Влияние метода кинезиологии на развитие основных структурных компонентов музыкальности

galina-mav@list.ru

Наиболее часто возникающая проблема, встречающаяся в музыкально-педагогической практике – ребёнок слышит, но не может петь, видит, но не может рисовать, повторить даже простейшее танцевальное движение. Отсутствие координации между слухом и голосом, глазом и рукой и т.д. сводит на нет все прилагаемые усилия по реализации поставленных задач. В чём же дело? Что мешает способностям, которые заложены в каждом из нас, вырваться наружу? Поиск наиболее оптимального решения данной проблемы, привёл нас к методу «кинезиология».


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Метод кинезиологии позволяет нам скоординировать у детей деятельность основных центров мозга. Ведь обучая левое полушарие, мы обучаем только левое полушарие. Обучая правое полушарие, мы обучаем весь мозг. Дифференцированное обучение с учётом функциональной асимметрии полушарий головного мозга ребёнка – один из самых эффективных способов обучения.

Таким образом, основные цели метода кинезиологии – развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, развитие мелкой моторики, памяти, внимания, мышления.
Как известно, музыкальность состоит из семи показателей. Наиболее эффективное воздействие метод кинезиологии оказывает на такие из них как: эмоциональная отзывчивость, звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальное мышление, и, конечно, способствует развитию специальной музыкальной способности - координации движений.
В нашей практике метод кинезиологии используется, как система упражнений, сопровождаемая пением, и строится по принципам:
1. Усложнение упражнений в соответствии с возрастными возможностями детей:
- упражнения с младшими дошкольниками выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной рукой или симметрично расположенными пальцами. Несмотря на кажущееся сходство ничего общего кинезиологические упражнения не имеют с логоритмикой, поскольку преследуют совершенно иные цели.
Например, упражнение «Наш малыш»:
Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик – папа, и т.д..

Постепенно разгибая пальцы, начиная с большого, из кулачка, ребёнок должен голосом изобразить поступенное движение мелодии вверх, что позволяет включить в работу оба полушария, заставить их взаимодействовать друг с другом. Такое упражнение развивает не только мелкую моторику рук, но и звуковысотный слух.

- упражнения, проводимые со старшими дошкольниками, усложняются, объём заданий увеличивается, наращивается темп выполнения задания, варьируется использование мелодий (постепенный переход от поступенного движения к движениям по трезвучию, скачкообразным движениям), используются одновременные разнотипные движения рук. В отличие от содружественных движений, регуляция которых происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции. За счёт этого расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребёнка, развивается координация движений и основные признаки музыкальности: эмоциональная отзывчивость, звуковысотный слух, музыкальное мышление.

2. Поочерёдный перенос воздействия с одного психического процесса на другой в процессе выполнения ребёнком упражнения.
Этот принцип основан на применении упражнений для развития творческого и логического мышления, оказывает влияние на развитие чувство ритма:
- упражнения типа марионетка, кросс-ролл с пением разнообразных попевок
- кулак-ребро-ладонь, ухо-нос, лезгинка, зеркальное рисование, сопровождающиеся пением звуков октавы, либо трезвучия
- симметричные рисунки, наклоны, повороты, гимнастика для глаз с пением
- замена слов в пении распевок разнообразными движениями (хлопками, притопами, кивками и т.д.)

3. Применение упражнений с целью обеспечения эмоционального комфорта детей.
Это особые группы упражнений, применимые для всех возрастных групп.
Иногда достаточно одного такого упражнения, чтобы полностью удалить напряжение, усталость, активизировать внимание, устранить излишнюю возбудимость. Такие упражнения применяются на занятиях в случае необходимости. Вообще, упражнения для снятия эмоционального напряжения можно разделить на три типа. Это:
• Дыхательные, например;
- вдохнуть левой ноздрёй, выдыхая через правую (стабилизация психики).
- выдохнуть, открыть глаза, вдохнуть, закрыть глаза. Поморгать.
- надуть левую щёку, потом правую, выпустить воздух.

Такие упражнения не только снимают эмоциональное напряжение, но и стимулируют движения диафрагмы, улучшают кровообращение, укрепляют дыхательную мускулатуру.
• Упражнения типа «маятник». Это разнообразные плавные движения головы и рук. Такие упражнения не только снимают мышечный зажим, но и развивают звуковысотный слух, например:
- покачаем головой, неприятности долой (движение сопровождается пением интервала в октаву, что даёт возможность взаимодействовать обоим полушариям) и т.д.
• Дирижирование. Этот приём снимает эмоциональное напряжение, позволяет сконцентрировать внимание детей, может применяться в любом виде детской музыкальной деятельности.

Практическое применение данного метода возможно только при
соблюдении следующих условий:
1 условие - кинезиология как метод, может существовать только внутри системы других инновационных методов.
Практика нашей работы доказала, что метод кинезиологии легко сочетается с такими методами, как моделирование, ручные знаки, творческие задания (ритмопластика, найди ассоциацию, игровые ситуации - музыкально-дидактические игры, импровизация, сочинение мелодий).

Все эти методы объединяет то, что вершиной развития ребёнка при выполнении этих заданий является проявление его творчества. То есть, выполняя упражнение, ребёнок может предложить свой вариант мелодии или движений, способен варьировать, комбинировать, придумывать, импровизировать.
2 условие - согласованность действий всего педагогического коллектива.
Педагоги оценили значимость кинезиологических упражнений и с успехом применяют их на своих занятиях.
3 условие – применение метода должно осуществляться в различных формах организации детской музыкальной деятельности.
Отслеживание результативности применения метода кинезиологии привело нас к необходимости изучения индивидуальной организации мозга ребёнка.

Методом педагогического наблюдения ежегодно мы получаем данные о функциональной организации мозга каждого ребёнка. Психолого-педагогическая диагностика И.П. Павлова, которая используется уже два года для старших дошкольников, даёт нам возможность выбора оптимальных приёмов обучения наиболее подходящих данному типу организации мозга ребёнка.

Анализ литературы по данной проблеме и проведённая работа позволили сделать следующие выводы:
• Динамика роста показателей развития основных компонентов музыкальности по всем возрастным группам в среднем составляет от 40% до 75%, что позволяет сделать вывод о значимости применения метода кинезиологии в музыкальном образовании детей.
• Ежегодно методом педагогического наблюдения выделяются от 3-х до 6-ти детей, функциональная организация мозга которых переходит от доминанты одного полушария к равнополушарному типу, что позволяет сделать вывод о гармонизации мыслительной деятельности этих детей и необходимости применения данного метода в музыкально-педагогической практике.
• Игровой характер кинезиологических упражнений способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой, возникновению таких личностных новообразований как любознательность, настойчивость в овладении техникой исполнения, инициативность, что подтверждают диагностические показатели основной музыкально-образовательной программы МДОУ «Камертон».


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: