданном животном.

Упражнение 9. На игровом поле «Зима» дети находят следы животных, образуют притяжательные прилагательные, отвечая на вопрос «Чьи это следы?». Аналогично задание может выполняться на любом игровом поле, дети отвечают на вопросы: «Чей это хвост? Чья лапа?» и др. Игра «Лото-диарама» позволяет варьировать степень сложности в зависимости от возраста и подготовки учащихся. Если объединить все четыре набора, правила можно усложнить и дополнить игру, например:

Упражнение 10. Играть с каждым отдельным полем по правилам лото. Затем диорамы соединяются в целостное пространство. Дети должны найти одинаковые объекты на разных игровых полях и описать, как они изменились со сменой времени года.

Упражнение 11. Закрепить понятие признаков времени года, изучая целостное игровое поле по изменению ландшафта, затем выставляя на игровое пространство деревья, кусты, животных.
Логопед может дополнить игру рассказом по картинке, стихами, загадками, приметами или пословицами. Главное - творческий подход.

Литература

  1. Никитина Л.Н. Методические рекомендации к тематическому лото-диораме Времена года: Зима в лесу.- АОО Умная бумага.2008.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: