Мыльникова Наталья Николаевна, 27.06.2012 0

Эссе "Использование методов повышения познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания"

Существуют разные методы повышения познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Наиболее эффективными являются те виды деятельности, где сам ученик принимает непосредственное участие на всех этапах работы.

Обсудить статью Опубликовать свой материал
МЫЛЬНИКОВА Наталья Николаевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1"
Елабужского муниципального района РТ

На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает огромное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся.

Наибольшую активизацию учащихся вызывает деятельность, в которой учащиеся сами принимают непосредственное участие: дискуссии, инсценирование ситуаций и их анализ, исследования, проведение социологических опросов, изготовление макетов и т.д.

На первый план в педагогической деятельности современных педагогов выходят творческие методы обучения.

В своей работе в 5-6 классах я использую метод моделирования обществоведческих ситуаций. Например, при изучении темы «Экономика» на уроках обществознания в 6 классе, учащиеся создают модель производства и реализации товаров. В ходе моделирования данной ситуации, учащиеся знакомятся с понятиями «товар, услуга, производитель, потребитель, факторы производства и т.д». Для этого среди учащихся распределяются роли: предприниматели-производители, потребители-эксперты, рабочие. Учитель играет роль посредника. К нему учащиеся обращаются за сырьем, технологией производства, транспортировкой и т.д. Предприниматель должен наладить производство товара. Купить или создать свою технологию производства, нанять рабочих, закупить сырье, организовать рабочее место-цех, сбыть готовый товар и т.д. Потребители, выступая одновременно экспертами, должны оценить работу производителя. Анализируя созданную модель ситуации, учащиеся делают самостоятельный вывод о процессе создания экономических благ, об основных факторах производства.

В современной методике вновь заговорили о методах создания проектов. Используя метод проектов, педагоги формируют ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им необходимо во взрослой повседневной жизни.

Например, на уроках обществознания в 6 классе при изучении темы «Познай самого себя» учащиеся, исследуя тему, делают выводы о необходимости активной деятельности в различных областях, но для этого должны:

1. Собрать необходимую информацию о достижениях, сделанных подростками-сверстниками в разных областях.
2. Собрать информацию о достижениях членов группы, в которую входят они.
3. Определить в какой форме учащиеся будут представлять свою работу.
4. Оформить результаты своей работы и творчески представить ее.

Одним из примеров повышения активности на уроках истории является создание моделей, макетов. Как пример, создание макета дома-музея Н.А.Дуровой. Макет выполнили ученицы 5 класса Калимуллина А. и Камалетдинова Э. Они лично выезжали к дому, изучали особенности строения, пытаясь создать как можно более точную копию здания.

С внедрением компьютерных технологий стало модным использование их на уроках. Это позволяет более точно донести до учащихся особенности исторических событий, привлечь их внимание. К сожалению, оснащение нашей школы не позволяет часто использовать технические средства, т. к. в классе нет ни проектора, ни интерактивной доски. Если выдается такая возможность, использую презентации, которые составляю сама, отрывки из документальных и художественных фильмов.При получении опережающего задания учащиеся также готовят презентации.

На основе своего опыта я еще раз убедилась, что технологии самостоятельного обучения ведут прежде всего к повышению активности учащихся в процессе получения знаний. Успех обучения определяется отношением учащихся к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?