Быть ли урокам чистописания в современной школе


Я работаю учителем начальных классов уже двадцать лет. И все чаще в последнее время слышу от родителей реплики о том, что чистописание - это ненужный навык, что клавиатурное письмо уже заменило письмо от руки, что не стоит тратить на это столько времени и нервов, да еще и ставить или снижать отметки. Конечно же, родители правы в том, что клавиатурное письмо или работа с сенсорными устройствами идет на смену бумажной работе семимильными шагами. Но стоит ли отказываться совсем?

Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Зачем нужны уроки чистописания


работа над формированием каллиграфического навыка - это не только искусство писать четким, красивым почерком: это развитие тактильной, зрительной и слуховой памяти ребенка; это способ творческого самовыражения; это формирование эстетического вкуса. Ведь этот навык формируется не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи.

Уже проводятся эксперименты в других странах по замене уроков чистописания на печатание букв и слов на компьютере, который с помощью специальной программы преобразует написанное в красивый рукописный текст. Авторы эксперимента делают акцент на развитие устной речи. Но ведь уже давно доказано, что процесс письма от руки и процесс устной речи отличаются друг от друга по психологическому содержанию и входящим в его состав операциям. Письмо является формой сознательной речевой деятельности. А. Р. Лурия в своей работе "Очерки психофизиологии письма" подчеркивает, что процесс письма - это совместная работа ряда участков мозговой коры, каждый из которых имеет свою функцию и обеспечивает то или другое условие, необходимое для осуществления процесса письма. Поэтому нельзя ребенка лишать возможности развиваться и становиться зависимым уже с детства от технических ресурсов.

Не секрет, что количество детей с трудностями обучения письму и нарушением письма увеличивается с каждым годом. А с приходом ЕГЭ положение не улучшается. Дети все реже пишут под диктовку. Все чаще на уроках русского языка используются тесты, в которых нужно лишь выбрать правильный ответ, а не записать его. И стоит ли говорить о каллиграфии. Набирая текст на компьютере, ребенок уже не задумывается об орфографии или пунктуации. Специальная программа выделит ошибку и даст правильный ответ. Останется только согласиться, нажав "ок". Шрифт можно выбрать любой простым нажатием клавиши. Зачем прикладывать усилие внимательно и аккуратно переписывая текст, если можно скопировать нужный отрывок и вставить в свою работу, даже не вчитываясь.

Современные дети уже не пишут шпаргалки от руки. Зачем? Есть множество электронных носителей, которые всегда под рукой. Последствия могут быть плачевными.
А может все-таки здорово, что маленький человечек, который так хочет открывать для себя новое ,столкнется с первых дней в школе с трудностью научиться красиво и правильно писать сначала буквы, потом слова и предложения. Затем научится грамотно излагать свои мысли, сочинять или пересказывать. И мы, учителя, научим преодолевать трудности, а современные технологии нам помогут.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: