Эссе "Образование в России: вчера сегодня, завтра"

В эссе я поднимаю проблемы нравственного, патриотического воспитания молодого поколения России.

Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Мкртумян Таиса Амаяковна,
учитель истории и обществознания,
высшая категория, «Почётный работник общего образования РФ».
Ставропольский край, Георгиевский район, пос. Новый
МБОУ СОШ №11

« Я – педагог», мне кажется, что я смогу в своей работе не доказать, а показать, что в действительно это так. Но если у меня была бы возможность, то тему эссе я бы сформулировала следующим образом: «Я - Учитель». Как учитель, имеющий стаж работы более девятнадцати лет, я не только учила, но и продолжаю учить и учиться многому от своих учеников. За время работы накопила огромный опыт по духовно- нравственному воспитанию, направленный на решение ряда проблем, связанных с воспитанием современной российской молодёжи, которые имеют место в российском социуме. Это проблемы патриотизма, нравственности, духовности и толерантности.

Решения вышеизложенных проблем, требуют их комплексного осуществления. В связи, с чем я разработала комплекс мероприятий, сгруппировав их в блоки.

Современная школа требует, совершенно иного подхода в вопросах воспитания нынешнего поколения молодых российских граждан - будущего демократического государства. За последние двадцать с лишним лет произошли масштабные изменения в вопросах переориентации воспитания и образования.

Вопросы, связанные с патриотизмом молодого поколения находятся в эпицентре внимания общества, школы, семьи. На современную школу ложиться огромная ответственность в сохранении, передачи и привитии школьникам культурно- исторического наследия отечественных традиций. Учитель, работающий над данной проблемой, несёт ответственность за свои результаты. Если ребёнок, находится в надёжных руках, то и результат будет положительным.

Моя работа строится, таким образом, чтоб в никоем случае не навязывать своего мнения, а посредством примеров, поступков суметь показать правоту своего мнения. Кроме того в своей повседневной работе придерживаюсь принципа в вопросе обучения и воспитания: «Через воспитание - к знаниям».

В процессе работы использую технологию сотрудничества и сотворчества через внеклассные мероприятия. План по патриотическому воспитанию представлен следующим блоком мероприятий:

1. Эссе на тему:
а) «Я гражданин страны - Россия»;
б) « Россия – мой отчий дом»;
в) « История моей семьи»;
г) « Отчизне посвятим души прекрасные порывы».
2. Вечера – встречи с интересными людьми. Организация диспутов.
а) «Быть гражданином это долг»;
б) « Что означает быть патриотом страны?»;
в) « В чём разница между патриотом и гражданином?».
3. Проведение «круглых столов» по следующим темам:
а) « Как я понимаю свою гражданскую позицию?».
4. Организация Вахты Памяти.
а) оказание помощи участникам и инвалидам ВОВ тимуровцами школы;
б) проведений лекций – лекторской группой школы в памятные исторические дни страны;
в) проведение итоговой конференции на тему: « Мы живы – значит, жива память о ВОВ!»;
г) организация спортивных мероприятий с представителями воинской части, дислоцированной в районе в честь Парада Победы;
д) выполнение творческих работ, в честь праздника Дня Примирения.

Что касается проблемы возрождения духовности, то здесь можно отметить, что к данной проблеме в последние годы проявился интерес со стороны и сторонников внедрения в школы религии и его противников, категорически, настроенные активностью церкви и в его влиянии на современную школу.

В моей программе мероприятий обосновывается идея о том, что внедрение религии в образовании это в какой-то мере есть возрождение православия. Однако это проникновение не должно быть навязчивым. Необходимо найти ту золотую середину, чтобы не навредить и чтобы современное общество само пришло бы к религии и высокой духовности, и через духовность к нравственности, которую проповедует православная церковь. На мой взгляд, между такими понятиями как духовность и нравственность можно поставить знак равенства. В программе делается акцент на то, что уроки православия в школе сегодня необходимы, если мы хотим иметь общество высоконравственных, духовно обогащённых, истинных патриотов своего Отечества и своей малой Родины, воспитанных на традициях гуманности, уважительного отношения к людям иных национальностей.

Современная школа должна готовить воспитанного, образованного гражданина в условиях многоконфессионального мира и многонациональной страны. «Знания без воспитания - меч, в руках сумасшедшего», это слова, сказанные великим русским учёным Д. Менделеевым.

И чтобы знания работали в интересах граждан, а не против них, необходимо их закладывать глубоко и на начальном этапе воспитания, на примерах истории нашего героического прошлого, на нравственных примерах его достойных сынов и с учётом многих особенностей многонационального российского общества.

Меня, как учителя, в первую очередь волнует нравственная деградация, прагматизм, распространение наркомании, алкоголизма, подмена истинных ценностей мнимыми ценностями среди определённой части нашей молодёжи. Сегодня мы встречаем в социуме такие факты потребительства в сфере материальных благ со стороны молодого поколения, которые представляют себе, необходимость в первую очередь приобрести всё и сразу. При этом, не слишком задумываясь о нравственной стороне и последствиях своих поступков. Учитель в данной ситуации зачастую оказывается беспомощным, так как сегодня со страниц средств массовой информации культивируется псевдоэталон нового поколения. Безусловно, школа сегодня живёт иными ориентирами, но духовные ценности как были, так и останутся вечными проводниками, указывающими нашим детям правильный путь в формировании достойных граждан.

Современное постиндустриальное общество создало особый тип нынешних молодых людей, которые, в какой - то степени, являются развитыми в области инновационных технологий, образованными, с широким кругозором. Однако им не хватает духовности. Они обделены такими качествами как человеколюбие, любовь к ближним, уважение к старшему поколению к своей семье. В них зачастую отсутствует чувство ответственности за свои поступки. Поэтому я попыталась создать комплексную программу по духовно-нравственному воспитанию учащихся. И здесь большая роль отводится учителю, как духовному наставнику, который своим поведением, поступком, делом должен показать нравственный пример. Наставник должен быть личностью. И только личность может оказать влияние на своих подопечных в формировании гражданственности и высокой духовности, причём без навязывания своего мнения.

И главным двигателем духовности является сердце. «Без сердца, что поймём?» [1] Эти слова принадлежат прекрасному педагогу Шалве Александровиче Амонашвили.

Действительно, невозможно воспитывать и быть духовным примером для отдельно взятого ребёнка, если не любишь детей. В данном направлении мне помогает, использованная годами и апробированная, педагогическая технология на основе личностной ориентации.

Все мои уроки строятся на сотрудничестве и самореализации ученика как личности. Цель каждого урока разбудить, вызвать к жизни внутренние силы учащегося. Даже слабый ученик должен чувствовал себя комфортно на уроках. Очень часто встречаюсь с родителями тех учащихся, у которых слишком заниженная самооценка. Дети - это лицо родителей. Мои частые встречи с ними позволяют иметь информацию о положении детей в семьях. Это даёт мне возможность быть ближе к ребёнку, находить с ним общий язык и сделать всё возможное, чтобы он поверил в свои силы, в свои способности.

Большую помощь в активизации учащихся играет школьный клуб « Юных историков». Члены клуба сами принимают участие в составлении плана мероприятий на учебный год. В честь памятных исторических дней дети проводят лекции, конкурсы, викторины и ряд других мероприятий. Им предоставляется большая творческая свобода. Активисты клуба в конце учебного года награждаются памятными подарками со стороны родительских комитетов.

Мною систематически ведутся беседы с отдельными детьми. Следовательно, большой упор делаю на индивидуальную работу. На мой взгляд, педагогика сотрудничества, гуманно- личностный подход требует от нас учителей предельной объективности, максимума порядочности и требовательности. В нашей педагогической работе не должно иметь место деления детей на своих и не своих, любимчиков и не любимчиков.
Так как программа строится на таких блоках как воспитание патриотизма, нравственности, духовности, то своё место имеет здесь и воспитание толерантности российской молодёжи. В блок по воспитанию толерантности я включаю следующее мероприятия:

а) изучение истории, культуры, религии, национальных традиций, представителей других национальностей, проживающих в родном крае;
б) проведение ежегодных встреч с представителями национальных диаспор;
в) организация Фестиваля « Радуга» с проведением конкурса на знание национальной культуры народов, населяющих Малую Родину;
г) организация конкурса проектов на темы: « Мы все дети России», « В единстве сила», « Я в многонациональной семье»;
д) анкетирование на тему « Кто ваши соседи?», « Как мы относимся к межнациональным бракам?»;
е) вечер с тематикой: « Школа дружбы и добра».

Программа мероприятий является составной частью нравственного и духовного воспитания. В многонациональной и многоконфессиональной стране необходимо уважать не только себя и свою нацию, но и с уважением относиться к представителям других национальности, живущих рядом с нами. Как учитель я строю свою работу по принципу «не навреди, не навязывай своего мнения, быть уважителен к чужому мнению, но при этом не забывай об уважении к себе». Только через уважение к себе можно прийти к уважению других. Здесь уместно остановиться на высказывании великого китайского философа Конфуция, который говорил: «Необходимо владеть с собою на столько, чтобы уважать других, и поступить с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием». Вся моя работа в воспитании толерантности строится в духе этого изречения. Мы, учителя, должны прививать нашим детям уважительное отношение к родителям, к старшему поколению и окружению, какой бы национальности и вероисповедования они не были. Проводимые мероприятия воспитывают в наших детях чувство уверенности, комфортности в школе. Учащиеся разных национальностей в своей родной школе не должны стесняться того, что они не такие как все, они должны знать, что они такие как и их окружение. От компетентности, высочайшей культуры учителя будет зависеть микроклимат в классе, школе. Толерантность не завершается внеклассными мероприятиями. Это поведение рядового гражданина, учителя, родителей и окружающих нас людей. Работа по воспитанию толерантности – это ежедневный, целенаправленный труд, и она должна осуществляться не от случая к случаю. В ней не должно быть формализма, и тогда она станет частью поведения наших детей. Воспитание молодого поколения в духе терпимости, уважительного отношения должна строиться комплексно: семья, школа, общество. Начало этой работы должно быть заложено в дошкольных учреждениях, на самом раннем этапе воспитания детей. И тогда мы будем иметь результаты по достижению межэтнического согласия, доверия, сотрудничества, взаимоуважения друг к другу.

Как учитель я провожу большую работу по наставничеству. Сегодня мои наставники показывают прекрасные результаты в своей нелёгкой учительской профессии. Я горда тем, что одна из них стала делегатом I Всероссийского съезда учителей в городе Москве. Многие мои ученики стали победителями ряда всероссийских конкурсов и заняли первые места по предмету истории на муниципальном уровне.

Я - Учитель! Я сохранила огромное уважение и авторитет своих бывших учеников и их родителей. Это огромное счастье для учителя, сумевшего заложить человеческое в своих учениках. Сегодня мои бывшие ученики приводят своих детей в ту школу, которую они закончили, что является доказательством авторитета педагога и школы.
 
И ещё раз мне хочется обратиться к высказыванию великого педагога Ш. А. Амонашвили
«Живите по совести!
Работайте на совесть!

Будьте совестливыми!»[2]
В этих словах я вижу ту основу, на которой, по моему мнению, должна строиться работа настоящего учителя.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: