Маркетинговая служба в образовательном учреждении


В условиях рыночной экономики маркетинговая деятельность играет значительную роль. Она включает изучение потребителя и мотивов его поведения на рынке; анализ рынка товаров и услуг; проектирование соответствующих товаров (услуг) и продвижение их на рынок; анализ форм и каналов сбыта (реализации) товаров и услуг; изучение конкурентной среды; определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке (где и как продавать, рекламировать).

Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Что такое маркетинг в образовательной сфере

Маркетинг образовательных услуг - это разработка, внедрение и оценка образовательных программ с целью создания отношений обмена между образовательным учреждением и его клиентами. Цель маркетинга образовательных услуг состоит в том, чтобы привлечь нужных учеников (целевую группу потребителей). Анализ среды, включающий сбор, изучение и интерпретацию информации о развитии социального окружения школы, позволяет сформировать ассортимент образовательных услуг, способный привлечь в образовательное учреждение целевую группу потребителей. Под развитием социального окружения школы понимаются: демографические изменения, трансформация образовательной политики, развитие новых технологий в области образования, рынка труда и т.д.

Для достижения цели маркетинга образовательных услуг первостепенное значение имеет маркетинговая стратегия образовательного учреждения. Маркетинговая стратегия - это выбор целевого рынка, определение конкурентной позиции образовательного учреждения и использование системы маркетинга для насыщения и удовлетворения выбранного рынка образовательными услугами. Маркетинговая стратегия образовательного учреждения находит своё отражение в маркетинговой программе, которая представляет развернутое управленческое решение, реализует принципы маркетинга и направлена на удовлетворение образовательных потребностей учащихся, их родителей, общества и государства.

Главная задача службы маркетинга - эффективная координация действий внутренней и внешней среды в целях удовлетворения потребностей непосредственных и косвенных потребителей образовательных услуг данного образовательного учреждения. Любая маркетинговая деятельность будет эффективной только в том случае, если это не разовые действия, а целостная система мер и воздействий, нацеленная на необходимое преобразование конкретной рыночной ситуации.

Маркетинг позволяет ответить на следующие вопросы.
  • Кто является покупателем и потребителем товаров (услуг) производителя?
  • Кто может стать потенциальным покупателем?
  • Где проживают, учатся, работают покупатели товаров (услуг)?
  • Почему они их покупают?
  • Может ли производитель предложить те услуги, которые потребители желают получить в нужном месте, в удобное время и в необходимом количестве?
Основными функциями маркетинга в образовании являются: анализ, планирование, реализация и контроль маркетинговой деятельности по выявлению, созданию, внедрению и продвижению образовательных услуг и продуктов, на основе комплексного изучения потребностей в получении образования, рынка предоставляемых образовательных услуг и рынка труда.

Для реализации этих функций образовательное учреждение должно проводить следующие мероприятия:
 
  • мониторинг рынка труда;
  • исследование рынка образовательных услуг;
  • формирование и определение потребностей в образовательных услугах;
  • продвижение на рынок образовательных продуктов;
  • информационное сопровождение потребителей образовательных продуктов и услуг;
  • формирование маркетинговой стратегии образовательного учреждения.
Основываясь на некоторых выводах работ (Н.В.Тихомировой и И.Щербо), предложим возможный функционал для маркетинговой деятельности городской школы.

Функции маркетинговой службы школы

  1.   Анализ возможностей школы (анализ внутренней среды).
  2.  Анализ окружающей образовательной среды (анализ внешней среды).
  3.  Изучение структуры спроса на образовательные услуги и продукты школы, определение потенциальных потребителей ОУ.
  4.  Формирование спроса и стимулирование сбыта ОУ.
  5.  Разработка прогнозов и предложений по созданию новых ОУ и продуктов, расширению, сокращению или полному сворачиванию реализуемых услуг.
  6.  Информационное сопровождение реальных и потенциальных потребителей.
  7.  Обоснование и расчет необходимых ресурсных вложений для реализации предложений на рынке. Планирование цены.
  8.  Разработка системы оценки качества предоставляемых услуг, в том числе на основе мнения потребителей.
  9.  Формирование банка данных по предлагаемым ОУ и продуктам, их техническим и сервисным характеристикам, клиентам, стандартам и нормам оказания услуг.
  10.  Заключение договоров и соглашений с партнерами по реализации услуг.
  11.  Заключение договоров с потребителями.
  12. Координация деятельности по обучению и повышению квалификации кадров школы в области маркетинга.
Под маркетинговыми коммуникациями понимается управление процессом продвижения товаров и услуг на всех этапах: перед продажей, в момент покупки, во время и по завершении процесса потребления. Системы маркетинговых коммуникаций должны разрабатываться индивидуально для каждого целевого рыночного сегмента и содержать в себе не только механизмы передачи информации для целевой аудитории покупателей, но и функции обратной связи покупателя с продавцом товаров и услуг.

Определение и анализ целевой аудитории

 Аудитория может быть представлена отдельными группами лиц, потенциальными покупателями, потребителями, избирателями и т. д. Попытки донести информацию о продуктах и услугах до максимально большой аудитории приводят к необходимости составления универсального сообщения, не учитывающего особенностей тех или иных групп потребителей и, тем самым, могут оказаться неэффективными.

Определение целей коммуникации

 Маркетинговую кампанию можно считать успешной только в том случае, если она в значительной степени достигла поставленных перед ней целей.

Принятие решения о средствах продвижения

 Под средством продвижения подразумевается способ донесения информационного сообщения до целевой аудитории. Перечислим основные средства продвижения:
  •  реклама
  • Public Relations (PR, Пиар, Связи с общественностью)
  • стимулирование сбыта (к средствам стимулирования сбыта относятся распродажи, скидки, лотереи и т. д.)
  • личные продажи и прямой маркетинг (личные продажи подразумевают под собой организацию тесного личного контакта менеджера по продажам с потребителем и являются особенно эффективными на последних стадиях процесса покупки).

Выбор каналов передачи сообщения: обычно выделяют два принципиально разных типа каналов: личные и неличные. К личным каналам коммуникации относятся выставки, семинары-презентации, пресс-конференции, а также передача продукта на апробацию группам экспертов из соответствующих областей. Использование личных каналов коммуникации обычно имеет своей целью получение благоприятных отзывов экспертов, а также появления доброй молвы о продукте в профильных кругах, что часто становится первым этапом успешного выхода на целевой рынок. Неличные каналы коммуникации передают обращение без личного участия и включают в себя СМИ, интерьеры и специальные мероприятия. К средствам массовой информации относятся газеты, журналы, средства телевизионного и радиовещания, публикации в Интернет, прямые адресные рассылки и т. д. Под интерьерами подразумеваются элементы окружающей среды, подталкивающие потребителя к покупке товара или услуги.

Выбор канала коммуникаций обычно зависит от особенностей целевой аудитории, формата сообщения и финансовых возможностей.

Организация маркетинговой службы в образовательном учреждении

  • Анализ возможностей школы. (При анализе внутренней среды необходимо изучить возможности школы, позволяющие гибко реагировать на возникающие потребности.)
  • Анализ окружающей образовательной среды. (Анализ внешней среды позволяет выявить условия, которые могут способствовать или, наоборот, противодействовать реализации образовательных услуг.)
  • Изучение структуры спроса и определение потенциальных потребителей (Реализация данной функции возможна через организацию и проведение маркетинговых исследований, в рамках которых выясняется: степень удовлетворенности качеством предоставляемых услуг; кто и какие новые услуги хотел бы получать; уровень и структура спроса.)
  • Формирование спроса и стимулирование сбыта ОУ. (Очень важно уметь своевременно предложить потребителю услугу, о которой он и не подозревал.)
  • Информационное сопровождение реальных и потенциальных потребителей. (Необходимо наладить систему своевременного информирования существующих и потенциальных потребителей о предоставляемых и планируемых школой услугах, их качестве и возможностях, а также об условиях получения ОУ и их сопровождении.)
  • Разработка системы оценки качества предоставляемых услуг.
  • Заключение договоров с потребителями.
  • Координация деятельности по обучению и повышению квалификации кадров школы.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: