Возможность отработки лексики немецкого языка с использованием методики взаимного тренажа

bess-pil@mail.ru

Для учащихся в средней школы одна из трудностей обучения немецкому языку состоит в быстром забывании лексических единиц, что в дальнейшем ограничивает качественное общение. Ученики затрудняются самостоятельно говорить на немецком языке, используя активный словарь, в результате чего уровень сформированности языковых навыков (произносительных и лексических) невысокий. Очень важен процесс «вытаскивания» нужного слова из долговременной памяти, для этого требуется регулярность действий. Как считают современные педагоги и психологи, «чтобы сформировался навык, необходимо 200 раз повторить слово в разном контексте и с различной интонацией»


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Известны традиционные приемы работы с учениками, обеспечивающие непроизвольное запоминание слов такие, как:
• Развешивание табличек со словами по учебному кабинету, по квартире (активизация зрительной памяти);
• Составление карточек (на одной стороне пишутся немецкие слова, на другой - перевод). Можно повторить лексику перед уроком индивидуально.

Практика показывает, что одним из продуктивных способов преодоления трудностей в запоминании и употреблении лексики иностранного языка является применение коллективной формы обучения, то есть работы в динамических парах (или в парах сменного состава). Целью работы в динамических парах может быть совместное обучение, изучение, обсуждение, тренировка и контроль. Коллективная форма обучения – одна из ведущих в технологии КСО и имеет в своем арсенале различные приемы и методики (взаимные диктанты, взаимная передача тем, взаимообмен заданиями, взаимное обучение чтению и пересказу, взаимный тренаж).²

Опыт показывает, что при отработке лексики немецкого языка наиболее эффективна методика взаимного тренажа. В самом названии методики отражено ее предназначение – тренировка. Эффективность заключается в том, что отработка учебного материала происходит в устной форме, занимая, как правило, не более 5-7 минут времени урока.

Обучение начинаем с организации работы в парах постоянного состава. Обучающиеся учатся говорить вполголоса, четко выполнять требования алгоритма действий, вести листки индивидуального учета. Через несколько уроков ученикам предлагается работать в динамических парах.

Для того чтобы организовать совместную деятельность учеников по методике взаимного тренажа, учитель готовит специальные карточки (как для индивидуальной работы, о которых говорилось выше). Однако разница заключается в том, что ученики будут работать с ними в динамических парах по определенному алгоритму.
Карточки имеют следующую структуру: на титульной стороне указывается название методики (сокращенно В. Тр.), класс, номер карточки, изучаемая тема, список слов на иностранном языке; на оборотной стороне - перевод слов на родной язык.
Необходимо подготовить четное количество карточек. Их должно быть больше, чем количество учащихся для того, чтобы ученики не задерживали друг друга во время работы.

Общение учеников в паре организуется по следующему алгоритму:
1. Каждый получает карточку со словами. Карточки разные.
2. Первый партнер предлагает второму прочитать слова на немецком языке и перевести их. Правильность перевода проверяет по оборотной стороне карточки.
3. Второй партнер предлагает первому работу по своей карточке по аналогии работы с предыдущей карточкой. Результаты фиксируют в индивидуальных листках учета.
4. Меняются карточками и переходят в следующую пару.
5. В новой паре работают так, как в первой.

Количество переходов в пары зависит от индивидуального темпа работы учеников и от времени, предложенного учителем для такой работы.
Приведем образец листка индивидуального учета:
Фамилия, имя ученика: Руденко Андрей
№ карточки Кол-во ошибок С кем работал
К-3 1 Петров Олег
К-2 - Иванов Дима
К-4 3 Мякишева Зоя

Преимущества такой деятельности для каждого ученика:
• Создаются условия индивидуального темпа работы;
• Появляется возможность активно включить учеников в речевую деятельность;
• Возрастает интерес к предмету в результате создания ситуации успеха.

На примере изучения раздела «Die Schule» (6 класс) покажем возможности применения данной методики.
Тема урока «Unser Klassenraum»
Цель урока – подготовить обучающихся к монологическому высказыванию по
Реализовывались три коммуникативные задачи: активизировать известную лексику в речи; повторить спряжение глаголов в настоящем времени (Präsens); учить описывать кабинет, используя зрительную наглядность.
Методика взаимного тренажа использовалась на этапе речевой зарядки.
Разработана восемь разных карточек, включающих 56 лексических единиц по изучаемой теме (некоторые слова повторяются с целью их закрепления).
Образцы карточек
В. Тр. 6 кл К-1
Die Schule
1. Das Schulgebäude
2. Die Schule
3. Die Garderobe
4. Der Spiegel
5. Der Stundenplan
6. Der Pausenraum
7. vierstöckig
1. здание школы
2. школа
3. раздевалка
4. зеркало
5. расписание
6. помещение для перемен
7. 4-этажный
В. Тр. 6 кл К-2
Die Schule
1. Der Klassenraum
2. Schüler der Unterstufe
3. Schüler der Oberstufe
4. Das Lehrerzimmer
5. Der Parkplatz
6. Die Treppe hinaufgehen
7. Die Treppe hinuntergehen

1. Кабинет
2. Ученики начальной школы
3. Старшеклассники
4. Учительская
5. Парковка
6. Подниматься по лестнице
7. Спускаться по лестнице
В. Тр. 6 кл К-3
Die Schule
1. die Stehtafel
2. die Wandtafel
3. die Schulbank
4. die Wandzeitung
5. das Tonbandgerät
6. die Aula
7. die Sporthalle

1. стоячая доска
2. настенная доска
3. парта
4. стенгазета
5. магнитофон
6. актовый зал
7. спортзал
В. Тр. 6 кл К-4
Die Schule
1. die Werkstatt
2. der Räderstand
3. extra
4. ein extra Raum
5. die Speisehalle
6. der Lehrer
7. lernen

1. мастерская
2. стоянка велосипедов
3. специальный
4. специальное помещение
5. столовая
6. учитель
7. учиться
В. Тр. 6 кл К-5
Die Schule
1. auf dem Fußboden
2. an der Decke
3. an einer Wand
4. an der anderen Wand
5. auf den Schulbänken
6. auf dem Fensterbrett
7. im Schrank

1. на полу
2. на потолке
3. на одной стене
4. на другой стене
5. на партах
6. на подоконнике
7. в шкафу
В. Тр. 6 кл К-6
Die Schule
1. links
2. vorn
3. rechts
4. in der Mitte
5. die Tür
6. hinten
7. das Fenster

1. слева
2. впереди
3. справа
4. в середине
5. дверь
6. за, позади
7. окно
В. Тр. 6 кл К-7
Die Schule
1. die Eingangshalle
2. die Bibliothek
3. die Schwimmhalle
4. das Klassenzimmer
5. der Büroraum
6. die Stunde
7. das Gymnasium

1. вестибюль
2. библиотека
3. бассейн
4. кабинет
5. бюро
6. урок
7. гимназия
В. Тр. 6 кл К-8
Die Schule
1. der Schrank
2. der Stuhl
3. die Schulbank
4. der Tisch
5. das Fensterbrett
6. der Fußboden
7. die Tür

1. шкаф
2. стул
3. парта
4. стол
5. подоконник
6. пол
7. дверь

Как вариант ученикам можно предложить в качестве домашнего задания изготовить к следующему уроку свои тренажерные карточки. Такое задание создает для детей ситуацию творчества, увеличения доли самостоятельности при изучении немецкого языка. Карточки использовались в течение 6 уроков, приведем результаты наших наблюдений:
Тип ученика Начало введения методики, кол-во карточек После 3-х уроков, кол-во карточек После 6-ти уроков, кол-во карточек Кол-во лексических единиц, которое удалось повторить
Сильный ученик 2 6 8 56
Средний ученик 2 5 6 42
Слабый ученик 1 3 4 28

Языковой материал учителю нужно представить в определенной системе, чтобы усвоенные навыки и умения стали произвольными, чтобы обучающиеся легче могли переносить их на новый лексический материал и новые речевые ситуации.
Важную роль также играет самоконтроль и самокоррекция в языковой деятельности обучающихся. Это можно реализовать, выполняя задания с множественным выбором. Ученики, заполнив карточки, обмениваются выполненными заданиями, проверяя друг друга.

В качестве примера представим подобную карточку:
1. Das Schulgebäude ist …
a) einstöckig b) zweistöckig c) vierstöckig
2. Die Garderobe liegt …
a) im 4. Stock b) im Erdgeschoß c) im 2. Etage
3. Der Klassenraum ist …
a) groß b) klein c) links
можно предложить еще один вариант закрепления лексики: составить предложения по теме, заменив при этом лексические единицы символами или рисунком.
Многократное использование методики взаимного тренажа на уроках иностранного языка дает повышение уровня сформированности языковых навыков (пополнение активного словаря, качественное улучшение восприятия обучающимися иностранной речи как устной, так и письменной).

ПИЛЮГИНА О.В. 


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: