Мкртумян Таиса Амаяковна, 30.06.2012 0

Эссе "Образование в России: вчера сегодня, завтра"

В эссе я поднимаю проблемы нравственного, патриотического воспитания молодого поколения России.

Обсудить статью Опубликовать свой материал
Мкртумян Таиса Амаяковна,
учитель истории и обществознания,
высшая категория, «Почётный работник общего образования РФ».
Ставропольский край, Георгиевский район, пос. Новый
МБОУ СОШ №11

« Я – педагог», мне кажется, что я смогу в своей работе не доказать, а показать, что в действительно это так. Но если у меня была бы возможность, то тему эссе я бы сформулировала следующим образом: «Я - Учитель». Как учитель, имеющий стаж работы более девятнадцати лет, я не только учила, но и продолжаю учить и учиться многому от своих учеников. За время работы накопила огромный опыт по духовно- нравственному воспитанию, направленный на решение ряда проблем, связанных с воспитанием современной российской молодёжи, которые имеют место в российском социуме. Это проблемы патриотизма, нравственности, духовности и толерантности.

Решения вышеизложенных проблем, требуют их комплексного осуществления. В связи, с чем я разработала комплекс мероприятий, сгруппировав их в блоки.

Современная школа требует, совершенно иного подхода в вопросах воспитания нынешнего поколения молодых российских граждан - будущего демократического государства. За последние двадцать с лишним лет произошли масштабные изменения в вопросах переориентации воспитания и образования.

Вопросы, связанные с патриотизмом молодого поколения находятся в эпицентре внимания общества, школы, семьи. На современную школу ложиться огромная ответственность в сохранении, передачи и привитии школьникам культурно- исторического наследия отечественных традиций. Учитель, работающий над данной проблемой, несёт ответственность за свои результаты. Если ребёнок, находится в надёжных руках, то и результат будет положительным.

Моя работа строится, таким образом, чтоб в никоем случае не навязывать своего мнения, а посредством примеров, поступков суметь показать правоту своего мнения. Кроме того в своей повседневной работе придерживаюсь принципа в вопросе обучения и воспитания: «Через воспитание - к знаниям».

В процессе работы использую технологию сотрудничества и сотворчества через внеклассные мероприятия. План по патриотическому воспитанию представлен следующим блоком мероприятий:

1. Эссе на тему:
а) «Я гражданин страны - Россия»;
б) « Россия – мой отчий дом»;
в) « История моей семьи»;
г) « Отчизне посвятим души прекрасные порывы».
2. Вечера – встречи с интересными людьми. Организация диспутов.
а) «Быть гражданином это долг»;
б) « Что означает быть патриотом страны?»;
в) « В чём разница между патриотом и гражданином?».
3. Проведение «круглых столов» по следующим темам:
а) « Как я понимаю свою гражданскую позицию?».
4. Организация Вахты Памяти.
а) оказание помощи участникам и инвалидам ВОВ тимуровцами школы;
б) проведений лекций – лекторской группой школы в памятные исторические дни страны;
в) проведение итоговой конференции на тему: « Мы живы – значит, жива память о ВОВ!»;
г) организация спортивных мероприятий с представителями воинской части, дислоцированной в районе в честь Парада Победы;
д) выполнение творческих работ, в честь праздника Дня Примирения.

Что касается проблемы возрождения духовности, то здесь можно отметить, что к данной проблеме в последние годы проявился интерес со стороны и сторонников внедрения в школы религии и его противников, категорически, настроенные активностью церкви и в его влиянии на современную школу.

В моей программе мероприятий обосновывается идея о том, что внедрение религии в образовании это в какой-то мере есть возрождение православия. Однако это проникновение не должно быть навязчивым. Необходимо найти ту золотую середину, чтобы не навредить и чтобы современное общество само пришло бы к религии и высокой духовности, и через духовность к нравственности, которую проповедует православная церковь. На мой взгляд, между такими понятиями как духовность и нравственность можно поставить знак равенства. В программе делается акцент на то, что уроки православия в школе сегодня необходимы, если мы хотим иметь общество высоконравственных, духовно обогащённых, истинных патриотов своего Отечества и своей малой Родины, воспитанных на традициях гуманности, уважительного отношения к людям иных национальностей.

Современная школа должна готовить воспитанного, образованного гражданина в условиях многоконфессионального мира и многонациональной страны. «Знания без воспитания - меч, в руках сумасшедшего», это слова, сказанные великим русским учёным Д. Менделеевым.

И чтобы знания работали в интересах граждан, а не против них, необходимо их закладывать глубоко и на начальном этапе воспитания, на примерах истории нашего героического прошлого, на нравственных примерах его достойных сынов и с учётом многих особенностей многонационального российского общества.

Меня, как учителя, в первую очередь волнует нравственная деградация, прагматизм, распространение наркомании, алкоголизма, подмена истинных ценностей мнимыми ценностями среди определённой части нашей молодёжи. Сегодня мы встречаем в социуме такие факты потребительства в сфере материальных благ со стороны молодого поколения, которые представляют себе, необходимость в первую очередь приобрести всё и сразу. При этом, не слишком задумываясь о нравственной стороне и последствиях своих поступков. Учитель в данной ситуации зачастую оказывается беспомощным, так как сегодня со страниц средств массовой информации культивируется псевдоэталон нового поколения. Безусловно, школа сегодня живёт иными ориентирами, но духовные ценности как были, так и останутся вечными проводниками, указывающими нашим детям правильный путь в формировании достойных граждан.

Современное постиндустриальное общество создало особый тип нынешних молодых людей, которые, в какой - то степени, являются развитыми в области инновационных технологий, образованными, с широким кругозором. Однако им не хватает духовности. Они обделены такими качествами как человеколюбие, любовь к ближним, уважение к старшему поколению к своей семье. В них зачастую отсутствует чувство ответственности за свои поступки. Поэтому я попыталась создать комплексную программу по духовно-нравственному воспитанию учащихся. И здесь большая роль отводится учителю, как духовному наставнику, который своим поведением, поступком, делом должен показать нравственный пример. Наставник должен быть личностью. И только личность может оказать влияние на своих подопечных в формировании гражданственности и высокой духовности, причём без навязывания своего мнения.

И главным двигателем духовности является сердце. «Без сердца, что поймём?» [1] Эти слова принадлежат прекрасному педагогу Шалве Александровиче Амонашвили.

Действительно, невозможно воспитывать и быть духовным примером для отдельно взятого ребёнка, если не любишь детей. В данном направлении мне помогает, использованная годами и апробированная, педагогическая технология на основе личностной ориентации.

Все мои уроки строятся на сотрудничестве и самореализации ученика как личности. Цель каждого урока разбудить, вызвать к жизни внутренние силы учащегося. Даже слабый ученик должен чувствовал себя комфортно на уроках. Очень часто встречаюсь с родителями тех учащихся, у которых слишком заниженная самооценка. Дети - это лицо родителей. Мои частые встречи с ними позволяют иметь информацию о положении детей в семьях. Это даёт мне возможность быть ближе к ребёнку, находить с ним общий язык и сделать всё возможное, чтобы он поверил в свои силы, в свои способности.

Большую помощь в активизации учащихся играет школьный клуб « Юных историков». Члены клуба сами принимают участие в составлении плана мероприятий на учебный год. В честь памятных исторических дней дети проводят лекции, конкурсы, викторины и ряд других мероприятий. Им предоставляется большая творческая свобода. Активисты клуба в конце учебного года награждаются памятными подарками со стороны родительских комитетов.

Мною систематически ведутся беседы с отдельными детьми. Следовательно, большой упор делаю на индивидуальную работу. На мой взгляд, педагогика сотрудничества, гуманно- личностный подход требует от нас учителей предельной объективности, максимума порядочности и требовательности. В нашей педагогической работе не должно иметь место деления детей на своих и не своих, любимчиков и не любимчиков.
Так как программа строится на таких блоках как воспитание патриотизма, нравственности, духовности, то своё место имеет здесь и воспитание толерантности российской молодёжи. В блок по воспитанию толерантности я включаю следующее мероприятия:

а) изучение истории, культуры, религии, национальных традиций, представителей других национальностей, проживающих в родном крае;
б) проведение ежегодных встреч с представителями национальных диаспор;
в) организация Фестиваля « Радуга» с проведением конкурса на знание национальной культуры народов, населяющих Малую Родину;
г) организация конкурса проектов на темы: « Мы все дети России», « В единстве сила», « Я в многонациональной семье»;
д) анкетирование на тему « Кто ваши соседи?», « Как мы относимся к межнациональным бракам?»;
е) вечер с тематикой: « Школа дружбы и добра».

Программа мероприятий является составной частью нравственного и духовного воспитания. В многонациональной и многоконфессиональной стране необходимо уважать не только себя и свою нацию, но и с уважением относиться к представителям других национальности, живущих рядом с нами. Как учитель я строю свою работу по принципу «не навреди, не навязывай своего мнения, быть уважителен к чужому мнению, но при этом не забывай об уважении к себе». Только через уважение к себе можно прийти к уважению других. Здесь уместно остановиться на высказывании великого китайского философа Конфуция, который говорил: «Необходимо владеть с собою на столько, чтобы уважать других, и поступить с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием». Вся моя работа в воспитании толерантности строится в духе этого изречения. Мы, учителя, должны прививать нашим детям уважительное отношение к родителям, к старшему поколению и окружению, какой бы национальности и вероисповедования они не были. Проводимые мероприятия воспитывают в наших детях чувство уверенности, комфортности в школе. Учащиеся разных национальностей в своей родной школе не должны стесняться того, что они не такие как все, они должны знать, что они такие как и их окружение. От компетентности, высочайшей культуры учителя будет зависеть микроклимат в классе, школе. Толерантность не завершается внеклассными мероприятиями. Это поведение рядового гражданина, учителя, родителей и окружающих нас людей. Работа по воспитанию толерантности – это ежедневный, целенаправленный труд, и она должна осуществляться не от случая к случаю. В ней не должно быть формализма, и тогда она станет частью поведения наших детей. Воспитание молодого поколения в духе терпимости, уважительного отношения должна строиться комплексно: семья, школа, общество. Начало этой работы должно быть заложено в дошкольных учреждениях, на самом раннем этапе воспитания детей. И тогда мы будем иметь результаты по достижению межэтнического согласия, доверия, сотрудничества, взаимоуважения друг к другу.

Как учитель я провожу большую работу по наставничеству. Сегодня мои наставники показывают прекрасные результаты в своей нелёгкой учительской профессии. Я горда тем, что одна из них стала делегатом I Всероссийского съезда учителей в городе Москве. Многие мои ученики стали победителями ряда всероссийских конкурсов и заняли первые места по предмету истории на муниципальном уровне.

Я - Учитель! Я сохранила огромное уважение и авторитет своих бывших учеников и их родителей. Это огромное счастье для учителя, сумевшего заложить человеческое в своих учениках. Сегодня мои бывшие ученики приводят своих детей в ту школу, которую они закончили, что является доказательством авторитета педагога и школы.
 
И ещё раз мне хочется обратиться к высказыванию великого педагога Ш. А. Амонашвили
«Живите по совести!
Работайте на совесть!

Будьте совестливыми!»[2]
В этих словах я вижу ту основу, на которой, по моему мнению, должна строиться работа настоящего учителя.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.