12.06.2012 0

Эссе «ОРКСЭ» - новый курс. Размышления учителя.


С сентября 2012 года нам, учителям Челябинской области, предстоит вести новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» в четвертых классах общеобразовательных школ.
А как это будет? Для чего? Дети наши итак загружены, как втиснуть ещё один урок? Кто будет преподавать? Есть ли программа или придётся всё разрабатывать самим? Где учителю найти на это время в конце учебного года? Как отреагируют родители?

Обсудить статью Опубликовать свой материал
Миранкова Людмила Ивановна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 60» г. Магнитогорска

С сентября 2012 года нам, учителям Челябинской области, предстоит вести новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» в четвертых классах общеобразовательных школ. Когда мы услышали об этом в первый раз, в голове один за другим начали возникать вопросы. А как это будет? Для чего? Дети наши итак загружены, как втиснуть ещё один урок? Кто будет преподавать? Есть ли программа или придётся всё разрабатывать самим? Где учителю найти на это время в конце учебного года? Как отреагируют родители?

…И началась работа. На информационном совещании у директора нам объяснили, какая важная миссия доверена учителю. В жизни российской школы происходит крупный поворот. После десятилетий господства официального атеизма религиозные организации возвращаются в общественную жизнь России [2]. Учитель должен проявить свои лучшие профессиональные качества, чтобы правильно организовать работу по новому учебному предмету. Вести курс могут исключительно педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку. Для этой цели в городе организовали курсы… И нас стали обучать.

В ходе подготовки мы прослушали лекции преподавателей – тренеров и встретились с представителями религиозных организаций. Мы узнали, что апробация комплексного курса прошла в 21 субъекте Российской Федерации.

Содержание предмета ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов [1]. С целью обеспечения учителя необходимой информацией для успешного преподавания курса подготовлены книга для учителя; справочные материалы для общеобразовательных учреждений и книга для родителей, в которой они найдут ответы на интересующие их вопросы. Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, светской этики можно найти на тематических интернет-сайтах:

Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru:
Государственный музей истории религии - www.gmir.ru.

Практические разработки учителей и электронные образовательные ресурсы по тематике курса также размещаются на сайтах:

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru;
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru.

Комплексный курс включает шесть самостоятельных модулей, ориентированных на различные мировоззренческие группы в российском обществе [1]. Дети будут изучать тот модуль, который выберут для них родители.

Сразу возникла рациональная мысль: «Хорошо бы выбрали один модуль. Тогда надо будет составлять одну программу, изучать один учебник».

...Один модуль не получился. Директор объявила: «Даём полную свободу родителям. Это должно быть их решение». Родители выбрали 4 модуля… «Так, значит ещё четыре подготовки! Может уйти на пенсию и жить спокойно?»

На мечты о спокойной жизни времени не остаётся – надо срочно после уроков бежать на курсы повышения квалификации. По дороге думаю: «Хорошо бы Ислам вёл другой учитель. Я же православная. Хотя… когда я последний раз была в храме? Не помню уже. Всё, в воскресенье отложу все дела и пойду!

А пока слушаю лекцию отца Алексия, священника храма Михаила Архангела г. Магнитогорска. Он говорит о том, что особенность предмета «ОРК и СЭ» – в насыщенном духовно-нравственном наполнении, курс является культурологическим; даёт рекомендации по каждому уроку.

Аудитория с интересом слушает. А будет ли интересно моим ученикам? Много придётся прочитать за лето.

…Встреча с имамом. Узнаём новое, необычное. Задаём вопросы. Думаю: «Мне проще, т. к. детство прошло в Башкирии. Обычаи, во всяком случае, я знаю».

Как хорошо, что есть интернет! Можно посмотреть, как прошла апробация курса в других регионах. Можно общаться с учителями, изучать их опыт. Можно взять за основу предложенную программу и доработать её.

Этим я сейчас и занимаюсь. Завтра нужно сдать рабочую программу на проверку. Всё готово, но хочется ещё отредактировать несколько разделов…А, вот, и рассвет. Птицы за окном запели – значит, пора идти на работу. Только б не уснуть. Ничего – это временно. Потом отдохну. Да, кто- то сказал: «Ничто так не постоянно, как временно». Не помню кто.

Подошёл день родительского собрания. Приглашены представители православной церкви. Как всё пройдёт? Беседу ведёт отец Лев храма Вознесения г. Магнитогорска. В классе стоит непривычная тишина. Родители внимательно слушают. Значит, не равнодушны. Это хорошо! Разговор идёт о жизни, о проблемах. Запомнилась фраза: «Кто объяснит вашим детям почему, например, нельзя пойти на дискотеку, когда хоронят родителей».

…Господи, неужели мы уже до этого дожили!

Месяц май. Я еду со второй Всероссийской научно – практической конференции «Проблемы культурного образования» из г. Челябинска. Обдумываю услышанное. Запомнилось выступление П.Ф. Назырова. Он говорил о П.А. Столыпине, как о нравственном примере служения отечеству…В завещании Петра Аркадиевича было написано: «Похороните меня там, где меня убьют». Знал, что его ждёт, но продолжал служить отечеству. Больше бы России таких сынов.

А, что я? Песчинка в море.

… Новый предмет волнует педагогов! На секционном заседании профессора Г.М Гогиберидзе засыпали вопросами. С трудом уложились в отведённый регламент. Докладчик говорил о том, что курс очень сложный. Требует филигранной работы от педагога, т. к. может дать обратный результат. Где – то уже идут судебные разбирательства. Говорил об уходе добрососедских отношений в обществе, о проникновении потребительской морали в сознание людей, росте детской наркомании. Наши дети совершенно искренне заблуждаются, где добро, где зло. Нам предстоит много сделать для изменения ситуации, и начинать надо не с борьбы с недостатками, а с развития достоинств детей.

…Еду домой. Есть время обдумать услышанное. Мимо проплывает какой– то HOTEL: «Неужели в этом провинциальном городке часто бывают иностранные гости?» И об этом мы сегодня тоже говорили.

Любуюсь облаками, дождём, закатом. Хорошо жить! Почему мы так редко радуемся жизни? Кто- то сказал: «Мне жаль тех людей, которые не верят в Бога. Увидев закат, им даже поблагодарить некого».

А часто ли я благодарна? Да, много предстоит обдумать и сделать, чтобы наши дети становились лучше. И, как положено, начинать придётся с себя.

Р.S. А «Основы исламской культуры» вести всё же придётся мне.

Литература:
1. О направлении методических материалов ОРКСЭ, методическое письмо Минобрнауки РФ от 8 июля 2011 г. N МД-883/03
2. Тишков, В.А. Книга для учителя. Основы религиозных культур и светской этики/ В.А. Тишков, Т.Д. Шапошникова, Казьмина О.Е. и др.- М.: Просвещение, 2012.- 240 с.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?